Технологическая карта урока литературы на тему Мотив одиночества и тоски в стихотворении М.Ю.Лермонтова Тучи


Технологическая карта урока по литературе
Тема урока: «Мотив одиночества и тоски в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Тучи»
Класс: 6
Тип урока: урок открытия нового знания .Планируемые результаты обучения:
личностные – умение чувствовать красоту и выразительность речи, устойчивый познавательный интерес;
предметные – адекватно понимать художественный текст, интерпретировать и анализировать прочитанное;
метапредметные – самостоятельно формулировать тему и цель урока, работать по плану, сверяя свои действия с целью (регулятивные); пользоваться разными видами чтения (изучающим, просмотровым, ознакомительным), извлекать информацию, представленную в разных формах: сплошной и несплошной текст – иллюстрация, презентация, таблица (познавательные); уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее и координировать ее с позицией партнеров в сотрудничестве при выборе общего решения в совместной деятельности (коммуникативные).
Техники и технологии – работа в парах, исследовательская работа.
Ресурс – учебник литературы, фонохрестоматия, ИКТ.
Этапы урока,
Время Деятельность учителя Деятельность учащихся Формирование УУД
Личностные Коммуникативные Регулятивные Познавательные
Организационный момент – 1 мин. Приветствую
ребят Настраиваются на внимание Положительное отношение к уроку Актуализация знаний-3мин.
Цель: повторение знаний о поэте, ориентирование на освоение новых знаний Прошу написать на доске план статьи о Лермонтове (д/з) . Можно на перемене. Я заранее написала свой. Ученик пишет за задней створке доски свой план.
Сверяют пункты плана. Затем с моим.
Потребность в самовыражении Участие
в коллектив
ном диалогеРаботать по плану Излагать содержание прочитанногоЦелеполагание – 3мин.
Цель: мотивировать на дальнейшее изучение творчества поэта Индивид. д/з Ученик заранее подготовленный читает наизусть «Тучи» наизусть. Ребята делают вывод, о чем пойдет разговор на уроке. Предполагают цели и задачи урока.
Учитывать разные мнения Самост. формулир. темы и цели Работа по теме урока
1 этап работы с текстом (подготовка к восприятию)-2 мин.
Цель: ввести в художествен. мир Лермонтова Даю слово еще одному ученику (индив. д/з)
Рассказ об истории написания стихотворения Влада кратко рассказывает историю написания стихотворения «Тучи» Потребность в самовыражении через слово Адекватно понимать основную и дополнительную информацию
2 этап: восприятие текста-5 мин Даю задание: 1)прочтение стихотворения
2) прослушать запись фонохрестоматии Читают и определяют настроение стихотворения
Слушают актерское чтение. Что важно для восприятия лирического произведения? Умение чувствовать выразительность речи Аргументировать свою точку зрения Вырабатывать критерии оценки Умение выделять главное
3 этап: работа с текстом, анализ стихотворения – 10 минут Показываю презентацию «М.Ю.Лермонтов. Чувство одиночества и тоски в стихотворении «Тучи» Слушают, анализируют, делают выводы Стремление к совершенствованию своей речи Стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки Осуществлять анализ
Работа в парах- игра - 5 мин.
Цель: закрепление полученных знаний на уроке Раздаю задания для игры по анализу стихотворения «Тучи» Работают в парах, взаимно помогая, представляют результаты исследований Устойчивый познавательный интерес к чтению Координировать свое мнение с позицией партнера Работать по плану Перерабатывать информацию
Декламация
2 минуты Задания индивидуальные (заранее наизусть)
Почему именно эти стихотворения прозвучали сегодня? Что их сближает со стих-ем «Тучи»? Два ученика заранее учат «Утес»,
«На севере диком» и на уроке прочитывают наизусть. Отвечают на вопрос
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки Рефлексия Ваше настроение?
Что почувствовали, читая «Тучи»? Умение выделять главноеПроектирование д/з:
-наизусть
-рисунок к стихотворению по желанию
-40 композиторов положили на музыку «Тучи»
Индивид. Сообщение по желанию