Методические материалы к урокам эстетического цикла Вопросы культуры и искусства в воспитательном процессе на уроке МХК. Песни — притчи как способ социализации современных школьников».

Автор разработки Лебедева Елена Станиславовна,
учитель МХК МБОУ «Гимназии №2»
«Вопросы культуры и искусства в воспитательном процессе на уроке МХК. Песни - притчи как способ социализации современных школьников».
Цель нашего воспитания – научить
наших детей обходиться без нас
А.С.Макаренко
«Есть в музыке особое качество, которое отличает её от других искусств: способность вести одновременно любое число людей по одному, предуказанному композитором руслу, оставляя в то же время каждому возможность найти в этом русле самого себя, пережить нечто особенно ему близкое.»(7) Но, о каком «предуказанном пути» идет речь? О процессе развертывания в музыкальном произведении какого-то жизненно важного для человека и человечества смысла.
Актуальность. Искушение сделать неправильный выбор встает перед современными детьми буквально на каждом шагу. Наркотики, ранняя сексуальная жизнь, алкоголь, разного рода лихачества, - вот множество стрессовых ситуаций, соблазнов взрослой жизни, с которыми они встречаются ежедневно. Почему многие дети, столкнувшись с необходимостью самостоятельно принимать жизненноважные решения, делают неверный выбор?
Почему же молодые люди совершают ошибки, ведущие к саморазрушению? Видимо трагедия в том, что большая часть их деяний неразумных и безнравственных – результат первого так поздно принятого самостоятельного решения. В детстве за них все решали родители, желающие своим детям «только добра».
В 1988 году на конференции по проблемам личности в г.Паланга, физиологом Ротенбергом В.С. было введено понятие «выученной беспомощности» и «поисковой активности». Нередко феномен «выученной беспомощности» можно наблюдать и у наших школьников. Он проявляется:
В неспособности найти выход из неблагоприятной ситуации
В стремление обвинить окружающих, учителей, власть в своих бедах и неудачах вместо того, чтобы разобраться в себе самих
Подобная позиция приводит к следующим поведенческим проявления в социуме:
неуверенность в своих силах
Боязнь высказать свое мнение
Застенчивость
Чувство недееспособности
Снижение мотивации учебной деятельности

В этом отношении притча как традиционное средство воспитания и социализации позволяет создать школьникам ситуацию, где они смогут проявить себя, почувствовать себя значимыми, поверить в себя, испытать радость от совершения собственных действий, а именно создать «ситуацию успеха». (Чем больше традиций, тем легче достигаются учебные успехи.) Так, традиции притч, не подавляя своеобразие личности, предоставляют пространство для ее реализации.
«Хитрец» сл. и муз. С. Копыловой

По дороге шла толпа людей,
Каждый нес по тяжкому кресту.
Двигались они немало дней,
Отмеряя за верстой версту..
Был средь этих путников хитрец:
Незаметно к лесу он свернул,
И спилил там, у креста конец,
Чтобы крест не так плечо тянул.
И, довольный путников догнал.
С легкой ношей весело идти,
Только об одном хитрец не знал,
Что ущелье было впереди.
И кресты над пропастью легли –
Прямо от начала до конца,
По крестам они перебрались
Все за исключеньем хитреца.
Крест его теперь был слишком мал,
Выбрал жребий сам себе хитрец,
Свой же крест никто ему не дал –
Ведь спасти чужой не может крест.
В жизни крест у каждого есть свой.
Не спеши свернуть в манящий лес.
Знает Бог, несешь ты для чего
Этот тяжким кажущийся крест.
В жизни крест у каждого есть свой.
Не спеши свернуть в манящий лес.
Знает Бог, несешь ты для чего
Этот, тяжким кажущийся, крест.


Создание ситуации успеха в частности приводит к формированию устойчивой поисковой активности, которая проявляется в следующих видах поведения:
В познавательной и творческой активности
В самостоятельном поиске источников необходимой информации
В готовности к принятию решения в ситуации выбора
Использование притч эффективно помогает в процессе формирования поисковой активности, способствует расширению жизненного опыта, так как отражает элементы повседневной жизни человека. Пожалуй, одна из основных направленностей притч – принятие человеком ответственности за собственную жизнь. Так, например, притча «Бабочка» сл. и муз. С. Копыловой
Поймал на поле бабочку монах,
И, усмехнувшись, он спросил у старца,
Живая или мертвая она.
Расчет был прост: коль скажет, что живая, -
То он её ладонями прижмет,
А мёртвая – так полетит порхая,
Когда монах ладони разомкнёт.
«Пусть знают все, какой он прозорливец»,-
Ликуя сердцем, предвкушал монах.
А старец за монаха помолился
И с грустью молвил: «Всё в твоих руках!»
раскрывает возможность ситуации выбора в любой момент времени у каждого человека, подчеркивая, что все жизненные обстоятельства зависят от внутренней позиции человека.
Достоинство и результативность духовных притч выстраивается за счет личностного, живого подхода к проблеме, переживания за героя как за близкого человека, идентифицируя себя с ним. Основное содержание обращается к глубинному «я», помогает осознать отношение к миру, другим людям и к самому себе, а при необходимости изменить это отношение. Более того, в притчах трудные обстоятельства в жизни рассматриваются как стимул, побуждающий человека искать выход, решать проблему.
Несмотря на то, что жизненный опыт школьника во временной перспективе еще очень мал, и препятствия кажутся непреодолимыми, постигая суть притчи, у школьников возникает очень много самостоятельных вопросов о Добре и Зле, Истине, Нравственности и поисках смысла жизни.
Без погружения в эти философские истины невозможна полноценная социализация личности, под которой понимается процесс овладения человеком социальным и социально-психологическими нормами, правилами, функциями, ценностями, общественным опытом в целом.
В педагогическом словаре (4) социализация представляется как «совокупность всех социальных и психических процессов, посредством которых индивид усваивает систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества; процесс вхождения индивида в социальную среду, его овладение навыками практической и теоретической деятельности, преобразование реально существующих отношений в качества личности; процесс включения индивида в систему общественных отношений и самостоятельное воспроизводство этих отношений». Социализация личности осуществляется через взаимодействие ее со средой, в ходе которого человек не только овладевает социальным опытом, но и наращивает его, производит соответствующие изменения в социальной и природной среде. Процесс социализации личности имеет две взаимосвязанные стороны. С одной стороны, человек присваивает социальный опыт. С другой – проявляется индивидуальность человека, осуществляется экстериоризация и объективизация субъективности в его делах, поступках, в их результатах.
Именно в процессе социализации человек начинает активно, избирательно и целенаправленно взаимодействовать со средой, проявлять себя, свой духовный и физический потенциал.
В системе социального развития школьника притчи могут стать инструментом, реализующим преемственность поколений через следующие воспитательные функции:
Адаптационная. Под адаптацией понимается адаптация индивида к изменениям среды, к интенсивному и ускоренному развитию общества в целом. Адаптация - одна из центральных, наиболее многосторонних функций, соединяющая в себе освоение “ценностей развития”, навыков общения и психологических качеств.
Так своевременно и правильно рассказанная притча может оказать большее воздействие на ученика, чем длительное объяснение причин имеющихся у него проблем и возможных вариантов их решения. Например, восточная притча:
« Много сотен лет назад одна собака посетила находящийся в Индии храм, в котором была тысяча зеркал. Она добралась до храма, совершив утомительное путешествие, длившееся много недель. Поднялась по ступеням храма, вошла в него и оказалась в святилище, украшенном тысячью зеркал. Оглядевшись вокруг, собака увидела в зеркалах тысячу собак и, испугавшись, оскалила зубы. Поджав хвост, она выскочила из храма, уверенная в том, что храм является скопищем злых собак. С тех пор собака больше никогда не переступала порог этого храма.
Некоторое время спустя к храму с тысячью зеркал пришла другая собака. Она тоже поднялась по ступеням храма, вошла в него и, взглянув в зеркала, увидела тысячу дружелюбных и миролюбиво настроенных собак. Она покинула храм с уверенностью, что мир полон дружелюбных собак». (6)

Мир является отражением нас самих, если мы смотрим на мир светло и радостно, то он отвечает нам тем же! (6)
2. Контролирующая. В современных условиях, и в особенности под воздействием научно-технического прогресса, происходят изменения в характере и средствах социального контроля. Можно проконтролировать хорошо знакомую ситуацию, но как поступить с новой, незнакомой?
Притча о мудрецах на башне
Мудрецы с верхнего этажа взирают на мир. Каждый из мудрецов, забираясь все выше и выше, исходил из принципа «чем выше заберешься, тем дальше видно». Но нам-то ведь известно: то, что каждый из этих мудрецов наблюдает, зависит ещё и от того, в каком направлении он смотрит и какой подзорной трубой (если она у него есть) пользуется.. А увидев, мудрецы начнут интерпретировать и объяснять по-разному. Тому же, кто захочет вблизи рассмотреть увиденную вещь, пощупать её руками, придется выйти из башни. И каждый из мудрецов-наблюдателей начнет давать советы, как наилучшим образом следует обращаться с этой вещью. Эти советы будут отличаться друг от друга, вплоть до полного противоречия и взаимоисключения
3. Аккумулирующая. Это важность накопления социального и культурного потенциала индивидов, их психологической вооруженности.
- Нет! – воскликнул Эраст Петрович. – Я с тобой не согласен!
Тамба сказал:
- Я не обещал убедить тебя, я обещал объяснить.
(Б.Акунин. Алмазная колесница)
4. Инновационная - как сумму предпосылок, способствующих переориентации на “цели развития”, проявлению инициативы, формированию поискового, интенсивного типа образа жизни, выходу индивидуальной активности за пределы наличной культуры. Инновационная функция предполагает также создание такого жизненного тонуса, который способствовал бы росту психологической мобильности, мобилизации психоэмоциональных ресурсов индивида. Например, неоднозначность интерпретации содержания «Притчи о Рыцаре и Драконе»
Шел рыцарь по пустыне. Его мучила жажда. Вдруг он перед собой увидел озеро, а возле него – дракона. Достал рыцарь меч и начал биться с драконом. Бился сутки – отрубил одну голову. Бился вторые – отрубил вторую голову. Бьется третьи сутки. И вдруг последняя голова дракона спрашивает: «Рыцарь, а ты чего хотел-то?» - «Пить», - отвечает рыцарь. – «Ну, так пил бы»
Иногда нам очень трудно бывает избавиться от стереотипного мышления. Если на нашем пути встречается Дракон, то, мы, опираясь на известные нам с детства сказки, вспоминаем, что он – враг. А ведь этот дракон может оказать и добрую услугу, нужно только увидеть и понять, что это новая ситуация, и воспринимать её нужно не стереотипно (как все, я так привык, мне так удобно), а по-новому (используя свои индивидуальные способности).
6. Демократичная - гласность и осведомленность (реализация права гражданина “знать и участвовать”), обратная связь индивида и групп с институтами, открытость этой среды, взаимная терпимость и уважение людей. Снова обратимся к притче о Рыцаре Эта притча и о том, что мы не умеем договариваться с теми, кто не похож на нас, кто нам по тем или иным причинам не нравится. Мы думаем: «Ага, он не такой, как я, значит - он враг». Мы часто вступаем с ним, таким на нас непохожим в поединок, лишь потому, что у него «Своя Правда», отличная от нашей. Но зачем? Ведь в этой борьбе мы быстро забываем о своих насущных, порой жизненно важных потребностях.
7. Коммуникативная – учитывающая взаимопонимание, развитие навыков диалогического общения и правил общежития. В структурном контексте - наличие развитой системы локальных и универсальных связей общения, механизмов их сохранения во времени; возможность произвести «Я – сообщение».
«Птица и яйцо»
Жила-была птица, которая не умела летать. Однажды в её гнездо случайно попало яйцо летающей птицы, и она высидела его вместе со своими яйцами. Вылупившийся птенец стал расти и развиваться, а присущая ему способность летать никак внешне не проявлялась, но жажда высокого полета некоторое время теплилась в его сердце, иногда он спрашивал: «Мам, ну когда я полечу?»
И любящая мать-птица отвечала ему: «И не мечтай! Птицы нашей породы не летают..».
Никто достоверно не знает, что произошло дальше. Одни говорят, что он так до старости и не рискнул попробовать взлететь, другие говорят, что он все же оторвался от родительского гнезда и полетел, несмотря на ужас, который появился в глазах его матери, когда она увидела его высоко в небе.
На самом деле, важно только одно: как на его месте поступил бы ты?(4)
8. Идентифицирующая – социальная ситуация является знакомой, обжитой.
Кроме того, работа с притчами позволяет достичь гуманизации позиции педагога, способного с уважением и оптимистической позицией принять ребенка, проявить симпатию, создать благоприятный, нравственно-психологческий климат в детском коллективе.
«Что значат притчи?» К мудрецу, который очень любил рассказывать притчи, обратились с вопросом: «Почему ты, мудрец, рассказываешь нам свои замысловатые истории, но при этом не объясняешь, что они значат?»
Мудрец же ответил: «Когда вы идете на рынок, чтобы купить апельсинов, просите ли вы продавца, чтобы он попробовал их вместо вас, оставляя вам лишь кожуру?»
Таким образом, притчи помогают освоить позитивный подход к процессу социализации, всесторонне охватить все происходящие с человеком события, и помогают найти перспективы для преодоления жизненноважных проблем через самопомощь.
Притча подводит человека к источнику, но пить он должен сам.
Восточная мудрость.






Список используемой литературы
1. Копылова С. Песни-притчи. www.svetlana-kopylova.ru
2.Выготский Л. С. Проблема развития как феномен культуры. М. – Воронеж: МПСИ, 1996
3.Выготский Л. С. Психология искусства. – М.: Искусство, 1968
4.Игумен Евмений. Аномалии родительской любви. – Решма., Свет Православия, 2000 – 334с.
5.Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Словарь по педагогике.- Москва:ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. – 448с.
6.Пезешкиан Н. Тренинг разрешения конфликтов. Психотерапия повседневной жизни: Пер. с немецкого./Носсрат Пезешкиан. – 2-е издание.- М.: Институт позитивной психотерапии, 2006. – 296 с.
7.Кабалевский Д.Б, Воспитание ума и сердца: Кн. Для учителя . – М.: Просвещение, 1984. -174 с.








13PAGE 15


13PAGE 14115




Заголовок 1 Заголовок 215