Методическая разработка урока литературы на тему Анализ баллады В.А. Жуковского Светлана (6 класс)




Тема «Анализ баллады В.А. Жуковского «Светлана». Цель:
выявить лейтмотив баллады и особенности мировосприятия героини;
развивать логическое мышление, исследовательские навыки;
воспитывать интерес к личности и творчеству В.А. Жуковского.

Оборудование: мультимедийная презентация.
ХОД УРОКА.
І. Организационный момент.
II. Актуализация прежних знаний.
1.Вступительное слово учителя.
В.А. Жуковский считался одним из отцов русского романтизма. Благодаря его замечательным переводам отечественным читателям стали известны творения европейских романтиков. В 1808 г. Жуковский перевёл балладу немецкого поэта Г.А. Бюргера «Ленора», переименовав главную героиню в Людмилу. Перевод имел успех, но Жуковский продолжил разрабатывать немецкий сюжет, всё больше приближая его к русской действительности.
2.Баллада – лирико-эпическое стихотворное произведение с ярко выраженным сюжетом исторического и бытового характера.
Есть баллады народные и литературные.
Виды баллад:
- героические;
- бытовые;
- любовные.
III. Анализ баллады В.А. Жуковского «Светлана».
Сообщение темы, цели, плана урока.
2.Слово учителя.
В основе содержания «Светланы» (1808-1812 гг.) лежит немецкая баллада. Однако можно смело считать произведение Жуковского оригинальным.
Используя романтический сюжет, автор создаёт глубоко национальное творение, близкое к фольклору. Безнадежная мистика превращается в страшный сон, и на первое место выходит жизнеутверждающее начало. Наверное, Жуковский так долго перерабатывал немецкую балладу, потому что обладал светлым взглядом на мир и хотел передать его своим читателям.
3.Обращение к домашнему заданию.
- Какое настроение задаёт заглавие баллады?
Светлана – русское имя, обозначает «светлая». Светозарность была основным свойством характера Саши Протасовой в восприятии Жуковского. Имя Светлана создаёт совсем не мрачное настроение. После опубликования баллады Жуковского это имя стало очень популярным.
- Составьте ассоциативный ряд со словом «свет».
Свет – счастье, надежда, молодость, беспечность.
- Что всегда противопоставляется свету? Составьте ассоциативный ряд со словом «тьма».
Тьма – горе, несчастье, рок и др.
4.Лексическая работа.
- Объясните лексическое значение слов «запона», «Зиждитель», «лоно», «паникадила», «перси», «провиденье», «тесовы», «фамиам», «ярый».
Лоно - то, что является прибежищем, приютом, местом отдыха и т.п. для кого-, чего-л.
Перси – грудь.
5. Беседа.
- О какой народной традиции напоминают первые же строчки баллады? Что вы знаете об этой традиции?
Первые же строчки баллады напоминают нам о традиции гадать накануне Крещения.
У русского народа существовал такой обычай, как гадать в Святочную неделю (неделю между Рождеством, 7 января, и Крещением, 19 января). Святки – волшебное время. А какого волшебства могут ждать девушки? Разумеется, все мечтают о любви и счастливом замужестве. И, конечно, хочется знать заранее, какой она будет, эта любовь.
- О каких способах гадания вам известно?
6.Сообщение подготовленного ученика о крещенских гаданиях.
В балладе В.А. Жуковского «Светлана» перечислены самые распространённые гадания и приметы.
«За ворота башмачок, сняв с ноги, бросали», чтобы узнать, в какой стороне живёт суженый. Направление должен был указать носок обуви.
«Снег полоть» - подбрасывать снег вверх и наблюдать, как он падает. Если ровно, быть девушке скоро замужем. Если при этом лает собака, то тонкий лай говорит о красивом муже, глухой и сердитый – о неказистом.
Загадывая судьбу, ходили подслушивать под окна чужого дома. Если говор слышался весёлый, то и жизнь в замужестве ожидалась нескучной, а муж - ласковым и добрым. А если хозяева приметят, что их подслушивают, и при этом скажут: «Гроб да могила да ободранная кобыла» - быть несчастью.
Кормили счётным курицу зерном» и считали, сколько зёрен склюёт. Чётное число – желание сбудется, нечётное – увы.
«Ярый воск топили», а по образовавшимся фигуркам судили о своём жребии: если похоже на церковь – к венчанию, если напоминает по очертаниям яму или пещеру – жди смерти. Изображение, похожее на дом, предрекает хорошее хозяйство; склонившиеся растения или деревья – грусть, прямые – радость; развалины города – к измене.
Подблюдное гадание было одним из самых распространённых. Девушки, сложив свои кольца в блюдо и накрыв его платком, «пели в лад песенки подблюдны». После каждой такой песни блюдо встряхивали, кольца перемешивались и гадальщица наугад вытаскивала одно из них. К его хозяйке относилось содержание только что исполненной песни, предсказывающей судьбу.
Пожалуй, самым интересным, но и самым страшным было гадание с зеркалом и свечой: девушка смотрела сквозь пламень свечи в зеркало, а в нём должен был появиться суженый…
- Какой вы представляете себе героиню?
7. Обращение к картине К. Брюллова «Светлана».
Сюжет баллады построен на народно-поэтической и религиозной основе. Народные поверья составляют романтическую сущность души русской девушки. В своей героине и Жуковский, и Брюллов хотели изобразить национально-русский женский тип.
8. Выразительное чтение наизусть отрывка от слов «Тускло светится луна…» до слов «Ангел-утешитель».
9. Слово учителя.
Душевный мир героини полон колебаний: она то соглашается присоединиться к гадающим, то отказывается. Девушка и боится, и надеется получить желанную весть.
Светлана, ожидающая жениха целый год, «молчалива и грустна», но душа её ясна, согрета добрым чувством к сегодняшнему дню, верой в день завтрашний: «Я молюсь и слёзы лью! Утоли печаль мою, ангел-утешитель».
Жуковский не случайно погрузил свою героиню в народный деревенский быт с его праздниками, гаданиями, обычаями. Он подчёркивает эти народные истоки романтических чувств Светланы. Счастье девушки зависит только от неё самой, от её внутреннего мира, от заложенных в нём нравственных ценностей, от способности девушки сопротивляться жизненным невзгодам и верить в благую волю Провиденья.
- Почему гадание у зеркала считалось самым страшным и опасным?
Зеркало – способ связи с потусторонним миром.
10. Выразительное чтение наизусть от слов «Где ж? ... У зеркала одна…» до слов «Радость иль кручину?»
- Вспомните, что такое лейтмотив. Найдите в прочитанном отрывке строчку, являющуюся лейтмотивом баллады.
Лейтмотив – ведущий, иногда повторяющийся мотив. В литературоведение этот термин пришёл из музыки.
11. Слово учителя.
Светлому мотиву беспечной юности, радующейся жизни, с любопытством и верой заглядывающей в будущее, противостоит, дополняя и усложняя его, контрастный мотив печального знания жизни, «горькой судьбины» «тайного мрака грядущих дней». Баллада драматична. Её лейтмотив – тревожный вопрос, обращённый к судьбе: «Что сулишь душе моей, / Радость иль кручину?»
- Какие два цвета преобладают в балладе и почему?
12. Обращение к домашнему заданию.
- Назовите слова, связанные с понятием «белый цвет», «светлый», а также слова с корнем «свет». Какое значение они приобретают в тексте?
Ответ первой группы.
Белый цвет – цвет чистоты, непорочности, счастья.
Белый снег «валит клоками», «на солнышке блестит», «вьюга под санями», «метелица кругом».
Белый платок, белая скатерть, «белоснежный голубок», «белое полотно», которым накрыт мертвец.
Светлана, светлая.
Свеча, огонёк: свет свечи, которую зажгла Светлана, начиная гадать, свет в распахнувшихся дверях церкви, «брезжит в поле огонёк» из окна избушки, в хижине горит свеча.
Слова с корнем «свет»: «светлица», «свеча», «свечка», «светлыми», «светит», «светла», «светится» и т.д.
- Назовите слова, связанные с понятием «тёмный свет», «тьма». Какое значение они приобретают в тексте?
Ответ второй группы.
«Темно в зеркале» во время гадания, «темна даль» дороги, «одинокая впотьмах» стоит Светлана перед избушкой.
Тёмный цвет, тьма обозначает враждебные человеку мистические силы, несчастье.
13. Беседа.
- Какой приём использует автор, чтобы погрузить читателя в мир мистики.
Автор погружает свою героиню в сон.
- Можно ли сказать, что баллада построена на антитезе? Вспомните, что такое антитеза?
- Можно ли назвать сон Светланы мистическим?
14. Выразительное чтение наизусть от слов «Смолкло всё опять кругом…» до слов «Ах!.. и пробудилась».
15. Беседа.
- Почему Жуковский так подробно описывает сцену скачки с мёртвым женихом?
Для нагнетания страха.
- Какие образы помогают Жуковскому усугубить ощущение страха, тревоги?
- Что помогает Светлане спастись?
К ней прилетает «белоснежный голубок», по церковным канонам это Святой Дух.
- Какой момент баллады является кульминационным?
Кульминация – это пробуждение Светланы.
16. Выразительное чтение наизусть от слов «Что же твой Светлана сон…» и до конца баллады.
17. Беседа.
- Почему против всех законов жанра Жуковский делает конец баллады оптимистичным?
Сон оказывается лишь отражением страхов Светланы. За сном следует пробуждение, и всё сразу меняется. Все страхи влюблённой Светланы развеялись. Вера в провидение означает веру в возможность счастливой жизни. Отступление от веры, живущей в душе, несёт гибель, а преданность ей, несмотря на все испытания и искушения, дари победу над тёмными, злыми силами. Светлана не потеряла надежды на счастье, и оно пришло к ней.
- Каково отношение автора к героине?
- Найдите эпитеты, характеризующие мистическую и реальную части баллады.
- Докажите, что природа в балладе является одухотворённой.
- Как в балладе прослеживается принцип параллелизма?
- Что сближает балладу Жуковского со сказкой?
IV. Подведение итогов урока.
В годы работы над «Светланой» Жуковский пережил и надежду, и разочарование. Ему казалось, что брак Саши с Воейковым смягчит её мать, приблизит его собственную женитьбу. У поэта были также все основания тревожиться за судьбу своей любимицы Саши. Он опасался, что его ученица будет несчастлива в замужестве.
Таким образом, любовь поэта к Маше проявляется в балладе глубоким меланхолическим мотивом, противостоящим оптимистическому звучанию темы беспечности юности, кажущейся простоты бытия.
V. Домашнее задание.
1.Прочитать вступительную статью, посвященную А.С. Пушкину.
2.Индивидуальные задания:
-подготовить комментарии к портретам лицеистов;
- выучить наизусть отрывки из стихотворений А.С. Пушкина «19 октября», «Воспоминания в Царском Селе», А. Ахматовой «Городу Пушкина», стихотворение «В альбом Пущину»;
-подготовить пересказ сюжета «Наставники»;
- подготовить пересказ сюжета «Выпуск».