Конспект урока по Всеобщей истории на тему «Эволюция общественно-политических систем и экономических моделей отдельных государств и регионов Азии, Африки и Латинской Америки в 1950-2000-е гг.»

Тема урока: «Эволюция общественно-политических систем и экономических моделей отдельных государств и регионов Азии, Африки и Латинской Америки в 1950-2000-е гг.»

Цели:
Обучающая:
Систематизировать и углубить знаний об историческом развитии стран Азии, Африки и Латинской Америки после Второй мировой войны.
Развивающие:
развивать мыслительные навыки: формулировать понятие, выделять существенные признаки; анализировать исторические события;
аргументировано доказывать свою точку зрения;
развивать умения: систематизировать исторический материал (схема, таблица); устанавливать причинно-следственные связи;
отрабатывать навыки работы с текстом учебника, грамотной устной речи;
формировать логичность мышления, развитие навыков коллективной деятельности (ответственность), формирование способности высказывать и отстаивать свою точку зрения (самостоятельность).
Воспитывающая:
подвести школьников к осознанию необходимости овладевать умениями поведения и общения на принципах уважения культур, толерантности и диалога.
Тип урока: Изучение нового материала.
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Проверка домашнего задания (устный опрос)
3.Изучение нового материала.
План:
1. Общая характеристика развивающихся стран.
2.Особенности развития стран «третьего» мира
3. Проблемы стран Азии, Африки и пути их решения.
1. Рассказ учителя:
К началу 1970-х годов процесс деколонизации привел к образованию около 100 самостоятельных государств Азии, Африки и Центральной Америки. За последнюю четверть ХХ века их количество увеличилось примерно до 130. Это означает, что сегодня на долю данных стран приходится большинство населения и территории планеты.
Общим для азиатских, африканских и латиноамериканских стран, с одной стороны стали незавершенность индустриализации, традиционный уклад сельского хозяйства, неразвитость транспорта и связи, практическое отсутствие современных систем образования и здравоохранения, невысокий уровень жизни населения, племенная рознь, сохранение довольно жестких по европейским меркам обрядов и культов.
С другой стороны, развивающиеся государства отличаются широким разнообразием политических, экономических и культурных условий, связанных с географическим положением, этническим составом и историческим опытом. Используя основные критерии – размер территории, численность населения, хозяйственную специализацию, объем годового дохода на душу населения, выделяют новые индустриальные страны (Аргентина, Бразилия, Мексика, Чили, Сингапур, Таиланд, Малайзия, Южная Корея и некоторые другие), наиболее динамично продвигающиеся вперед по пути прогресса, нефтедобывающие монархии и республики бассейна Персидского залива (Катар, Кувейт ОАЭ, Саудовская Аравия и др.), государства-гиганты, такие, как Индия, Индонезия, Китай, Нигерия, беднейшие страны Центральной Африки (Чад, Мали, Нигер) и некоторых частей Азии (Бангладеш, Мьянма, Бутан), жители которых находятся на грани вымирания от голода и эпидемий.
2. Задание: Заполнить таблицу
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СТРАН «ТРЕТЬЕГО МИРА»

Этапы
Специфические особенности развития стран «третьего» мира

Конец 40-х гг.
Активная борьба за независимость остро поставила проблему выбора модели развития. Результат: раскол (Вьетнам, Корея), нарушение территориальной целостности (Китай, Тайвань), устойчивая ориентация на капиталистический (Индия, Пакистан) или социалистический вариант развития (КНР, ДРВ, КНДР)

5060-е гг.
Большая группа освободившихся стран, особенно с развитым индустриальным укладом, сохраняет связи с капиталистическим миром. Около 30 государств выбирают некапиталистическую ориентацию, как правило, это менее развитые страны, стремящиеся разрешить общественные проблемы, минуя этап капиталистического развития. Для этих государств характерны преобразования общедемократического плана. Высокий уровень косвенной зависимости развивающихся стран. Создается Движение неприсоединения  тенденция к росту политической независимости и международной активности государств

7080-е гг.
Углубляется дифференциация, ярко выражено стремление добиться экономической самостоятельности (деятельность ОПЕК; развитие машиностроения, импортозамещающих отраслей), на равных участвовать в международном разделении труда. Обостряется проблема внешней задолженности, особенно в Латинской Америке. Возрастает роль Движения неприсоединения. Страны, избравшие социалистическую ориентацию (Ангола, Афганистан, Эфиопия, Мозамбик, Танзания; к концу 80-х гг.  около 10), ставят более радикальные задачи, чем их предшественники

90-е гг. 
Главная цель стран «третьего мира» на этом этапе меняется: они заинтересованы в привлечении иностранного капитала на любых условиях. Несмотря на успехи развития, сохраняются и нарастают значительные проблемы, связанные с противоречиями между достижением модернизации и сохранением цивилизационной идентичности, глобальные проблемы современности


3. Обретение независимости поставило перед развивающимися странами много серьезных вопросов.
Задание: Используя материал учебника на стр. 237, определите, какие проблемы молодых суверенных стран вышли на первый план.
Проблемы молодых государств
Выбор путей развития (варианты выбора):
- в 60-80 гг. «Запад» или «Восток», «капитализм» или «социализм»;
- модернизация или традиционное общество;
- эволюция (например, Индия) или скачок («новые индустриальные
страны».
Проблемы внутреннего развития
Отсталость, политический сепаратизм, социальные проблемы: бедность значительной части населения, голод, болезни, проблемы беженцев в районах межгосударственных и этнонациональных конфликтов.
Проблемы отношений с ведущими индустриальными странами:
ТНК и экономическая зависимость, внешний долг, проблемы военно-политического влияния ведущих держав. (запись в тетрадь)

Пути преодоления отсталости:
Ш  Всемерное развитие экспортных возможностей вместо импортнозамещающей индустриализации;
Ш  Поощрение ввоза иностранного капитала;
Ш  Рыночные реформы (стабилизация денежного обращения, приватизация государственного сектора, введение свободных цен).

4. Закрепление.
Соотнесите понятие и его определение:
Понятие
Определение

1
Апартеид
1
Сохранение экономической зависимости государства, несмотря на провозглашение его суверенитета

2
Метрополия
2
термин, которым обозначались все государства, кроме социалистических и развитых капиталистических государств, после второй мировой войны

3
Некапиталистический путь развития
3
Организация стран-экспортеров нефти. Создана в 1960 г. с целью координации цен и объемов экспорта нефти на мировом рынке

4
Косвенная зависимость
4
Страна или территория, находящаяся под властью иностранного государства, лишенная суверенитета

5
Деколонизация
5
объединение стран, провозгласивших основой своего внешнеполитического курса неучастие в военно-политических блоках и группировках. К 1985 г. в движение входило 101 государство.

6
Год Африки
6
Ориентация независимого государства на построение социализма и использование помощи со стороны социалистического лагеря

7
Колония
7
Государство, владеющее колонией

8
«Третий мир
8
Год освобождения от колониального гнета 17 государств, 1960

9
Движение неприсоединения
9
Освобождение от колониального гнета

10
ОПЕК
10
Расовая сегрегация, политика, направленная на разделение народов по расовому признаку


5. Домашнее задание:
На основании материала учебника на отдельном листе выписать проблемы стран по регионам. Подсказка:

Рост населения
Урбанизация
Преодоление отсталости
Внешний долг
Проблема Север-Юг
















15