«Эксперимент. Миниатюра» (использование элементов исследовательской (эксперимент с заранее неизвестным результатом) и творческой деятельности (миниатюра) на уроках русского языка и литературы)


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1
муниципального образования город-курорт Геленджик
Мастер-класс
«Эксперимент. Миниатюра»
(использование элементов исследовательской (эксперимент с заранее неизвестным результатом) и творческой деятельности (миниатюра) на уроках русского языка и литературы)
Составитель
Федореева Светлана Викторовна,
учитель русского языка и литературы
Геленджик 2015
Цель мастер-класса:
- представить опыт работы учителя по использованию элементов исследовательской (эксперимента с заранее неизвестным результатом) и творческой деятельности (миниатюры) в работе с учащимися на уроках русского языка и литературы.
Задачи:
- познакомить участников мастер-класса с актуальностью использования элементов исследовательской (эксперимента с заранее неизвестным результатом) и творческой деятельности (миниатюры) в работе с учащимися на уроках русского языка и литературы;
- провести занятие с участием слушателей в выполнении предложенных упражнений.

План проведения мастер-класса:
1. Презентация технологии и педагогического опыта:
- актуальность использования элементов исследовательской (эксперимента с заранее неизвестным результатом) и творческой деятельности (миниатюры) в работе с учащимися на уроках русского языка и литературы.
2.Имитационная игра:
- определение темы занятия;
- самостоятельное проведение слушателями эксперимента с заранее неизвестным результатом при исследовательской работе;
- создание миниатюры (творческого продукта) участниками исследовательской работы.
3. Рефлексия:
-дискуссия по результатам совместной деятельности;
-выводы.
I. Актуальность использования элементов исследовательской (эксперимента с заранее неизвестным результатом) и творческой деятельности (миниатюры) в работе с учащимися на уроках русского языка и литературы.
Слайд 1.
Проблема выразительности письменной речи учащихся, безусловно, является актуальной.
Речевая культура детей не всегда находится на высоком уровне: современный темп жизни не оставляет времени, чтобы полюбоваться цветущей вишней, встретить рассвет и …увидеть море. Да-да, наше родное Чёрное море. Дети его видят, то не могут сказать, какого оно цвета, какое у него настроение, выразить свои чувства и эмоции.
Это происходит потому, что ребята не знают образные средства русского языка и не умеют их применять.
Слайд 2. Возникла идея: соединить элемент исследовательской деятельности (эксперимент с заранее неизвестным результатом) и творческой работы (миниатюра), чтобы дети самостоятельно убедились в значимости образных средств русского языка и тут же попытались сами создать миниатюру с активным использованием одного из тропов - образного средства для усиления изобразительности и выразительности речи. Слайд 3.
Успех первого практического занятия позволил проводить подобные уроки по разным темам. Например: сочинение-описание животного, использование сравнительных оборотов в поэтической речи, роль эпитета в описании природы.
В результате, после таких практических занятий дети тщательнее стали готовиться к творческим работам, они научились видеть красоту окружающего мира, их сердце наполнилось «ясной любовью» и в «душу созвучья нахлынули дружно». Изменилась и роль ученика: пассивный слушатель стал активным деятелем в процессе обучения и стал создавать индивидуальный творческий продукт на занятии. Учитель же только консультировал.
Использование элементов современных технологий на уроках русского языка и литературы делает обучение ярким, запоминающимся, интересным для учащегося любого возраста, формирует эмоционально положительное отношение к предмету, а, следовательно, повышает интерес к учебной деятельности и качество образования.
Слайд 4.Таким образом, решается одна из важнейших задач образовательной системы - мотивация учебно-познавательной деятельности школьников, а также их активные и сознательные действия, направленные на освоение материала.
Повышение речевой культуры – повышение культуры вообще. Слайд 5. По словам Антона Павловича Чехова, «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли»,.. я бы добавила: и слова тоже
II.Имитационная игра
Уважаемые коллеги, представьте, что вы дети и находитесь на уроке литературы. К сожалению, у меня всего 15? минут на мастер-класс, поэтому, мне придется сократить время для выполнений заданий и для ответов. В идеале каждому участнику обязательно надо дать возможность высказаться. Итак, приступим.
1.Определение темы занятия
-Ребята, давайте посмотрим изобразительный ряд на экране.
Слайды 6, 7, 8, 9
Показываются изобразительный ряд с видами моря.
-Что изображено на картинах? (море)
-Чем отличаются эти картины? (море спокойное, шторм на море и т.д.)
-Какие слова помогут точнее выразить настроение, чувства, эмоции, отношение к увиденному? С помощью каких слов можно точнее описать картины? Назовите их.
ПИШУ НА ВАТМАНЕ НА ДОСКЕ
- Может быть, кто-то знает, как называются слова, создающие образ, настроение в художественных произведениях?
(- Ребята, вспомните, что такое эпитет?)
Ответы…., после этого слайд
Слайд 10:+ «Эпитет» - выразительное средство русского языка, основанное на художественном определении.
Например, чудесный вечер, мелкий дождик, солнечное сияние, ясная и ласковая лазурь, кудрявый папоротник, томительно жаркие дни.
- Как вы думаете, какова тема нашего занятия, о чём мы сейчас будем говорить?
-Правильно, об эпитетах…
Слайд 11: ТЕМА «Роль эпитета в художественных произведениях»
- И на эту тему мы проведем эксперимент. На столе у каждой группы есть текст художественного произведения и план проведения эксперимента. Задания можно выполнять индивидуально, парами или группой.
ХОЖУ ПО ГРУППАМ, ВСЕ ЛИ ИМ ПОНЯТНО?
Слайд 12: План
Прочитайте текст и подчеркните эпитеты.
Прочитайте текст без эпитетов.
Подумайте, какую роль играют эпитеты в художественном произведении.
Сделайте вывод и представьте его.
- Время на выполнение задания – 5 мин.
Выполнение задания
- Ребята, время закончилось. Прошу представить ваши выводы.
Афиширование результатов
- В результате проведения эксперимента мы пришли к выводу, что именно эпитеты и создают образность художественной речи, обогащают ее яркими красками выразительности.
Слайд 13: Эпитеты создают образность художественной речи, обогащают ее яркими красками выразительности,
ПОМОГАЮТ УВИДЕТЬ КАРТИНУ, ОПИСАТЬ ЕЕ.
- А теперь переходим к творческому этапу нашего занятия – создание миниатюры.
- Может быть, кто-то знает, что такое миниатюра?
Слайд 14: Миниатюра - художественное произведение малых размеров, которое отличается богатством и тонкостью образных средств выражения.
-Для начала составьте, придумайте простое предложение из двух слов…..
ПИШУ НА ВАТМАНЕ НА ДОСКЕ
- А теперь, пожалуйста, дети, помогите нарисовать иллюстрацию в строгом соответствии с данным предложением…
РИСУЕМ НА ВАТМАНЕ
- Внимание! Задание: сочинить миниатюру на данную тему, используя как можно больше эпитетов. Затем нарисуйте иллюстрацию СТРОГО в соответствии с получившимся текстом и представьте результат своей работы.
Слайд 15: Задание:
Сочините миниатюру на данную тему, используя как можно больше эпитетов.
Нарисуйте иллюстрацию СТРОГО в соответствии с получившимся текстом.
Представьте результат своей работы
- Работать можно индивидуально, в паре или всей группой. Используйте листы понравившегося вам формата, карандаши и фломастеры. Время для работы – 5 мин. Пожалуйста, можно приступать к выполнению.
Выполнение задания
- Время закончилось. Прошу представить ваши работы: прочитайте вслух миниатюру и покажите рисунок.
Афиширование
- Давайте вернемся к нашей теме «Роль эпитета в художественных произведениях». Какой можно сделать вывод?
Высказывания
- Правильно, мы опять убедились, что именно эпитеты и ПОМОГАЮТ ЯРЧЕ ПРЕДСТАВИТЬ СОБЫТИЕ, ПРЕДМЕТ И ПОМОГАЮТ НАШЕЙ РЕЧИ БЫТЬ ЯРКОЙ, КРАСИВОЙ И НЕОБЫЧНОЙ создают образность художественной речи, обогащают ее яркими красками выразительности.
Слайд 16: Вывод: эпитеты создают образность художественной речи, обогащают ее яркими красками выразительности.
III.Рефлексия
- Уважаемые коллеги, закончилось наше занятие. Прошу высказать свое мнение.
ЧИТАЮ ВОПРОСЫ
Слайд 17: Рефлексия: 2) - С чем не согласны?
1) - Что понравилось? 3) - Можно ли что-то использовать в вашей работе?
4) -Всем спасибо за работу! СЛОВА ОКУДЖАВЫ + ФОНО