Конспект урока по мировой литературе на тему: Образ России в лирике М.Лермонтова. Анализ стихотворения «Родина» (9 класс)

Тема: «Образ России в лирике М.Лермонтова. Анализ стихотворения «Родина»»
Цель – формирование читательской культуры школьников
Задачи:
Обучающие: определить особенности патриотизма Лермонтова; показать новаторство поэта в разработке темы; отработать навыки анализа стихотворения; обратить внимание учащихся на стилистические особенности этого произведения; расширить словарный запас; углубить литературоведческие знания.
Развивающие: создание ситуации для развития внимания, памяти; развивать логическое мышление, память; воспитать чувство взаимопонимания, взаимопомощи.
Воспитательные: формирование чувства уверенности в своих силах; воспитание бережного, внимательного отношения к родному языку; формирование умения работы в коллективе.
Тип урока: анализ художественного текста.
Вид урока: урок-исследование.
Методы и педагогические приёмы: проблемно-поисковые, индуктивные, метод самостоятельной работы.
Оборудование: сборник стихов М.Лермонтова толковые словари, распечатки «Наблюдения и результаты».
1 часть
2 часть

наблюдения и результаты
наблюдения и результаты

ХОД УРОКА
I. Организационный момент
1.. Определение типа урока.
Учитель: Сегодня у нас урок литературы. Но не просто урок, а урок - исследование. Что такое исследование? Вы можете использовать толковый словарь Ожегова.
(Толковый словарь Ожегова, «Исследование» - выяснение, изучение чего-нибудь.)
Учитель: Что является результатом исследования?
(Открытие нового, интересного)
Учитель: Какие качества необходимы человеку – исследователю?
(Воображение, фантазия)
Учитель: Сегодня я предлагаю вам провести урок в виде исследования! Наблюдения и результаты исследования вы будете заносить в специальные индивидуальные распечатки.
II. Определение темы урока и целеполагание.
Учитель: Объектом нашего исследования будет являться творчество М. Ю. Лермонтова.
1. Работа с эпиграфом урока.
Люблю отчизну я,  но странною любовью!   (М.Ю.Лермонтов)
Учитель: Строки из какого произведения М. Ю. Лермонтова? («Родина», 1841)
Учитель: Зная эпиграф, предположите тему исследования. (тема Родины)
Учитель: правильно, тема сегодняшнего урока – исследования: « Особенности патриотизма М. Ю. Лермонтова. Анализ стихотворения «Родина». Подумайте и скажите, как еще можно сказать «любовь к Родине»?
Предположительный ответ: Патриотизм
Учитель: хорошо, патриотизм. А что говорит о патриотизме словарь Ожегова?
Желающий ученик находит и зачитывает. ПАТРИОТИЗМ-преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу.
Учитель: Зная тему и эпиграф урока, определим цели исследования. И так, сегодня нам предстоит разобраться, какою виделась Россия Лермонтову, с чем ассоциируется образ родины, что нового внес поэт в развитие этой темы, в чем особенности патриотизма поэта, используя все уровни поэтической организации текста.
2. Организация работы на уроке.
Учитель: Работа на уроке будет проводиться в 3 группах: лингвисты - проводили лингвостилистический анализ стихотворения по каждой части; теоретики – группа, работающая со словарями разных видов; аналитики - групп, которой предстоит сделать выводы по исследованию. К проведению сегодняшнего урока многие из вас получили индивидуальны задания, по ходу занятия мы к ним будем обращаться.
III. Исследование. Лингвостилистический анализ текста стихотворения М. Ю. Лермонтова «Родина».
Группа лингвистов:
1. Творческая история стихотворения.
Тема России и исторической судьбы русского человека всю жизнь сопутствовала поэтическим размышлениям Лермонтова. Образы отечества - от первых стихотворений, запечатлевших картины русской осени («Осень», 1828), до глубоких размышлений в стихотворении «Родина».
В середине января 1841 года Лермонтов покинул Кавказ и выехал в Петербург через Москву. Вновь поэт увидел Россию, от Кавказа до Балтийского моря. И возникла потребность сказать о России. Так в журнале «Отечественные записки» появилось стихотворение «Родина».
Учитель: Прослушайте стихотворение и определите эмоциональное настроение.
Читает учитель.
2. Чтение стихотворения
Люблю отчизну я, но странною любовью! Не победит её рассудок мой. Ни слава, купленная кровью, Ни полный гордого доверия покой, Ни темной старины заветного преданья Не шевелят во мне отрадного мечтанья. Но я люблю – за что, не знаю сам – Её степей холодное молчанье,  Её лесов безбрежных колыханье, Разливы рек её, подобные морям; Проселочным путем люблю скакать в телеге И, взором медленным пронзая ночи тень, Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге, Дрожащие огни печальных деревень; Люблю дымок спаленной жнивы, В степи ночующий обоз И на холме средь желтой нивы Чету белеющих берез. С отрадой, многим незнакомой, Я вижу полное гумно, Избу, покрытую соломой. С резными ставнями окно; И в праздник, вечером росистым, Смотреть до полночи готов На пляску с топаньем и свистом Под говор пьяных мужичков.        
3. Эмоциональное настроение, жанр, тема стихотворения.
4. Определение эмоционального настроения.
Учитель:Каково эмоциональное настроение стихотворения.
5. Определение жанр стихотворения.
Учитель: Жанр произведения?
(Жанр произведения – вид литературы, характеризующийся сюжетными и стилистическими признаками).
Учитель: Можно ли определить жанр? (нет, их несколько)
Учитель: Примеры строк, характерных для оды (воспевание)
Её степей холодное молчанье,  Её лесов безбрежных колыханье,  Разливы рек её, подобные морям;
думы (размышление) Люблю отчизну я, но странною любовью! Но я люблю – за что, не знаю сам –),лирического стихотворения (чувства и душевные переживания)
Не победит её рассудок мой.  Ни слава, купленная кровью,  Ни полный гордого доверия покой,  Ни темной старины заветного преданья  Не шевелят во мне отрадного мечтанья.  Смотреть до полночи готов  На пляску с топаньем и свистом  Под говор пьяных мужичков.  Проселочным путем люблю скакать в телеге  С отрадой, многим незнакомой,  Я вижу полное гумно,).
6. Определите тему стихотворения.
(тема родины)
Учитель: -В автографе стихотворение было озаглавлено «Отчизна», но напечатано с названием «Родина».
Учитель: Дайте толкование слов «родина» и «отчизна».
Родина –
1. Отечество, родная страна.
2. Место рождения, происхождения кого – чего – нибудь. (сл. Ожегова)
Отчизна – Отечество, Родина. (сл. Ожегова)
Учитель: Разграничивает словарь лексическое значение этих слов? (нет)
7. Проблемный вопрос.
Учитель: В чем поэт видел разницу между этими словами? Чтобы ответить точно на этот вопрос обратимся к композиции произведения. Что такое композиция?
(сл. Ожегова: Композиция – строение, соотношение и взаимное расположение частей.)
8. Работа по композиции стихотворения.
Учитель: Какова композиция стихотворения?
(Стихотворение состоит из двух частей)
Исследовательская работа по первой части.
Зачитать первую часть.  Люблю отчизну я, но странною любовью!  Не победит её рассудок мой.  Ни слава, купленная кровью,  Ни полный гордого доверия покой,  Ни темной старины заветного преданья  Н шевелят во мне отрадного мечтанья.
Учитель: В чем главная мысль?
(Отстаивание права на любовь к родине, но отвергает сложившийся образ родины)
(Лексика – раздел науки о языке, изучающий словарный состав языка.)
Учитель: Почему противопоставляются понятия ЛЮБОВЬ и СТРАННАЯ ЛЮБОВЬ? Для этого дайте толкование этих слов.
Любовь – чувство самоотверженной, сердечной привязанности. (сл. Ожегова)
Странный – необыкновенный, необычный, особенный, вызывающий недоумение. (сл. Ожегова)
Учитель: Выберите из этого синонимического ряда определение, которое, на ваш взгляд, наиболее соответствует данному слову в контексте предложения.
(необычный, особенный)
Учитель: Почему странная любовь?
(Поэт подчеркивает свое, личное понимание Родины, это его точка зрения. Инверсия доказывает это, ставя логическое ударение на Я.)
Учитель: С чем ассоциируется образ отчизны в первой части? Назовите словесный ряд.
(слава, но купленная кровью; темная старина; гордый покой).
Учитель: Почему слава, покой, преданья не шевелят в душе поэта «отрадного мечтанья»?
(Поэт отвергает официальную народность, казенный патриотизм.)
Учитель:- Исследовав первую часть стихотворения, ответьте на вопрос: «В чем видел поэт разницу между словами «родина» и «отчизна»?
(Любит не за героическую историю родину, не общепризнанную родину. «Отчизна» - общее, большое понимание родины, а «родина» - узкое, личное понимание родины.)
9. Исследовательская работа по второй части стихотворения.
9.1 Фронтальная беседа по вопросам.
Учитель: В какой части раскрывается образ родины?
(Во второй части раскрывается родины)
Зачитать вторую часть стихотворения.
Но я люблю – за что, не знаю сам –  Её степей холодное молчанье,  Её лесов безбрежных колыханье,  Разливы рек её, подобные морям;  Проселочным путем люблю скакать в телеге  И, взором медленным пронзая ночи тень,  Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,  Дрожащие огни печальных деревень;  Люблю дымок спаленной жнивы,  В степи ночующий обоз  И на холме средь желтой нивы  Чету белеющих берез.  С отрадой, многим незнакомой,  Я вижу полное гумно,  Избу, покрытую соломой.  С резными ставнями окно;  И в праздник, вечером росистым,  Смотреть до полночи готов  На пляску с топаньем и свистом  Под говор пьяных мужичков.
Учитель: В чем главная мысль?
(Раскрывается истинная любовь лирического героя к России)
Учитель: Какие пейзажные образы родины выбирает поэт? Каковы средства их художественной выразительности и их роль? ( степей холодное молчанье – метафора, эпитет; лесов безбрежных колыханье – эпитет, олицетворение; разливы рек, подобные морям – метафора, сравнение. Это символы свободы. Такая Россия дает свободу, полет, является высшей ценностью для лирического героя.)
Учитель: Что приходит на смену мелькающим пейзажам? Назовите эти образы.
(Проселочный путь, деревни, жнивы, чета берез, полное гумно, изба, пляска мужичков)
Учитель: Какие чувства задействуются при описании образов родины? Какова их роль в раскрытии темы?
(Зрение - ночь, ночлег, деревни, жнива, степь, холм, береза, гумно, изба, окно.
Обоняние – дымок спаленной жнивы.
Слух- пляска «с топотом и свистом», говор мужичков. Автор воспринимает эту Россию всеми чувствами, любит её.)
Учитель: Обратимся к символу России- березе. Что говорит поэт о березе? Почему использует слово «чета», а не «пара»?
Чета (сл. Ожегова) – пара двух лиц.
Пара (сл. Ожегова) – два однородных предмета.
(олицетворяет берёзу с русской душой).
Учитель: Случайно ли береза не одинока?
(Береза олицетворяет сокровенную мечту поэта о любви, взаимопонимании, о преодолении одиночества. Его Родина – это страна счастья, гармонии.)
Учитель: Дайте лексическое толкование слов ГУМНО, ЖНИВЬЕ (ЖНИВА), НИВА, используя словарь.
Гумно (сл. Ожегова) – сарай для сжатого хлеба.
Нива – засеянное поле, пашня.
Жнивье – солома на поле, где сжали хлеб.
Учитель: Почему поэту радостно видеть полное гумно, избу, соломой, резные ставни?
(Это символы довольства (в голодное время солому с крыш скармливали скотине) и крестьянской тяги к красоте.)
Учитель: Как организовано время? В какое время суток, года герой видит Россию? Какие средства художественной выразительности говорят об этом?
(Россия изображена и днем, и вечером, и ночью; ранней весной (разливы рек - метафора), летом (вечером росистым - эпитет, лесов колыханье - олицетворенье), осенью (желтая нива - эпитет, спаленное жнивье – метафора. Для поэта родина любима разная, все в ней его привлекает, все любимо.)
Учитель: Образ кого появляется в конце стихотворения?
(Человек)
Учитель: Какие объекты говорят о приближении человека?
(обоз, двор, дом, окно).
10. Цветовая лексика.
Учитель:- В этом стихотворении отразился не только поэтический, но и живописный талант Лермонтова. Охарактеризуйте цветопись.
(Желтый – степи, огни, нивы, солома; черный – ночь, спаленная; голубой – реки,; зеленый – леса; белый – белеющие березы. Краски не яркие, не сочные. Да, такая родина не броская, но она дорога поэту, близка своей скромностью.)
Учитель:- Сравните обе части стихотворения. Чем отличаются две части этого стихотворения?
(В первой - отвергается официальный патриотизм. Во второй – поэт открыл душу, высказал самое сокровенное – какой ему видится Русь.)
Учитель:- Какой стилистический прием использует автор для передачи своего отношения к образам отчизны и родины? (антитеза)
IV.Рефлексия.
Учитель: Обратимся к тем целям урока, которые ставили в начале. К какому выводу пришли. Так в чем же отличие РОДИНЫ от ОТЧИЗНЫ в понимании Лермонтова?
Учитель: В чем особенности патриотизма Лермонтова?
(Отчизна – это «большая родина», государство, официальное понятие. Родина – это глубоко личное понятие, это «малая родина», причем поэту она дороже, ближе, она живет в его сердце. Поэт впервые «малую родину» соотнес с понятием «большой родины», сделал «малую родину» самым главным элементом сложного понятия «большой родины»)
Учитель:Итак, все уровни поэтической организации стихотворения направлены на полное, глубокое раскрытие идеи. Лермонтов сказал о своей любви к родине как поэт – он затрагивает наши чувства посредством особой организации стиха, системой художественно – изобразительных средств.
V. Комментирование оценок и выставление домашнего задания.
Учитель: Выучить «Родина» на память.