Конспект урока по теме: Тема одиночества в стихотворениях М.Ю.Лермонтова Листок, Утес, На севере диком

Конспект урока по литературе в 6 классе на тему:
«Тема одиночества в стихотворениях М.Ю.Лермонтова «Утес», «Листок», «На севере диком»



Учебник Литература: учеб. для 6 кл. общеобразовательных учреждений /Коровина В. Я. – М.: Просвещение, 2001
Тема урока: Тема одиночества в стихотворениях М.Ю.Лермонтова «Утес», «Листок», «На севере диком»
Класс: 6
Предмет: литература
Тип урока: открытие нового знания
Цели урока: Продолжить знакомство с лирикой М.Ю.Лермонтова, развивать навыки анализа лирического произведения, работать над выразительным чтением учащихся, развивать любовь к родному языку.
Предметные умения: Учащиеся научатся самостоятельно анализировать лирическое произведение, находить в нем различные выразительные средства и определять их роль в стихотворном тексте, научатся выразительно и интонационно-грамотно читать лирическое произведение.
Универсальные учебные действия
Личностные: Проявлять любовь к близким, заботиться о них, уметь видеть и чувствовать красоту родного языка.
Регулятивные: Осуществлять целеполагание, развивать самоконтроль, самооценку.
Познавательные: Уметь самостоятельно анализировать лирическое произведение, осуществлять смысловое чтение, осмысливать содержание произведение, формулировать выводы.
Коммуникативные: Уметь доказывать/аргументировать свою точку зрения, публично выступать, вести диалог, уважительно принимать мнение другого человека, оценивать ответы своих одноклассников.
Формы работы: фронтальный опрос, беседа, групповая работа, работа в тетрадях.
Ресурсы: Портрет М.Ю.Лермонтова, иллюстрации к стихотворениям, тетради, учебники, фломастеры, цветные карандаши.


Этапы урока
Ход урока
Обоснование

Организационный момент.
Приветствие, создание благоприятного психологического настроя на урок.
Актуализация знаний (Подведение к теме урока)





- Ребята, давайте закроем глаза и послушаем музыку (Прослушивание фрагмента произведения Д.Шостаковича «5-я симфония).
- Скажите, какие чувства и эмоции вызвала у вас эта мелодия? (тоску, грусть, переживания, печаль)
- Какие произведения мы будем сегодня изучать? Кто их автор? (стихотворения М.Ю.Лермонтова «Утес», «Листок», «На севере диком»)
- Скажите, настроение этих стихотворений и музыки сходно или различно?
- Как вы считаете, что общего у этих стихотворений? Что их объединяет? (тема одиночества)
- Как бы вы сформулировали тему нашего сегодняшнего урока? (Тема одиночества в стихотворениях М.Ю.Лермонтова «Утес», «Листок», «На севере диком»)






Познавательные УУД:
- построение цепочки рассуждений,
- выдвижение предположений и их обоснование,


3. Целеполагание
- Как вы думаете, тема одиночества одинаково выражена в данных стихотворениях или по-разному?
- Какие цели мы поставим на сегодняшнем уроке? (Выявить особенности отражения темы одиночества в стихотворениях, научиться их анализировать, понять смысл стихотворений, для чего их написал поэт, что хотел сказать читателю).

Познавательные УУД:
- умение самостоятельно формулировать познавательные цели


4. Проверка домашнего задания.

а) Выразительное чтение учащимися стихотворения «Утес». (2-3 ученика)
б) Чтение учащимися подготовленного анализа стихотворения «Утес».
- Ребята, сейчас ваши одноклассники будут читать свои ответы, а ваша задача – их оценить в соответствии с планом анализа стихотворения. Свое мнение аргументируйте (заслушать 2-3 учеников).
Работа с иллюстрацией.
- Ребята, посмотрите на иллюстрацию к стихотворению «Утес», нарисованную вашей одноклассницей Ангелиной. Как вы считаете, герои стихотворения похожи? Почему? (Утес грустный, а тучка веселая).
- Слова «грустный»-«веселый» - это (антонимы).
- Как называется выразительное средство в литературе? (Противопоставление)
Словарная работа.
Записать в тетрадях термин «Антитеза – художественный прием, основанный на противопоставлении»
- Скажите, какой герой вызывает у вас симпатию или другие чувства?

Регулятивные УУД:
- развивать умение взаимоконтроля и взаимооценки

Познавательные УУД:
- смысловое чтение,
- построение цепочки рассуждений,
- анализ,
- обобщение,
- выдвижение предположений и их обоснование,


5. Анализ стихотворения «Листок».

- Сейчас я предлагаю вам послушать чтение стихотворения «Листок» мастером слова . (прослушивание аудиозаписи).
- Назовите героев стихотворения (Чинара и листок).
- Есть ли в этом стихотворении антитеза? (да, противопоставляются листок и чинара)
- Запишите в тетрадях характеристику
1 вариант – чинары,
2 вариант – листа. (учащиеся озвучивают свои ответы)
- Скажите, как вы поступите, если к вам в дверь постучится бездомный человек и попросит вас приютить его? Вы его примете? Почему? Что сделаете?
- Чему учит нас это стихотворение?
Личностные УУД:
-нравственно-эстетическое оценивание усваиваемого содержания,
- осуществление личностного, морального выбора,


6. Выразительное чтение и анализ стихотворения «На севере диком»

1) Выразительное чтение стихотворения учащимися (2 ученика)
2) Беседа.
- Кого изображает поэт в образе пальмы и сосны?
- Найдите в тексте сравнение
- Что такое риза?
- Кто такие монахи? Отличается ли их жизнь от жизни обычного человека? Чем?
- По своей ли воле этот человек одинок?
- А герои стихотворения?
- Какие эпитеты помогают нам понять чувство одиночества героев?
- На какие мысли вас наталкивает этот эпитет? Спасает ли пальму от одиночества ее красота? Почему?

Познавательные УУД:
- выдвижение предположений и их обоснование,
- построение цепочки рассуждений,

Коммуникативные УУД:
- владение монологической и диалогической речью,




7. Творческое задание. Работа в группах.

- Задание для каждой группы – нарисовать иллюстрацию к одному из стихотворений, часть группы работает над рисунком, а другая – должна объяснить, почему вы выбрали именно эти цвета для создания картины.
Учащиеся по очереди представляют свои работы.

Коммуникативные УУД:
- умение работать в команде,
- учитывать и уважать позицию других людей,
- умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми,


8. Закрепление.

- Ребята, кратко запишите в тетрадях, чему нас научили изученные сегодня стихотворения М.Ю.Лермонтова, какие выводы вы для себя сделали.

Личностные УУД:
- личностное и жизненное самоопределение школьника

10. Рефлексия.
- Ребята, продолжите предложения.
* Сегодня на уроке мне было интересно
* Мне понравилось
* Я сегодня научился
* Мне захотелось
* Теперь я буду/не буду

Личностные УУД:
-нравственно-эстетическое оценивание усваиваемого содержания

9. Домашнее задание.

Выразительное чтение и устный анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Три пальмы».














15