Воспитание межэтнической толерантности младших школьников


Воспитание межэтнической толерантности младших школьников
Учитель 1 категории МБОУ СОШ № 122 Егорова М.Н.
Нетерпимое отношение к людям иной национальности, иной веры, иной социальной группы, иного поведения или образа мысли и т.д. – распространенное явление в современном мире. Только толерантный человек сумеет решить проблемы нетерпимости в окружающем мире при этом, не нарушая прав других людей и оставаясь полноценной личностью. Именно поэтому формирование основ толерантного поведения занимает особое место в системе образования.
«Толерантность есть уважение, принятие и высокая оценка богатого разнообразия мировых культур, форм выражения и способов человеческого бытия... Она не есть лишь моральный долг, но также политическое и правовое требование.
Методы, средства воспитания этнической толерантности у детей младшего школьного возраста Младшим школьным возрастом принято считать возраст детей примерно от 7 до 10-11 лет, что соответствует годам его обучения в начальных классах. Это возраст относительно спокойного и равномерного физического развития. 
Большое воспитательное воздействие учителя на младших связано с тем, что учитель с самого начала пребывания детей в школе становится для них непререкаемым авторитетом. Авторитет учителя – самая важная предпосылка для обучения  в младших классах.
Младший школьный возраст – возраст достаточно заметного формирования личности.  Для него характерны новые отношения с взрослыми и сверстниками, включение в целую систему коллективов, включение в новый вид деятельности – учение, которое предъявляет ряд серьёзных требований к ученику. В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности. Характер младших школьников отличается некоторыми особенностями. Прежде всего, они импульсивны – склонны незамедлительно действовать, не подумав и не взвесив всех обстоятельств, по случайным поводам.
Возрастной особенностью является и общая недостаточность воли: младший школьник ещё не обладает большим опытом длительной борьбы за намеченную цель, преодоления трудностей и препятствий. Большие возможности предоставляет младший школьный возраст для воспитания коллективистских отношений. За несколько лет младший школьник накапливает при правильном воспитании важный для своего дальнейшего развития опыт коллективной деятельности – деятельности в коллективе и для коллектива. Опираясь на особенности младшего школьного возраста, необходимо активно воспитывать этническую толерантность.Рекомендуется использовать три основных пути:
- в процессе изучения всех предметов
- через междисциплинарные связи
- в виде специальных курсов и занятий
Воспитание толерантности – общее дело многих государственных и общественных институтов, но главная нагрузка и ответственность в работе с детьми ложится именно на образовательную среду, на педагогов – учителей, воспитателей, социальных педагогов, психологов, вожатых и др.Им в этом труднейшем деле остро необходимы:
-информация о сущности воспитания толерантности, ее содержании и проявлениях;-представление о возможных средствах – технологиях такого воспитания, -толерантность необходима и самому педагогу – во всей неразрывности личностного и профессионального. В качестве механизмов формирования этнической толерантности учащихся выступают обучение, воспитание, деятельность, общение. Формирование навыков межэтнического взаимопонимания и взаимодействия может также осуществляться посредством тренинга этнокультурной компетентности, культурного ассимилятора, деловых и ролевых игр и др. Формами формирования этнической толерантности являются индивидуально-парные взаимодействия и коллективные взаимоотношения. Эти взаимодействия и отношения могут быть специально организованными ( лекции, семинары, дискуссии, конференции), стихийными или частично организованными (семейные отношения, отношения со сверстниками и взрослыми, игровая и трудовая деятельность, а также из средств массовой информации и др.). Образовательные учреждения призваны давать достоверные знания, направленные на формирование позитивного отношения к своему и другим народам, их истории, культурам. Этого можно достичь, применяя полиэтническое образование: межпредметное (включает национально-региональный компонент в содержание образования путем равномерного распределения соответствующего материала по всем учебным предметам); модульное (реализуется посредством включения в учебные дисциплины гуманитарного цикла специальных тем (модулей), отражающих этнокультурное своеобразие народов); монопредметное  (предполагает углубленное изучение детьми этнической культуры, языка, истории, географии, фольклора и др. как своего, так и других народов, на специально выделенных для этой цели учебных предметах); комплексное (реализуется в виде интегрированных курсов, в которых аспекты национальных культур представлены в единстве и взаимосвязи); дополняющее (осуществляется в ходе внеурочных, внеклассных и  внешкольных мероприятий). Воспитание толерантности – сложный и многогранный процесс. От его эффективности во многом зависит будущее гражданского общества России. Воспитание этнической толерантности необходимо начинать с раннего школьного возраста, когда психологические особенности возраста наиболее благоприятны. Педагогический процесс должен быть построен с учетом возрастных особенностей детей младшего школьного возраста. Вся система учебно-воспитательной работы, все педагогические средства влияют на формирование этого качества. При организации работы по воспитанию толерантности необходимо знать и учитывать: индивидуальные особенности каждого ребенка, особенности воспитания в семье, семейной культуры; национальный состав коллектива учащихся; проблемы в отношениях между детьми и их причины; культурные особенности окружающей среды.
Программа, направленная на повышение уровня межэтнической  толерантностиВся работа строится в двух направлениях: в учебной деятельности (велась учителем - интеграцию с другими предметами (русский язык, чтение, знакомство с окружающим миром, труд, рисование) и во внеклассной работе. Первый вид занятий – это непосредственно классные часы, посвященные как понятию толерантность, так и культуре других народов.
Тема занятия Цель, задачи, направленность
Добро и зло.
Справедливость  и  сочувствие
Что такое толерантность
Жизненные ценности людей. Толерантность
Я и группа. Индивидуальные  особенности  личности
Толерантность к другим. Толерантное  общение Подвести учащихся к истинному смыслу (значению) указанных  категорий. Формирование потребности в доброжелательных  взаимоотношениях.
Осознание смысла нравственных категорий «справедливость, сочувствие»; развитие навыков  самопознания, конструктивного взаимодействия.
Ввести понятие  «толерантность», помочь детям  увидеть  общие  ценности,  объединяющие  всех  людей, несмотря  на  национальность,  образ жизни, предпочтения  в одежде, в  еде.
Выявление ценностей в общении с людьми каждого из участников  группы.Знакомство с функциями, значением выразительных средств общения (мимика,  жесты, взглядПринятие своей индивидуальности и терпимое отношение к индивидуальности окружающих
Воспитание толерантного  отношения к окружающим.Формирование навыков конструктивного взаимодействия с людьми.Повышение уровня  толерантности и сплочённости  в группе
Следующий вид занятий – это комбинированные уроки. (Например, окружающий мир – «Зона арктических пустынь» и технология «Вырезная аппликация «Узоры народов севера»; гражданское образование «Одна страна – сто народов» и ИЗО «Русский народный костюм»)
После того, как школьники усвоили понятие «толерантность», можно продолжить работу по преодолению стереотипов и усвоению лозунга «не такой как я не значит враг». Например, игра «КОЛЕСО ДРУЖБЫ» (Инструкция: Участники встают в круг, и, передавая клубок ниток делают друг другу комплименты. Ведущий должен проследить, чтобы клубок «с комплиментами» получил каждый из участников и у каждого в руках осталась нить. Образуется «колесо», которое можно назвать «колесом дружбы».Вывод:Давайте делать друг другу комплименты, и так же как и в данном колесе быть связанными друг с другом только на основе взаимоуважения, терпимости, жить в мире и согласии. Мир не возможем без терпимости.) На уроке внеклассного чтения (тема «Сюжет, композиция сказки») ребятам предложить вписать в таблицу по 2-3 черты для каждой из национальностей. Например: добрые, злые, жадные, ленивые, хитрые и т.д. Для всех ли людей подойдут эти определения? Откуда эти представления, если в жизни мы не сталкивались с представителями этих народов? (СМИ, книги, от родителей и т.д.) Когда мы называем всех людей, принадлежащих к какой-то национальной группе определенными словами, мы пользуемся стереотипами. Что такое стереотип?  Понять нам в этом поможет следующее задание  Задание в группах. Закончить сказку. «Подъехал Богатырь на коне в чистом поле к камню, а на нем написано: направо пойдешь – голову сложишь, налево пойдешь – коня потеряешь, а прямо пойдешь – озвереешь. Была, ни была, решил Богатырь прямо поехать. Едет он на своем богатырском коне, солнце палит, жажда мучит, нигде ни ручейка, ни колодца. Вдруг видит Богатырь – озеро, а вода в нем голубая - голубая, чистая да прозрачная. А посреди озера – остров, и сидит на том острове Змей-Горыныч о девяти головах. Ринулся Богатырь через озеро к змею поганому, махнул своим богатырским мечом один раз – слетели у змея три головы, махнул другой – еще три головы слетели. Вопрос: что могли сказать Богатырю оставшиеся три головы? (Ответ примерно такой: «Ты что, озверел? Да пей, сколько хочешь!»). Ребята догадываются, что здесь сработали стереотипы: раз Змей, то надо его рубить. А может, это добрый Змей. Этого Богатыря вряд ли можно назвать толерантным!» Каждая группа озвучивает своё предложение. Можно ли богатыря назвать толерантным? Дети приходят к выводу, что сработали стереотипы. Попробуйте переделать сказку так, чтобы богатырь поступил толерантно. Итог урока. Сформулируйте главные выводы, к которым вы пришли сегодня на уроке. (Необходимо избавляться от стереотипов, все люди разные, необходимо терпимое отношения к различиям). Т.к. для возраста младшего школьника характерна образность и высокий уровень восприимчивости, мы продолжили работу на близком и понятном детям материале для создания наиболее комфортных условий для усвоения правил этнической толерантности. Очень активно используют внеклассную и внеурочную работу: литературно-этнографическое путешествие «Народов дружная семья». Работа по воспитанию этнической толерантности должна быть систематической, основанной на возрастных особенностях, учитывающей уровень имеющихся знаний и умений. Работа с младшим школьником должна опираться на эмоциональную сферу, иначе эта работа имеет малый процент эффективности. Наиболее благоприятной для формирования толерантности является внеклассная совместная деятельность с общественно значимым смыслом, когда расширяются ее границы и учащиеся могут проявить свое личностное отношение к широкому кругу людей. Для этой цели могут быть использованы все виды учебной и внеурочной работы, содержание которых способствует формированию нравственных  взаимоотношений между людьми. Однако школьная программа представляет широкий диапазон тем, где можно акцентировать внимание на толерантном отношении к другим национальностям. Для положительных результатов воспитания большое значение имеют методы и приемы, организационные формы занятий. Это этические беседы, диспуты, обсуждение книг, телепередач, анкетирование, тестирование, анализ ситуаций, решение этических задач, практические занятия, встречи, обсуждения, изучение других культур. Полноценное воспитание  происходит в условиях одновременного влияния двух институтов – семьи и образовательного учреждения. Речь идет о диалоге между детскими садом, школой и семьей, который строится на основе, прежде всего, диалога, осознания семья как ячейки общества и основного источника воспитания.