Статья ТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.


ТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
Г.Я. ШайдуллинаУчитель начальных классов
МБОУ «Гимназия №1 им. Р. Фахретдина»,
г. Альметьевск
Гимназия №1 имени Ризы Фахретдина в городе Альметьевск работает с 1991 года. Одними из основных задач гимназии является выявление одарённых детей, создание комфортных условий для развития и роста их личных возможностей; формирование интеллектуального потенциала Республики. В связи с этим в нашей гимназии организована системная работа с одарёнными детьми, состоящая как из урочной, так и из внеурочной деятельности.
Система работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:
-выявление одаренных детей:
Работу с учащимися учитель начинает  с диагностики одарённости.  Наблюдение за школьниками проводится во время урочной и внеурочной деятельности. Оно позволяет выявить наклонности, способности и интересы учащихся. Так же педагоги опираются на исследования школьного психолога, использующего методики для определения уровня интеллектуального развития, творческих наклонностей школьников.    
-развитие творческих способностей на уроках:
Для одарённых детей учителя подбирают дифференцированные задания, задают творческие домашние задания по интересу.
-развитие способностей во внеурочной деятельности через:
предметные кружки: «Грамотей», «Буквознайка», «Мир чисел», «Дикий мир».
Занятие в этих кружках позволяет детям глубже изучить ту или иную тему по предмету, приобщают ребёнка к поисковой деятельности.
кружки по интересам: танцевальный кружок «Фантазия», хор мальчиков «Идегей», вокальные кружки, изостудия, кружок «Умелые ручки». Рассуждая о системе работы с одаренными детьми, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей. Кружки по интересам – это самый распространенный вид внеурочной деятельности для младшего школьника. Здесь развивается одарённый ребёнок, а также раскрываются новые таланты.
олимпиады, конкурсы
Организация олимпиад и конкурсов позволяет учащимся испытать свои возможности в той или иной предметной сфере, более конкретно увидеть уровень своих знаний, увидеть результат своего труда, насладиться победой или почувствовать горечь поражения.
В начальную школу приходят дети, которых можно отнести к категории одарённых. Они  имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность; испытывают радость от умственного труда. Поэтому очень важна роль педагогов в работе с одарёнными детьми. Учителя в первую очередь должны обладать определенными качествами: 
-увлеченность своим делом;
-способность к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
-профессиональная грамотность;
-интеллектуальность, нравственность и эрудированность;
-являться проводником передовых педагогических технологий;
-быть психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса.
Результатом планомерной работы с одарёнными детьми являются высокие показатели качества образования начального звена гимназии в течении последних лет, первые и призовые места на олимпиадах и конкурсах муниципального, регионального, республиканского, федерального и международного уровней.
«Одарённость человека – это маленький росточек,  едва проклюнувшийся из земли  и требующий к себе огромного внимания.  Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним,  сделать всё, чтобы он вырос и дал обильный плод», писал В. А. Сухомлинский. Даст ли плоды этот росточек или завянет, это во многом зависит от нас педагогов.