«Сохранение и укрепление здоровья детей через традиционные и нетрадиционные формы организации физкультурно –оздоровительной работы». Опыт работы инструктора по физической культуре Кормаковой С.О.


«Сохранение и укрепление здоровья детей через традиционные и нетрадиционные формы организации физкультурно –оздоровительной работы». Опыт работы инструктора по физической культуре Кормаковой С.О.
«Здоровью научить нельзя  — надо воспитывать потребность быть здоровым». (СЛАЙД 2, 3)Физическое здоровье – основополагающее условие духовного и нравственного развития человека. В дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья: происходит созревание и совершенствование жизненных систем и функций организма, развиваются его адаптационные возможности, повышается его устойчивость к внешним воздействиям, формируется осанка, приобретаются физические качества, привычки, вырабатываются волевые черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.Актуальность выбранной работы определена особой социально-экономической и социально-гигиенической ситуацией в стране. В последнее десятилетие отчетливо наблюдаются тенденции к ухудшению здоровья и физического развития детей. Родители, медицинские и педагогические работники констатируют отставание, задержки, нарушения, отклонения, несоответствия нормам в развитии детей, неполноценность их здоровья. Это касается в первую очередь нервной системы и опорно-двигательного аппарата.Единая основа проблем физического и нервно-психического развития детей обусловила создание двигательных программ развития ребенка. Поэтому внедрение инновационных технологий и вкрапливание оздоровительных мер для меня стала первоочередной и своевременной задачей.Использование альтернативных (нетрадиционных) физкультурных занятий обеспечит повышение интереса к физкультуре и улучшению здоровья, если:— создать систему интересных физкультурных занятий;— продумать специально организованную методику физкультурных занятий, включающую отбор форм проведения, содержания, методов и приёмов;— положить в основу нетрадиционных форм физкультурных занятий следующие критерии: интерес дошкольников к физкультуре, уровень физической подготовленности и состояния здоровья, сложность содержания физкультурных занятий.Обеспечить правильное физическое воспитание детей, хорошее здоровье каждого ребенка можно только при условии четко организованного медико-педагогического контроля за физическим развитием и состоянием здоровья и планирования всей оздоровительной и воспитательной работы с детьми. Поэтому для детского сада стояла задача наладить взаимодействие педагогического, и родителей в вопросе оздоровительно – воспитательной работы, и формирование привычки к здоровому образу жизни. (СЛАЙД 4)Целью моей работы является сохранение и укрепление здоровья детей. Оптимально реализовать оздоровительное, воспитательное и образовательное направление физического воспитания, учитывая индивидуальные возможности развития ребенка.К основным задачам охраны и укрепления здоровья детей относятся:— укрепление здоровья детей;— воспитание потребности в здоровом образе жизни;— развитие физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребенка;— приобщение детей к традициям большого спорта.В основу данной работы положены следующие методологические принципы:  доступности, последовательности и систематичности.В настоящее время я работаю по новым подходам к формированию физической культуры на основе трех основных направлений:1. Социально-психологического, направленное  на формирование потребности к освоению ценностей физической культуры.2. Интеллектуального, предполагающего получение комплекса теоретических и практических знаний. Дети получают знания о здоровьезбережении в доступной форме. С этой целью использую интеграцию современных программ по физическому воспитанию дошкольников, новинки методической литературы.3. Двигательного – развитие физических качеств, двигательных умений и навыков, а также использование физического потенциала.Таким образом, физическое развитие и здоровье в одинаковой степени должны быть нацелены и на телесное (физическое) и на нервно-психическое развитие ребенка. (СЛАЙД 5 ) СИСТЕМА ФИЗКУЛЬТУРНО – ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Система физкультурно-оздоровительной работы строится с детьми на использовании в работе традиционных и нетрадиционных форм работы.Одним из основных факторов оздоровления детей является двигательная активность. Мышечная деятельность, как важный фактор саморегуляции организма приводит к весьма значительным изменениям состояния ребенка.Всю работу по развитию основных движений и физической подготовленности строю с учетом диагностических данных, которые позволяют определить первоочередные задачи и перспективы на будущее.Анализ обследования основных видов движений детей в начале учебного года позволяет правильно определять задачи обучения на предстоящий год.Система физкультурно-оздоровительной работы строится не только с детьми, но и педагогами, с родителями.
Для педагогов проводятся консультации, семинары – практикумы, деловая игра.
( СЛАЙД 6, 7) Работу с родителями провожу следующим образом:
индивидуальные консультации, беседы, родительские собрания;
анкетирование; бюллетени
совместные , праздники, соревнования, конкурсы;
размещение информации на спортивном стенде
( СЛАЙД 8) В своей работе для решения поставленных задач привлекаю логопедов, психолога, музыкального руководителя, вместе с которыми проводятся интегрированные занятия.
( СЛАЙД 9 ) В работе с детьми наряду с традиционными формами проведения оздоровительной работы, использую и нетрадиционные формы оздоровления. При выборе нетрадиционых форм инструктору (воспитателю) необходимо учитывать задачи, содержание, место и условия проведения занятия, физическую подготовленность детей, степень владения ими определёнными видами движений, индивидуальные особенности и интерес детей.Оздоровительный эффект, достигаемый при проведении нетрадиционных форм, тесно связан с положительными эмоциями детей, благотворно влияющими на психику ребёнка. Использую такие формы, как:
дыхательная гимнастика;
самомассаж;
закаливание;
элементы фитбол – гимнастики;
элементы игрового стретчинга;
корригирующая гимнастика;
( СЛАЙД 10 ) Дыхательная гимнастика     Среди методов физического воспитания, имеющих хорошее оздоровительное значение, в ДОУ в настоящее время все большее распространение получает дыхательная гимнастика. Патологические изменения, возникающие при простудных заболеваниях, ослабляют дыхательную мускулатуру, что ведет к ухудшению легочной вентиляции. Воздействуя физическими методами, восстанавливаем расстроенные функции дыхания, предупреждаем развитие и устраняем имеющиеся изменения в бронхолегочной системе, следствием которых бывают явления кислородной недостаточности. Поэтому большое внимание уделяю использованию на занятиях элементов дыхательных гимнастик, что способствует развитию дыхательной мускулатуры, увеличению подвижности грудной клетки и диафрагмы, улучшению кровообращения в легких. Регулярные занятия физическими упражнениями повышают силу межреберных дыхательных мышц и диафрагмы, и тем самым повышают дыхательный объем легких. Кроме того, в упражнениях заложены дополнительные резервы тренировки дыхания и внимания.( СЛАЙД 11) СамомассажИспользование средств физической культуры в оздоровительных целях формирует у детей жизненно важные двигательные умения и навыки, а так же знания в области гигиены, медицины и физической культуры, способствующие укреплению их здоровья.Самомассаж является важным средством физической культуры, он способствует расширению капилляров кожи, ускоряет циркуляцию крови, усиливает функции желез, что положительно влияет на обмен веществ.Пальчиковый массаж способствует развитию мелкой мускулатуры, осваиваю с детьми упражнения для мелкой моторики рук: «школу мяча» –помогающие улучшению кровообращения, укрепления мышц рук и грудной клетки, развитию моторики, что в конечном итоге способствует умственному развитию. Кроме того, улучшается подвижность связочного аппарата и очень приятен детям. Вызывает у них бодрое настроение, побуждает к активности. ( СЛАЙД 12 ) ЗакаливаниеТак же как и массаж, закаливание –важное средство физической культуры, с помощью которого последовательно повышается сопротивляемость организма вредным влияниям окружающей среды. Закаливание детей в ДОУ предусматривает строгое соблюдение рациональных гигиенических условий и требований: чистый воздух, оптимальные соотношения температуры воздуха в помещениях и адекватная одежда, активный двигательный режим и другое.( СЛАЙД 13, 14 ) Фитбол – гимнастикаФитбол – гимнастика – гимнастика на больших гимнастических мячах.По структуре фитбол – гимнастика напоминает классические занятия по физическому воспитанию со строгой трёхчастной формой, где есть: вводная часть, в задачи которой входит развитие всех видов внимания, восприятия и памяти, ориентировки в пространстве на материале основных движений; основная часть – освоение общеразвивающих упражнений; заключительная – подвижная игра и релаксация . ( СЛАЙД 15, 16) Игровой стретчингУпражнения стретчинга рассчитаны на вовлечение в работу всего организма, включая психику, направлены на расслабление, настройку и восстановление функций мышц. Это позволяет без вреда, используя защитные силы организма, предупредить многие заболевания, т.к. воздействия на позвоночник, органы, мышцы, железы внутренней секреции, дыхательную и нервную систему вырабатывается естественная сопротивляемость организма
( СЛАЙД 17 ) КОРРИГИРУЮЩАЯ ГИМНАСТИКАОсобую роль в физическом воспитании детей играют общеразвивающие и корригирующие упражнения. Они помогают избирательно воздействовать на организм ребенка и могут быть использованы для профилактики и исправления тех или иных отклонений в развитии моторики и деформаций опорно-двигательного аппарата.( СЛАЙД 18) ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОДНельзя забывать о необходимости контроля за физическим состоянием детей.Вместе с тем, на утренних гимнастиках и физкультурных занятиях, я учитываю и осуществляю индивидуальный подход к детям, у которых двигательная нагрузка ограничена состоянием или группой здоровья; которые необходимо учитывать, а так же к детям, вновь поступившим или физически несколько ослабленным после болезни. Следует помнить, что дети не способны сами контролировать свое состояние и ответственность за их здоровье лежит на педагоге, и следует обращать особое внимание на признаки физического неблагополучия, при появлении которых необходимо снизить нагрузку или даже прекратить на время занятие.С детьми, отстающими в физическом развитии, провожу индивидуальную коррекционную работу: выполняем упражнения для укрепления всех групп мышц с использованием тренажеров, некоторые основные виды движений с учетом их возможностей и состоянием здоровья, но не снижая требований к качеству выполнения движений.  ( СЛАЙД 19, 20 ) В своей работе так же использую другие методы альтернативных занятий:
спортивные праздники;
спортивные развлечения;
участие в городской, ежегодной «Малышиаде»
( СЛАЙД 21, 22) Новое спортивное оборудование-это всегда дополнительный стимул активизации физкультурно-оздоровительной работы. В группах воспитатели следят за оснащением и пополнением уголков двигательной активности.
( СЛАЙД 23) На протяжении многих лет, занимаясь с дошкольниками, и используя нетрадиционные технологии, я обратила внимание на то, что дети меньше болеют, у них улучшилось внимание и настроение. Дети стали более ловкими, выносливыми и сильными.  Таким образом, использование в физкультурно-оздоровительной работе детского сада традиционных и нетрадиционных форм работы, закаливания и ряда других не медикаментозных средств оздоровления дает  свои положительные результаты.Дети легко идут на контакт, они жизнерадостны и подвижны.( СЛАЙД 24)Вывод: организованная воспитательно-образовательная и физкультурно-оздоровительная работа положительно влияет на развитие детей: способствует укреплению психического здоровья, нормализации их социально-адаптивной сферы.Результаты представленного опыта позволяют сделать заключение об эффективности проделанной работы по внедрению новых подходов, форм, методов и принципов построения воспитательно-образовательной и физкультурно –оздоровительной работы в детском саду.Процесс улучшения общественных отношений бесконечен. Во все времена существуют свои трудности и сложности и сколько бы мы ни говорили о том, что надо изменить условия жизни детей, главное здесь не только это – важно, чтобы люди задумывались над своим поведением.Развитие ребенка зависит не только от хорошей биологической основы, но и от окружающей среды, в которой растет ребенок, от способа и уровня удовлетворения потребностей ребенка. От воспитания, физического и нравственного развития ребенка во многом зависит вся его последующая жизнь. Многие положительные и отрицательные качества человека имеют свое начало именно в детском периоде.    «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым»( СЛАЙД 25) Своими приоритетными задачами на перспективу считаю:
продолжать формировать потребность вести здоровый образ жизни, заботиться о собственном здоровье, у всех участников образовательного процесса
повышать индекс здоровья;
повышать уровня теоретических знаний родителей по формированию основ здорового образа жизни;
формировать образовательное пространство с обязательным использованием всеми педагогами здоровьесберегающих технологий;
повышать уровень применения нетрадиционных форм организации физкультурных занятий;
улучшать качество работы интегрированной психолого-медико-педагогической службы сопровождения в детском саду;
- улучшать материально-техническую базу.