Урок. ««Ориентирование на местности. компас»


Урок-исследование по окружающему миру во 2-м классе
"Ориентирование на местности. Компас"
Варламова М.В., учитель начальных классов
Цель урока:
Ознакомить учащихся со сторонами горизонта, промежуточными географическими направлениями; развивать умение ориентироваться по сторонам горизонта с помощью компаса.
Познавательные УУД: умение самостоятельно формулировать тему урока и ставить задачи; постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации.
Коммуникативные УУД: умение работать в группе сверстников; умение слушать и вступать в диалог; сотрудничество в поиске и обработке информации
Регулятивные УУД: умение действовать по плану, планировать свои действия; умение контролировать результаты своей деятельности и оценивать свою работу.
Личностные УУД: формирование осознанного отношения к учению, развитие любознательности, памяти, мышления, формирование моральной самооценки
Основные понятия: ориентирование, ориентиры, компас
Межпредметные связи: география
Оборудование:
Учебник “Мы и окружающий мир” (автор Дмитриева Н.Я.) 2 класс, программа Занкова Л.В., листочки, иголки с нитками, карта ЧР, компасы 19 шт., магниты.
Ход урока
Организационный момент.
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать,
Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет всё узнать наша любознательность.
2.
Учитель. Сегодня мы будем продолжать постигать тайны нашего общего дома– замечательной планеты Земля.
Актуализация знаний.
У.(читает отрывок из сказки) Жили-были дед и баба. И была у них внученька Машенька. Пошла Машенька в лес и заблудилась…
Ребята, а вам жалко Машеньку? Как мы можем ей помочь?
Дети: Надо помочь Машеньке выбраться из леса.
У. Какие вопросы будем рассматривать на уроке? Что нам предстоит выяснить сегодня?
Дети. Об ориентировании, о том, как не потеряться в лесу.
У.Наша планета очень большая, на ней легко потеряться. А как вы думаете, что нужно человеку знать, чтобы не потеряться. А, если потерялись, то, как найти обратный путь?
3. Проверка домашнего задания. Определение целей и темы урока.
Дети рассказывают о способе ориентирования на местности .(При солнечной погоде надо в полдень стать спиной к солнцу так, чтобы тень была точно впереди человека. Тогда впереди у него будет север, за спиной  - юг, справа - восток, слева  - запад.
Ориентирование по местным природным признакамМожно также ориентироваться по местным признакам. Мхи и лишайники предпочитают тень, потому произрастают на северной стороне ствола дерева, у берез кора на южной стороне белее белая и чистая чем с северной, муравьи устраивают жилища на юг от дерева, снег тает весной на склонах гор, обращенных к югу.
У березы  с южной стороны кора белее, чем с северной.
У сосны, пихты и ели на южной стороне видны естественные натёки и сгустки смолы, которые твердеют.
По Полярной звезде, солнцу
Учитель: Но не все признаки бывают надежными, поэтому, чтобы правильно сориентироваться, надо пользоваться несколькими признаками.
Я для вас подготовила игру «Доскажи словечко». А начнём мы её с ребятами, сидящими в первом ряду:
Если ты проснулся рано,И в твоё окошко прямоЛучик солнца заглянул,По щеке твоей скользнул,Подмигнул: пора вставать,Утро доброе встречать,Знай, окно твоё, дружок,Смотрит прямо на ВОСТОК.
-Продолжим игру с ребятами второго ряда:Солнце к ночи утомилось,Целый день оно трудилось,Нам тепло и свет даря.Разливается заря,Замедляет солнце бегИ уходит на ночлег,Дрёма машет тихо лапой,Сторона зовётся ЗАПАД.
-А теперь задание для третьего ряда:В стороне той, каждый знает,Солнце вовсе не бывает,Ветер прячется холодный,Но порою новогоднейНам оттуда Дед МорозШлёт подарков целый воз.В стороне той тени бродят,И метели хороводят,У зимы в морозном зевеТам живёт суровый СЕВЕР.
-А заключительное задание для всего класса:
Солнце жаркое в обедС той сторонки шлёт привет.И оно зимою дажеИз тепла узоры вяжет,Летом вовсе, как утюг,Сторона зовётся ЮГ.
Молодцы, ребята, вы хорошо знаете стороны света.
Игра « Ассоциации».

На партах у детей лежит набор карточек со словами:
север час месяц
верх лево восток
неделя год юго-запад
назад секунда
Задание.
Прочитайте слова на карточках.
Разделите их на группы.
Подумайте, по какому основанию вы их разделите на группы.
(дети работают в парах)
Учитель: Проверим работу. Предложите свои варианты названия групп.
Дети: Одна группа слов обозначает время, другая пространство.
Учитель: Сейчас мы отправимся в путешествие по Чувашии. Конечно, мы не сядем в поезд и не полетим на самолёте. Мы будем путешествовать по карте. А для этого необходимы определённые знания. Вы готовы выступить в роли исследователей окружающего мира?
Работа в парах.
Учитель: Определить по карте в каком направлении от г Канаш находятся перечисленные в задании города ЧР. Как мы будем ориентироваться по карте?
Ученики: На схемах и картах вверху –север, внизу – юг, справа –восток, слева –запад.
Определите положение нашего города по отношению к названным городам:
Чебоксары на севере, Вурнары –на западе, Янтиково – на востоке.
Но мы двигаемся не только на юг или запад, а ещё и в промежуточных направлениях. Как будет называться направление между севером и востоком?(северо-восток). Между югом и востоком? (юго-восток).
Обратите внимание: на первое место в таких выражениях всегда ставятся юг и север.
Назовите в каком промежуточном географическом направлении от Канаша находится Козловка ( на С-В), Алатырь (ЮЗ )
Учитель. А с помощью чего еще можно ориентироваться на местности?
Дети. Можно ориентироваться с помощью компаса.
У. Итак, какая тема нашего урока?
Д. Ориентирование на местности с помощью компаса.
Учитель: Что такое компас?
Как вы думаете, к какому источнику нам нужно обратиться, чтобы проверить, насколько верны ваши предположения, и узнать значение (толкование) данного слова. ( К толковому словарю).
(Работаем со словарём С. И. Ожегова)
1 ученик( читает)
Компас- прибор, указывающий направление сторон света.
Нам сегодня предстоит ответить на вопросы:
Что такое компас?Из чего он сделан?Для чего он?Как с ним работать?
Откройте учебник на стр 81. Прочитайте определение. Сравните определение, данное в ваших учебниках с определением из словаря.
Учитель. Пока мы с вами работали, нам пришло послание из прошлого .(Свиток.)
“Мы, древние мореплаватели, ориентировались днём по Солнцу, ночью по Луне и звёздам, главным образом по Полярной звезде. В туман и пасмурную погоду держались поближе к берегу. Но мы стали смелее, когда у нас появилась мореходная игла. С помощью неё мы определяли страны света и находили верный путь”.
Учитель. Хотите стать исследователями и создать “Колдовской инструмент”? Его считали волшебным.
Хотите узнать, что это за мореходная игла?
Дети.Хотим.
4. Практическая работа.
Учитель. Проведем опыт.
Возьмите намагниченную иглу, листок.
Проткните намагниченной иглой листок.
Держа за конец нити, дайте бумаге свободно повиснуть.
Подождите, пока бумажка остановится в определённом направлении.
Вновь покрутите нитку.
Бумажка остановилась в том же направлении?
Куда указывает игла?
Дети. На север, юг.
Учитель. Вы сделали прибор для определения сторон горизонта.
Как он называется?
Дети. Компас.
Учитель. Как вы считаете, в чём секрет? Почему стрелка указывает на север?
Ответы детей.
Учитель. Науке давно известно, что наша планета Земля обладает особыми свойствами. Земля – это магнит с двумя полюсами С и Ю. Под действием магнитных сил, стрелка-игла, которая тоже намагничена, устанавливается в определённом направлении.  Планета Земля – это большой магнит, на поверхности которого стрелка всегда сориентируется по направлению к магнитным полюсам Земли.
Именно по магнитному полю Земли ориентируются птицы, когда летят на юг и возвращаются в родные края.
Компас можно обмануть, если положить рядом другой магнит или железный предмет. Компасом нельзя пользоваться в тех местах, где есть залежи железной руды. Их называют магнитные аномалии. В таких местах стрелка компаса ведет себя ненормально, и по нему нельзя узнать стороны света. Поэтому, чтобы приступить к следующему этапу нашего урока мы уберем магниты, лежащие на ваших партах.
Точно неизвестно, когда появился первый компас.
Откройте учебник, на стр 81 найдите рисунок Древнего китайского компаса.
Ученик делает сообщение
В китайских источниках, которым IV тысячи лет, есть упоминание о белом глиняном горшке, который караванщики берегут пуще всех своих грузов. В нем на деревянном поплавке лежит коричневый камень, любящий железо. Он, поворачиваясь, всегда показывает на юг, а это, когда нет Солнца или звезд, спасает их от разных бед, направляя по верному пути.
2,5 тыс. лет назад магнитный компас использовали китайские мореплаватели, а европейцы начали использовать искусственные магниты только через тысячу лет. Об этом писал английский монах Александр Неккам: «В пасмурные дни или темные ночи, когда не видно небесных светил, моряки намагничивают железную иглу, продевают ее сквозь соломинку, плавающую на воде, и таким образом определяют, где север».
Учитель. Со временем компас постоянно совершенствовался. Люди научились делать магнитные стрелки и придавать им форму рыбок, пускали их в сосуд с водой, как древние мореплаватели.
Можно было встретить стрелки, посаженные на ось и прикреплённые к стеблю камыша.
Эти приборы устанавливали на кораблях.
Почему компас постоянно совершенствовался?
Дети. Было неудобно, например, во время шторма.
Учитель. Устройство современного магнитного компаса простое.
Рассмотрите его. Назовите основные части.
Дети. (рассматривают, называют основные части компаса)
Корпус
Стрелка
Название полюсов
Градусы –шкала
Физминутка.
-А теперь я предлагаю отдохнуть. Сейчас мы проведём физкультминутку, которую вы честно заслужили.
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Лети, лети, лепесток, через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг,
Лишь коснёшься ты земли,
Нам за парты сесть вели.
Учитель: А у нас на столах лежат наши современные компасы. Давайте рассмотрим компас.
Самая важная часть компаса – намагниченная стрелка на стальной игле. Один конец окрашен в красный цвет. Стрелка помещена в круглую коробочку, на дне которой находится циферблат. На нем обозначены стороны горизонта. Назовите их. (С. Ю. З. В.)
Учитель. Но компас может помочь лишь тем, кто умеет им пользоваться. В учебнике на стр 82 прочтите правила пользования компасом. (Читает ученик)
Подготовим компас к работе.
Осторожно поверните компас так, чтобы стрелочка и Север совместились.
Вы сориентировали компас.
Разминка.
Учитель. Встаньте, повернитесь в том направлении. Садитесь.
Чтобы быть более точными, повернитесь к окну и снова сориентируйте компас.
Дети встают.
Учитель. Куда указывает стрелка?
Дети. На север.
Учитель. Покажите направление рукой.
Определим по компасу, где находится:
- классная доска;- окно.
Дети выполняют.
Учитель. Где, в каких профессиях нужен компас?
Дети. Геологам, географам, геодезистам, военным морякам, на корабле и самолёте, туристам, горным инженерам, картографам, краеведам, охотникам и другим.Учитель. А может магнитный компас уже устарел и пора его сдать в архив?
Рассуждения детей.
Учитель. Есть более точные виды компасов: гирокомпас (на корабле), радиокомпас, астрономический компас, горный компас, буссоль.
Так нужен компас?
Ответы детей.
Работа в рабочих тетрадях.
А теперь давайте проверим, хорошо ли вы усвоили только что изученный материал. Для этого откройте, пожалуйста, свои рабочие тетради на с.16 и выполните здание №39
     Двое учеников второго класса живут в одном доме, но ходят в школу разными маршрутами. (На рисунке 1 см соответствует 100м.)
1.     Изобразите маршрут Пети: от подъезда дома он идёт 400 м (4 см) на север, потом 300 м (3 см) на восток, опять на север 100 м (1 см), 900 м (9 см) на запад и 400 м (4 см) на юго.
2.     Другим цветом изобразите маршрут Васи: от подъезда дома он идёт 150 м (1,5 см) на север, потом 650 м (6,5 см) на запад.
3 Определите, куда пошёл класс после уроков: от школы ребята с учителем прошли 350 м (2,5 см) на юго-запад, затем 250 м (2,5 см) на запад и 750м (7,5 см) на север. (В театр)
      Работа в группах.
      - Сейчас вы будете работать в группах (определяются группы). Я предлагаю вам задания, вы выбираете одно и составляете его описание (3 минуты на работу).
От школы туристы прошли на север 4 км, а затем на восток 3 км и 1 км на юг.
Напишите, в каких направлениях будут двигаться туристы, возвращаясь в школу этим же маршрутом.
Ответ: 1 км на север, 3 км на запад, 4 км на юг.
Разгадать кроссворд

1. Умение находить стороны горизонта.
2. Какую сторону горизонта показывает расположение муравейника у отдельно стоящего
дерева?
3. Сколько существует основных сторон горизонта?
4. Сторона горизонта расположенная у верхнего края листа на плане местности.
5. Если встать лицом к северу, то какая сторона горизонта будет слева?
      Проверяем работу групп. Дети выбирают того, кто будет отвечать от имени группы.
     Выслушиваем  представителей всех групп.
      - Оцените работу своей группы. Если ваша группа составила понятное описание,  поднимите зелёную карточку, если не совсем понятное, то синюю.
Последнее задание:
Откройте тетради. От исходной красной точки пройдите 3 шага на запад (1 шаг – 1 клетка), 3 шага на юг, 3 шага на восток, 3 шага снова на юг и 3 шага на запад.
- Что получилось?
- У кого получилось 5 – тот хорошо знает стороны горизонта.
5. Итог урока. Рефлексия.
У. Подведём итог нашего урока. Какой прибор стал нашим новым другом на сегодняшнем уроке?
Что вы расскажите о нем дома?
(Дети рассказывают о компасе)
Вы сегодня узнали что-то для себя новое?
Какая же тайна у нашей планеты?
Д. Земля – это большой магнит.
У. Какую оценку заработал весь наш класс?
Почему? Какая причина?
Домашнее задание.
Составьте маршрут учеников из школы в цирк или театр по РТ
Стр 81-82 по учебнику.

 
Игра «Найди клад»
Дети делятся на группы. Каждой группе предлагается найти спрятанный где-то в комнате «клад», двигаясь по компасу. Ведущий дает команды: «Группа «Варяги» — три шага на север, четыре шага — на восток, десять шагов — на юг» и т.д., пока дети на достигнут нужной точки, где спрятаны «сокровища».