Урок самопознания 7 класс Тема: Разум и воля


План урока самопознания Школа: Талшыкская средняя школа Дата: Урок № 1Тема: Разум и воляЦенность: образ собственного «Я»Качества:  самопознание, интерес к себеПедагог: Кажмуратова Айжан БахытжановнаКласс: 7 «Б» Количество учащихся:
Цель: углубить представления учащихся о познании самого себя через раскрытие значения понятий «разум» и «воля».
Задачи:- расширение знаний о понятиях «разум», «воля»;- развитие интереса к познанию своих возможностей;- воспитание стремления понимать себя. Ресурсы: (инструментарии, сведения)
учебник, интерактивная доска, аудиозапись песни в исполнении Эдуарда Хиля «Человек из дома вышел» на слова С. Пожлакова, муз. А. Ольгина.
Ход урока:
Организационный момент
1.Минута тишины
Представьте себе тёплый летний вечер. Вы лежите на траве и смотрите на проплывающие в небе облака – такие белые, большие, пушистые облака в голубом небе. Вокруг всё тихо и спокойно, вам тепло и уютно. С каждым вздохом и выдохом вы начинаете медленно и плавно подниматься в воздух, всё выше и выше, к самым облакам. Ваши руки лёгкие, лёгкие, ваши ноги лёгкие. Все ваше тело становится лёгким, как облачко. Вот вы подплываете к самому большому и пушистому, к самому красивому облаку на небе. Ближе и ближе. И вот вы уже лежите на этом облаке, чувствуете, как оно нежно гладит вас, это пушистое и нежное облако …. Гладит …, поглаживает … Вам хорошо и приятно. Вы расслаблены и спокойны. Но вот облачко опустило вас на поляну. Улыбнитесь своему облаку. Потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Вы хорошо отдохнули на облаке.
2. Проверка домашнего задания Анализ хода урока:
3. Цитата урока
Разум есть основа всякого добра, ключ к каждому желанию, и никому не обойтись без него. Он приобретается опытом и образованностью. Разум таится в человеке: не виден он, пока не обнаружит его образованность и не даст ему силы и опыт; когда же утвердится он, то первым устремляется к добру и отгоняет всякий вред.
Абдаллах ибн Аль-Мукаффа
1.Чтение цитаты
2. Беседа по содержанию цитаты 
Как вы понимаете смысл изречения? 4. Рассказывание истории (беседа). «Разум, чувства и воля» (притча)
Вопросы для анализа:
-        Какой совет дал мудрец?
-        В чем отличие воли человека от его разума и чувств?
- В чем смысл притчи? 5. Творческая работа. Групповая работа.
Прочитайте текст и ответьте на вопросы к нему.Семиклассник Асыл уныло смотрел на учебник физики. И вздохнув, открыл нужную страницу и стал делать задание на дом. После десяти минут безуспешного труда Асыл потерял терпение. - Ну, не получается у меня! Я ничегошеньки не понимаю в этой физике! - сердясь на себя, сетовал Асыл.Успокоившись, он стал рассуждать:- Если гора не идет к Магомеду, значит, Магомед идет к горе! Так? Так. Значит, мне самому необходимо разобраться в моей неудаче с физикой, ведь наука не виновата, что я ее не понимаю. Первое, что я сделаю, - искреннее заинтересуюсь физикой, ведь это наука о закономерностях окружающего нас мира и явлениях природы. А мне хочется узнать о нашем мире как можно больше. Второе, - настроюсь на удовольствие от занятий физикой, которые поднимут мое настроение. Вот тогда мне станет легко и весело на душе!Через две недели одноклассники просили Асыла разъяснить им ту или иную задачу по физике, удивляясь тому, как легко он усваивает новые трудные темы.- Какие трудности испытывал Асыл при выполнении заданий по физике?- Как вы думаете, какова причина этих трудностей?- Какое решение принял Асыл для преодоления трудностей?- Какие качества помогли Асылу понять физику?
1 группа:Перечислите три самых важных качества, которые характеризуют разумного человека. Приведите пример.
2 группа: Назовите три отрицательных качества, не свойственных человеку с сильной волей. Приведите пример. 6. Групповое пение. «Человек из дома вышел»слова С.Пожлакова  муз. А.ОльгинаПоднялся рассвет над крышей,Человек из дома вышел,Поглядеть на жизнь поближеВздумал с утра.Человеку много ль надо?У него на сердце радость,Он смеется снегопаду,Солнцу в небе и ветрам.Припев:Ля-ля-ля-ля-ляля-ля-ля-ля-ляЛя-ля-ля-ля-ля-ляля-ля-ляЛя-ля-ля-ля-ляля-ля-ля-ля-ляСолнцу в небе и ветрам.Человеку много ль надо? Надо, чтобы друг был рядом, Песня чтоб была на случай, Случай любой,Чтобы дома не забыли, Чтобы следом письма плыли,Чтобы в этих письмах были, Были строчки про любовьПрипев:Ля-ля-ля-ля-ляля-ля-ля-ля-ляЛя-ля-ля-ля-ля-ляля-ля-ляЛя-ля-ля-ля-ляля-ля-ля-ля-ляБыли строчки про любовь.Человеку много ль надо?Чтоб в природе был порядок,И была бы жизнь длиннее, чтобы шагать,Чтоб не терла плечи ноша,Повстречать людей хороших,Да и счастье тоже надо,Тоже надо повстречать.Припев:Ля-ля-ля-ля-ляля-ля-ля-ля-ляЛя-ля-ля-ля-ля-ляля-ля-ляЛя-ля-ля-ля-ляСчастье надо повстречать. Счастье надо повстречать. Счастье надо повстречать. 7. Домашнее задание. Урок №2 учебник стр8. Чтение текста: «Жизнь дана на развитие» 8. Заключительная минута тишины. ♪ Звучит тихая, спокойная музыка: Давайте мысленным взором попробуем заглянуть в своё сердце. Представьте, что внутри вашего сердца раскинулся великолепный сад — сад вашей души. Светит солнце любви и тепла. Переливается радуга доброты. Может быть, вы увидите там дерево, покрытое зелёной кроной. Это дерево доверия, уважения, радости, честности. Полюбуйтесь цветами любви и добра, пройдитесь по саду своей души, насладитесь красотой. А теперь медленно вернитесь в класс и откройте глазки.