Конспект урока по истории древнего мира Древний Египет


Сценарий урока
по Истории Древнего мира в 5 классе
Тема: «Древний Египет»


Тема урока: Древний Египет
Форма урока: урок-игра
Тип урока: повторительно-обобщающий
Цель урока:
- систематизация и контроль качества знаний учащихся по теме: «Древний Египет».
Задачи:
- определить уровень ЗУНов по данной теме;
- ликвидировать возможные пробелы в знаниях, через групповое, командное участие в ходе урока;
- формировать уважение друг к другу в режиме урока-игры;
Оборудование: настенная карта «Египет и Передняя Азия в древности», проектор, ноутбук, раздаточный материал, материал для поощрения участников (грамоты).
Ход урока:
Организационный момент:
Учащимся сообщается условия игры: проверяется правильность выполнения заданий каждой группой, обращается внимание на дисциплину во время урока и скорость выполнения всех этапов каждой командой(рядом) учеников. Учащиеся делятся на 2 команды.
1этап. Конкурс «Разминка».
Назвать и показать на карте (задания даются поочередно командам, если команда не отвечает, ход переходит другой команде)
Где и когда возникло Египетское государство? (В северо-восточной Африке, 3000 г. до н.э.)
Главная река Египта (Нил)
Какие пустыни окружают Древний Египет? (Аравийская, Нубийская, Ливийская)
Какими морями омывается территория Древнего Египта? (Средиземным, Красным)
Как называлась первая столица Древнего Египта? (Мемфис)
Назовите и покажите вторую столицу Египта? (Фивы)
2 этап. Решите задачи. Сохранилось несколько древнеегипетских задачников по математике, написанных на папирусе.
Было 7 домов, в каждом 7 кошек, каждая кошка съела 7 мышей, каждая мышь съела 7 колосков, каждый колос может дать 7 мер зерна.
Найдите сумму общего числа домов, кошек, мышей, колосьев и мер зерна.
Решите задачу. Фигура - прямоугольный треугольник. Высота – 10, основание – 4. Узнай его площадь.
О развитии каких научных знаний свидетельствуют эти задачи? Можно ли по этим задачам судить об уровне развития образования в Египте?
(Математика у них была развита потому, что для строительства каналов, пирамид, храмов и других сооружений требовались точные измерения и расчеты.Ответы:
1 задача: 7 домов, 49 кошек, 343 мышей, 2401 колосьев, 16.807 мер зерна.
2 задача: 40.
3 этап. «Знаешь ли ты термины….»
Дайте определение понятиям: мумия, саркофаг, дротик, дань.
4 этап. Конкурс «Линия времени»
С каким событием связана следующая дата? Отметьте на линии времени (линия времени отражена на листе)
-Около 2600 г. до н.э. (Наиболее знаменитыми памятниками Древнего Египта являются огромные каменные гробницы фараонов – пирамиды. Самую большую из них построили около 2600 г. до н.э. для фараона Хеопса. Ее высота около 150 м.
Физминутка.
5этап. Блиц – игра. (слайд)
На быстроту ответа: команда, которая отвечает первой, получает балл за каждый правильный ответ.
1.Материал для письма. (папирус)
2. Вырезанная из камня фигура льва с головой человека. (сфинкс)
3.Самый знаменитый фараон-завоеватель (Тутмос Третий)
4. Мастер, который вырезает из дерева, высекает из мрамора художественные изображения. (ремесленник)
5. Подневольный человек.(раб)
6.Сплав меди и олова ( бронза)7. Ученый, который изучает звездное небо (астроном)
8. Египетская гробница (пирамида)
9. Сборы в пользу государства (налог)
10.Французский ученый, который в 1822 году расшифровал иероглифы (Жан Франсуа Шампольон)
11. Какого животного почитали египтяне, которого содержали при храме в Мемфисе ( священный бык Апис. Он был обязательно черным с белой отметиной на лбу) 12. Островки зелени в пустыне (оазисы)
13. Плодородный слой, основное удобрение на полях (ил)
14.Повелитель Египта (фараон)
15. Знатные, богатые египтяне (вельможи)
16. Предметы, защищавшие от злых духов (амулет)
17. Сборщики налогов (писцы)
18. Служители бога (жрецы)
19. Боевая повозка (колесница )20. Короткое копье воина (дротик)
6этап. Конкурс «Кто они?» Установите соответствие.
Амон – Ра владыка мертвых
Осирис бог солнца
Сет бог покровитель фараонов
Гор бог пустынь, бурь и непогоды
Тот бог плодородия
Мин бог мудрости
Маат бог истины и справедливости
7 этап. Конкурс «Веселая минутка»
Какие из перечисленных продуктов и блюд были известны в Древнем Египте?
(«да» –хлопок в ладоши, «нет» - тишина)
-виноград (хлопок)
-сушеная рыба (хлопок)
- помидоры ( тишина)
-финики (хлопок)
-земляника (тишина)
-картофель (тишина)
-огурцы (тишина)
-мед (хлопок)
-тыква (тишина)
-дыня (хлопок)
-ячменные лепешки (хлопок)
-пиво (хлопок)
-молоко (хлопок)
-отварное мясо (хлопок)
8этап. Исторический диктант.
Дельта ……………………………………………………………
………… Высокий тростник в Египте, из которого делали материал для письма
Фараон ……………..
………………. Земледелец, имеющий свое небольшое хозяйство
…………. Мастер, изготовляющий изображения из глины, камня, дерева, металла.
…………. Специалист по строительству зданий
Религия  
………….. Сбор в пользу государства
Ответы к заданию:
Место, где река делилась на несколько рукавов
Папирус
Повелитель всего Египта
Крестьянин
Ремесленник
Архитектор
Вера в сверхъестественные существа
Налог
9 этап. «О ком и о чем идет речь?»
Умение писать более велико, чем любая профессия. Смотри, это я предписываю тебе и детям твоих детей. (писец)
Возвышай вельмож твоих, выдвигай твоих воинов, награждай их имуществом, землей и скотом. (фараон)
10 этап. Конкурс «Разгадай послание»
Чтобы правильно прочесть то, что здесь написано, нужно вспомнить: как пользовались иероглифами древние египтяне. Теперь прочитайте содержание свитка сверху вниз:



-Ц!
(МОЛОДЦЫ!)
10 этап. Подведение итогов урока.
Та команда, которая в ходе игры дала больше правильных ответов, - победительница. Каждому учащемуся ставится оценка, который показал хорошие знания.
На листе участника урока –игры каждый оценивает свою работу на данном уроке по следующим критериям:
-Как я работал?
-Где допустил ошибки?
-Есть ли пробелы в знаниях?
-Удовлетворен ли своей работой?
Учитель: Всем спасибо за активное участие. Молодцы.
Самоанализ урока.
Учитель: Исакова Людмила Васильевна
Тема урока: Древний Египет
Класс: 5
Урок –игра проводится после изучения главы «Древний Египет» в разделе «Древний Восток», для закрепления знаний учащихся о географическом положение страны, жизни, быте, занятиях и верованиях египтян; повторение терминов.
Урок построен в форме конкурсов, что способствует реализации целей повторения и обобщения на уровне решения педагогических задач , активизации учебных действий каждого учащегося и класса в целом.
Урок структурно выдержан по методам, формам и приемам работы, развивающий, способствующий активному участию каждого учащегося в закреплении полученных ЗУНов. В ходе урока каждый ученик имеет возможность показать свои знания по данной теме, и в то же время, учителю и учащимся легко узнать пробелы в знаниях, которые будут видны при выполнении заданий. На уроке учащиеся выполняют различные типы заданий, где каждый ребенок имеет возможность оценить свои знания и знания одноклассников в ходе взаимопроверки заданий, самооценки, что способствует воспитанию чувства дружбы, творчества, умению работать в коллективе и ответственно готовиться к уроку, а это, в свою очередь, повышает интерес к изучению предмета.
Данное построение урока решает как педагогические, дидактические, так и психологические задачи достаточно успешно.
-знания значительно лучше усваиваются за счет сочетания активных форм, приемов работы всеми категориями учащихся;
-эффективно задействованы все группы детей в комфортном общении, что создает творческое состояние учащихся на уроке;
-мотивированы внешние и внутренние оценочные параметры результатов учебного труда с анализом его составляющих, выводами.
Данная оргформа урока вполне соответствует возрасту детей, изучаемому материалу, используемой группе форм и методов работы, методическим приемам. Объем содержания методов, приемов работы способствует полному усвоению и закреплению знаний всеми категориями учащихся.