Доклад на тему Духовные традиции — основа патриотического воспитания молодёжи


Овсянникова Ирина Васильевна – преподаватель ГБПОУ ВО «Борисоглебский техникум промышленных и информационных технологий»
Доклад на тему:
«Духовные традиции - основа патриотического воспитания молодёжи»
Без памяти - нет традиций,
Без традиций – нет культуры,
Без культуры – нет духовности,
Без духовности – нет личности,
Без личности - нет народа.
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, — не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у многих детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Многих ребят отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Продолжается разрушение института семьи.
Мировая история свидетельствует, что важнейшей основой любой цивилизации являются традиции, предание забвению которых ведет к ее гибели, а их развитие определяет будущее. Важнейшей из этих традиций является патриотизм — (греч. πατριώτης — соотечественник, πατρίς — отечество) преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу. И неслучайно государства, народы, заинтересованные в своем суверенном будущем, уделяют особое внимание патриотическому воспитанию молодежи.
Патриотизм — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к родине, Отечеству, его народу, культуре, языку, родной природе, историческим корням. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей родины, желание сохранять ее характер и культурные особенности, идентификацию себя с другими членами нации, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы родины и своего народа. Патриотизм означает не только наличие высоких моральных и правовых требований к личности со стороны государства, но и каждой личности к государству. 
Патриот — личность, подчиняющая свою жизнь интересам Отечества и своего народа. Быть патриотом — это не только защищать территорию Отечества на поле брани, но и защищать ее веру, традиции, культуру, историю. Николай Михайлович Карамзин писал: «Патриотизм есть любовь ко благу и славе Отечества и желание способствовать им во всех отношениях». 
Основой духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности:
-любовь к России, к своему народу, к своей малой родине;
-свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и -гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
-служение Отечеству;
-уважение к родителям;
-уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;
-стремление к истине;
-толерантность, формируемые на основе межконфессионального диалога;
-эстетическое и этическое развитие;
-экологическое сознание.
Хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению нравственные и моральные устои позволяет человеку противостоять разрушительным влияниям и продуктивно развивать своё сознание, жизнь, саму систему общественных отношений, что обеспечивает успешное развитие страны в современных условиях.
Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определен современный национальный воспитательный идеал гражданина России как высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.Именно обращение к духовным традициям способствует формированию у человека нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма); нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости); нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний); нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).Патриотизм основывается на принципах: 
— идеологии, призванной способствовать сплочению, сохранению, росту процветанию, могуществу государства и народа как гарантии мирового равновесия, развития народов, живущих на территории; 
— единых национальных ценностей для всех народов, проживающих на территории государства; 
— культуре — воплощение самобытности (язык, обычаи, нравственность, искусство, наука, техника, технологии, медицина, образование, спорт, использующие тысячелетний опыт собственного развития, мировые достижения, опирающиеся на традиции); — решимости — отстаивание интересов народа, государства всеми доступными средствами, готовность к жертвам ради защиты свободы, независимости народа и государства; 
— власти — законодательная, исполнительная, судебная, финансово-экономическая, военная, призванная обеспечивать и защищать интересы государства, народов, проживающих на его территории, поддерживать баланс межнациональных интересов, равноправие граждан государства вне зависимости от их национальности, религиозной принадлежности; — государственном устройстве — исторически сложившейся модели общественного, хозяйственного устройства, обеспечивающей существование, развитие страны как сильного независимого государства; 
— веротерпимости — уважительном отношении к традиционным религиям и конфессиям, научной атеистической традиции; 
— соборности — целостном сочетании свободы и единства людей на основе их общей любви к одним и тем же абсолютным ценностям (термин введен русским философом Д. А. Хомяковым), важнейшем духовном условии национального единства и создания мощной державы; 
— общинности — коллективизм, приоритет в сознании общественного над индивидуальным, коллективизма над индивидуализмом.Основные формы организации духовно-нравственного и патриотического воспитания.
В зависимости от специфики конкретного образовательного учреждения, выбранной им концепции и разработанной на ее основе системы, духовно-нравственное воспитание может реализовываться с использованием различных организационных форм педагогической деятельности:
- урочная деятельность – духовно-нравственное воспитание осуществляется в рамках преподавания дисциплин гуманитарного цикла путем включения в содержание лекционных и практических занятий соответствующего компонента (расширения и углубления уже имеющихся материалов духовно- нравственной тематики);
- производственное обучение – включение духовно-нравственного содержания в процесс практического профессионального обучения студентов;
- дополнительное образование и воспитание – организация работы кружков и студий художественно-эстетической направленности, волонтерских и военно-патриотических отрядов и клубов, спортивных секций на основе достижений традиционной духовной культуры и верховенства нравственных идеалов и принципов;
- система просветительских мероприятий – организация разработки и проведения цикла, традиционных для образовательного учреждения просветительских и праздничных мероприятий (бесед, лекториев, кинопросмотров, экскурсий, концертов, торжеств и пр.), а также социальных акций благотворительной направленности.
Таким образом, многообразие организационных форм обеспечивает широкую вариативность путей, средств и методов духовно-нравственного воспитания. Конкретное содержание деятельности в данном направлении, в свою очередь, определяется в зависимости от отдельных авторских образовательных программ, разработанных с учетом конкретных условий образовательного учреждения.
Список литературы
Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/ А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. М., 2009. С23.
Колесникова И.А.Воспитание к духовности и нравственности в эпоху глобальных перемен // Педагогика. 2008.№9. 21-33 с.
Саратовцева Н.В. Духовно-нравственные основы патриотического воспитания российской молодёжи / Вестник Военного университета. 2010. №1. С15-20.