Литература 8 класс.Урок-погружение по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» . Тема: «Исключительность обстоятельств, в которых раскрывается характер героя. Одиночество героя, его стремление к вольности- черты романтической личности.»

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


Красницкая Инга Анатольевна
КГУ "Любимовская основная школа"
Северо-Казахстанская область
Тайыншинский район
Открытый урок по литературе в 8 классе

Тема: Исключительность обстоятельств, в которых раскрывается характер героя. Одиночество героя, его стремление к вольности- черты романтической личности.

Цель урока: выявить способы раскрытия образа главного героя, совершенствовать навыки анализа текста.
Дидактические цели:
Образовательная – проникнуть в идейный замысел автора поэмы, показать художественные открытия поэта.
Развивающая – создать условия для самостоятельной творческой деятельности учащихся, развития способности к формированию аналитического мышления и интеллектуальных навыков: сравнения, обобщения, структурирования и развитию навыков рассуждения на литературную тему.
Воспитательная – воспитывать чувство патриотизма, чести, протеста против физического и духовного рабства, прививать любовь к поэзии как к особому виду искусства.
Тип урока: урок-погружение

Методические приёмы: выразительное чтение, анализ текста, беседа по вопросам, комментарии учителя, словарная работа, работа в группах

Оборудование:
выставка книг: произведений М.Ю. Лермонтова, книг о поэте, иллюстраций к поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри», учебник, стихотворения о душе, о счастье, о свободе, музыкальное сопровождение: звуки природы
( гроза, ливень в лесу, соловьиная роща), музыка для релаксации, песня в исполнении А. Герман « Выхожу один я на дорогу» (на стихи М.Ю. Лермонтова)

Эпиграфы к уроку:
В.Г.Белинский писал о М.Ю. Лермонтове: «Да, в этом человеке есть сила духа и могущество воли. Он прекрасен, полон поэзии даже тогда, когда человеческое чувство восстаёт против него: ему другое назначение, чем вам. Его страсти-бури, очищающие атмосферу!»
«...Его жизни суждено было проблеснуть блестящим метеором, оставить после себя струю света и благоухания и -исчезнуть во всей красе своей...»
В.Г. Белинский
В.Г.Белинский о Мцыри: «Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри!»

Ход урока:

1.Организационный момент. Психологический настрой:

Здравствуйте ребята. Сегодня у нас с вами необычный урок. К нам пришли гости, а мы с вами должны настроиться на рабочий лад, не волноваться, потому что впереди у нас интересные задания.

Пусть подарит вам урок Радость общения, Будьте внимательны,
Успехов и терпения!

Введение в замысел урока. Слово учителя.
Жизнь М.Ю. Лермонтова была мгновенна и ослепительна, как проблеск молнии на грозовом небе. Он буквально ворвался в русскую литературу, ошеломив всех своей страстной исповедальностью, смелым умом, чистотой языка и слога.
И.Бунин писал: «Я всегда думал, что наш великий поэт был Пушкин. Нет, это Лермонтов. Представить себе нельзя, до какой высоты мог бы подняться, если бы не погиб». В 27 лет Лермонтовым написано 400 стихотворений, 25 поэм, 5 драм, 7 повестей. А сколько ещё было бы написано произведений? Но жизнь его была прервана
Сегодня мы продолжаем изучение поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Тема нашего урока: Исключительность обстоятельств, в которых раскрывается характер героя. Одиночество героя, его стремление к вольности- черты романтической личности.
Помогать мне на уроке будут консультанты- Наконечная Кристина и Ланге Дэнис.
3.Что же такое поэма? Слово консультанту
Ученик-консультант № 1 –Наконечная Кристина
Поэма- крупное стихотворное произведение с развёрнутым сюжетом. Относят поэмы обычно к лиро-эпическим произведениям, так как рассказывая о судьбе героев, рисуя картины жизни, поэт высказывает в поэме собственные мысли, чувства, переживания.
4.Ребята, обратите внимание, что к поэме "Мцыри" автор подобрал мудрый эпиграф.
Что такое эпиграф? Обращаемся вновь к консультанту № 2 Ланге Дэнису
Эпиграф-это это небольшой текст, цитата, пословица или поговорка в начале произведения, который помещается автором для выражения основной мысли книги, статьи в газете или журнале, либо его фрагмента.

5.Учитель. Прочитайте эпиграф к поэме «Мцыри». Ребята, как вы понимаете смысл этого эпиграфа?
(Высказывают свои предположения). И вновь к нам на помощь приходит консультант
консультант № 1 (Наконечная Кристина)
Эти слова из церковной книги-Библии. «Я попробовал немного мёду, и вот я умираю». Смысл эпиграфа в том, что не так уж много радостей пришлось испытать герою, и вот он должен умереть.
6.Экскурс в историю создания поэмы "Мцыри». Рассказ учителя. Существует рассказ П.А. Висковатова о возникновении замысла поэмы, основанной на свидетельствах А.П. Шан-Гирея и А.А. Хастатова. Поэт, странствуя в 1837 году по старой Военно-грузинской дороге, «наткнулся в Мцхете на одинокого монаха или, вернее, старого монастырского служку, « Бэри» по-грузински. Сторож был последним из братии упразднённого близлежащего монастыря. Лермонтов с ним разговорился и узнал от него, что родом он горец, пленённый ребёнком генералом Ермоловым во время экспедиции. Генерал его вёз с собою и оставил заболевшего мальчика монастырской братии. Тут он и вырос; долго не мог свыкнуться с монастырём, тосковал, делал попытки к бегству в горы. Последствием одной такой попытки была долгая болезнь, приведшая на край могилы. Излечившись, дикарь угомонился и остался в монастыре, где особенно привязался к старику-монаху». Лермонтова этот рассказ очень поразил. Он задумал написать поэму. Теперь в герое поэмы он мог бы в полной мере отразить удаль непреклонных свободных сынов Кавказа и красоту удивительной кавказской природы.
Сюжетная ситуация и образы поэмы вполне конкретны, хотя одновременно они и символичны. Реальный образ томящегося в неволе героя-горца вместе с тем - это символ современного Лермонтову молодого человека, переживающего подобного же рода драму в условиях после 14 декабря 1825 года.

7.Учитель: Ребята, как вы понимаете слово « Мцыри»?( высказывают свою точку зрения). Совпали ли ваши мнения с мнением консультанта? Послушаем
Консультант № 2 Ланге Дэнис
В грузинском языке слово «мцыри» ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
·
·
·
·
·) имеет двойное значение: в первом  «послушник», «неслужащий монах», а во втором  «пришелец», «чужеземец», прибывший добровольно или привезённый насильственно из чужих краев, одинокий человек, не имеющий родственников, близких.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
8.Рассказ учителя о жизни Мцыри и о символах поэмы.
Лермонтов не дает нам, читателям подробного описания монастырской жизни Мцыри. Монастырская жизнь означала уход от людей, от мира, полный отказ от собственной личности, служение Богу, которое выражалось в постах и молитвах. Главное условие жизни в монастыре- это послушание. Тот, кто принял монашеский обет, навсегда оказывался отрезанным от человеческого общества.
Для героя монастырь- это символ неволи, тюрьма с сумрачными стенами. Остаться жить в монастыре для него означало отказаться навсегда от свободы и родины, быть обреченным на вечное рабство и одиночество. (Найдите в поэме строки, подтверждающие это). Лермонтов не раскрывает нам характера мальчика, попавшего в монастырь, он только передаёт его физическую слабость и пугливость. Но он очень вынослив («Без жалоб он томился- даже слабый стон из детских губ не вылетал»), горд, недоверчив, потому что видит в окружающих монахах своих врагов. Ему с самых ранних лет знакомы чувства одиночества и тоски. Есть и прямая авторская оценка поведения мальчика, усиливающая наше впечатление при прочтении поэмы - Лермонтов говорит о его могучем духе, унаследованном Мцыри от отцов.
Личность Мцыри, его характер отражаются в том, какие картины привлекают его, как он о них говорит. Его поражает богатство и многообразие природы, которые создают контраст с однотонностью монастырской обстановки. И в пристальном внимании, с которым герой восхищённо смотрит на мир, ощущается его непобедимая любовь к жизни, ко всему прекрасному в ней.
9.Звуки природы. Слушаем звуки грозы, дождя в лесу. Представим себя на месте Мцыри, сбежавшего из монастыря. Что вы чувствуете?
Ребята слушают звуки, закрыв глаза. Потом передают свои чувства, ощущения.
10.Учитель: Ребята, как вы понимаете значение слов душа, свобода?
( Высказывают собственное мнение). Предоставим слово консультантам:
Консультант № 1.Наконечная Кристина
ДУША 1. В религиозных и идеалистических представлениях - нематериальное [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] жизни, противополагаемое телу; бесплотное [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] остающееся [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] смерти человека. Душа и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] душа. Души умерших. 2. В старой психологии - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] психических явлений, переживаний, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] психической жизни человека. 3. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] мир человека. Восходит к древним представлениям об особой силе, обитающей в теле человека и животного (иногда и растения)и покидающей его во [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] сна или в случае смерти Душа - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] изображается в виде взлетающей [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] В христианском искусстве [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] выглядит как обнаженное [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] выходящее изо рта, что символизирует [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] В Египте - это [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] с человеческой головой и руками. В греческой и некоторых иных традициях душа покидает [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в облике [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

11.Учитель читает выразительно стихотворение :
На тонком лезвии ножа, То падая, то спотыкаясь, Идти пытается душа, Своим безумством наслаждаясь. Так хочется душе упасть В мир наслаждений сладострастных Таких доверчиво-простых, Таких загадочно-прекрасных. Пусть под ногами сталь тонка, Пусть холодна, остра как бритва, Но хочет взмыть под облака Души потерянной молитва. Лети! Твори! Моя душа, Не прячась и не притворяясь! Беги по острию ножа, Своим безумством наслаждаясь...

12. А теперь послушаем другого консультанта Ланге Дэниса
Консультант № 2.Что такое свобода?
Свобода это отсутствие ограничения на волю человека, когда он имеет право выбора для совершения того или иного своего действия. В религиозных учениях подчёркивается свобода выбора человека между Добром и Злом, Светом и Тенью это основной жизненный принцип, от которого зависит дальнейшая судьба человека.
13.Тестирование по поэме М.Ю. Лермонтова Мцыри.

14.Релаксация. Музыка для души.
15.Роль пейзажа в поэме.
Пейзаж играет в поэме существенную роль, тем более он дан в восприятии героя, значит, становится средством характеристики Мцыри. Рассуждения учащихся о роли пейзажа в раскрытии образа главного героя.
16.Составление синквейна ( Душа , Свобода, Мцыри)
17.Обсуждение проблемных вопросов ( групповая работа)
1.В чем особенность лермонтовского Мцыри?
2.Почему на протяжении многих десятилетий он волнует чувства читателей?
3.Какого человека можно считать счастливым?
18.Учитель читает стихотворение:

Счастье – когда мир в душе, Когда сердце не стонет от боли, Когда жизнь проживая свою, Сам хозяин ты выбранной доли Счастье – когда ты здоров, И здоровы рядом родные, Когда каждый жизни глоток Смаковал ты, как влагу в пустыне Счастье - если родной человек, Разделяет слова и поступки, Когда прожив отмеренный век, Наслаждался ты каждой минуткой Счастье – когда уходя, Ты оставил своей жизнью след, С теплым чувством, что прожил не зря, И не важно, сколько прожито лет.


19.Приходим к выводам: Мцыри пытается вырваться из мира, который обрекает его на одиночество. Мцыри живет, повинуясь естественным чувствам и побуждениям, к которым относится любовь к свободе, родине, родным и природе. Эти чувства заставляют его бежать из монастыря и в полной мере насладиться красотой природы. Для него схватка с барсом встреча с природой; он вступает в борьбу как первобытный человек; наивное чувство любви пробуждается в нем при виде девушки-грузинки . Каждый сюжетный мотив поэмы насыщен глубоким философским смыслом.
Так, мотив монастыря в ходе поэмы меняет свое назначение: монастырь-убежище превращается в монастырь-тюрьму. Мотив бегства освобождения преобразуется в мотив бесцельного кругового движения: весь путь Мцыри, с его опасностями, трудами и подвигами, совершался в окрестностях монастыря. Герой умирает, никого не проклиная. Но именно последние строки поэмы и выражают яснее всего этот заряд отрицания, который заложен в каждом моменте этого произведения.
Сочетание доверчивости, почти детской слабости с героической силой духа, наивности и мужественной решительности, определяющее характер Мцыри, было открытием Лермонтова. Устами Мцыри произносится суд над монастырскими законами, символизирующими законы общества. «Это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии его собственной личности. Во всем, что ни говорит Мцыри, веет его собственным духом, поражает его собственною мощью...» (В.Белинский).
Поэма «Мцыри» одно из высших достижений романтической поэзии Лермонтова. Здесь сложился и особый лермонтовский поэтический язык захватывающий читателя речевой поток, внешне похожий на импровизацию.
20.Учитель: Прошли столетия, но люди и сейчас приходят почтить память Лермонтова к подножию горы Машук под Пятигорском - туда, где он пролежал после дуэли четыре часа под проливным дождем.
Здесь помнят о нём Мцхетский храм, Арагва и Кура...Те места, с которыми связаны события, описанные в поэме «Мцыри»:
...Где он стоял? Вот здесь, где монастырь
еще живет всей свежестью размаха,
где малый камень с легкостью вместил
великую тоску того монаха.
Что, мальчик мой, великий человек?
Что сделал ты, чтобы воскреснуть болью
в моем мозгу и чернотой меж век,
все плачущей над маленьким тобою?
И в этой, богом замкнутой судьбе,
в своей нижайшей муке превосходства,
хотя б сверчок любимому, тебе,
сверчок играл средь твоего сиротства?
Стой на горе! Не уходи туда,
где - только-то - через четыре года
сомкнётся над тобою навсегда
пустая, совершенная свобода!
Стой на горе! Я по твоим следам
найду тебя под солнцем, возле Мцхета.
Возьму себе всем зреньем, не отдам,
и ты спасен уже, и вечно это...
("Тоска по Лермонтову " Н.Ахмадулина)

Звучит песня в исполнении А.Герман на стихи М.Ю. Лермонтова « Выхожу один я на дорогу»

Домашнее задание: выучить наизусть отрывок из поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри»,работать с вопросами учебника к поэме.




Рисунок 4Рисунок 215