Мотив одиночества в лирике Лермонтова


Конспект урока литературы в 9 классе Дата_______________
Мотивы вольности и одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова
Цель: Знакомство с мотивом одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова
Задачи: Развитие монологической речи учащихся.
Обучение аналитическому чтению.
Развитие навыков анализа разных лирических произведений.
Воспитание нравственных качеств учащихся.
Оборудование: учебник, пос. Пилипенко 9 класс, пос. Беляевой, видеофильм о творчестве М.Ю. Лермонтова
Ход урока:
1. Блиц-опрос
-После какого произведения Лермонтов проснулся знаменитым?
-Кто сможет процитировать несколько строк из этого стихотворения?
-Сколько ссылок на Кавказ было у Лермонтова? (1 – 1837; 2 - 1840)
-С кем и в каком месте состоялась роковая дуэль? (С Мартыновым у горы Машук недалеко от Пятигорска) 15 июля
-Где похоронен поэт? (В Тарханах 1842, а изначально в Пят.)
-С каким произведением Лермонтова мы знакомились в 8 классе?
2. Просмотр видеофильма о жизни и творчестве М. Ю. Лерсмонтова «Календарь важных дат»
3. Слово учителя:
Лермонтов, по словам Белинского, - "поэт совсем другой эпохи", "его поэзия - совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества". Чтобы понять эти слова, необходимо охарактеризовать историческое развитие России в эпоху Лермонтова, то есть с 1828-го до начала 1850-х годов.  В течение первого десятилетия после декабристского восстания главным в общественной жизни России было подавление свободомыслия. Это было время тяжелейшей политической реакции, утверждения нового цензурного устава, расправы с освободительным движением в Европе. Вместе с тем в 30-40 гг. XIX века в русской общественной мысли разгораются философские, религиозно-исторические и литературные дискуссии, которые отражаются в оживленной журналистике. Религиозные "Философические письма" Чаадаева сказали миру правду о причинах отсутствия свободы и благоденствия в России.
В творчестве Лермонтова запечатлены мысли и настроения эпохи 30-х годов, Творчество поэта можно условно разделить на два периода: 1828-1836 гг. ранний период    и 1837-1841 гг. зрелый период Граница - 1837 год, год гибели Пушкина. Уже в ранней лирике Лермонтова начинают звучать гражданские мотивы, свободолюбивые настроения ("Жалобы турка", "Желание"). Поражение декабристского восстания обусловило мотивы тоски, подавленности, уныния. Большое влияние на раннего Лермонтова оказали романтические настроения Байрона.
В зрелой лирике Лермонтова звучат идеи, связанные с русской общественно-политической мыслью этого периода (Пушкин, Чаадаев, Белинский). Появляются стихи - размышления о судьбе своего поколения, усиливаются мотивы разочарования и одиночества, тема трагической любви, философское осмысление поэтического призвания и высокого предназначения поэзии.
Вместе с тем еще более резкой становится критика бездуховности высшего, светского общества, поэт ищет равновесия и гармонии с окружающим миром, находит которые в осмыслении темы народа и Родины.
Таким образом, основные темы и мотивы лирики Лермонтова - это:  4.Запись в тетрадь:
жажда свободы, вольности, борьбы ("Парус", "Узник", "Пленный рыцарь», «Выхожу один я на дорогу», «На севере диком стоит одиноко…», «И скучно, и грустно..», «Тучи».);
разочарование, одиночество, поиск гармонии в отношениях с окружающим миром ("В минуту жизни трудную...", "И скучно и грустно", "Горные вершины", "Утес", "Листок", "Когда волнуется желтеющая нива...");
любовь-страдание ("Нищий", "Нет, не тебя так пылко я люблю...", "Расстались мы, но твой портрет...");
критика самодержавия и светского общества ("Прощай, немытая Россия...", "Смерть поэта"); осмысление судьбы своего поколения ("Дума"); положение народа и Родины ("Родина", "Бородино");
трудность поэтического призвания и высокое предназначение поэзии ("Я жить хочу! хочу печали...", "Не обвиняй меня, Всесильный...", "Поэт", "Пророк");
Итак, мы с вами определили основные мотивы в лирике М.Ю. Лермонтова. Целью сегодняшнего урока будет знакомство с одним из мотивов - мотивом одиночества.
5. Запишите слова-ассоциации, которые возникают у вас, когда вы слышите слово одиночество
Творчество М.Ю. Лермонтова – послепушкинский этап в развитии русской поэзии. В нём отражён важный период в общественном сознании передовой дворянской интеллигенции, которая не мирилась с отсутствием духовной и политической свободы, но после поражения восстания декабристов была лишена возможности открытой борьбы.
Вашему вниманию я хотела бы представить сведения из лермонтовской энциклопедии. Слова, которые наиболее часто встречаются на страницах произведений М.Ю.Лермонтова:
“один” – 1472 раза, “нет” – 1006 раз, “любовь” – 605 раз, “бог” – 589 раз, “небо” – 415 раз, “земля” – 385 раз, “казаться” – 336 раз, “минута” – 333 раз, “ночь” – 328 раз, “сон” – 277 раз, “смерть” – 273 раза, “надежда” – 263 раза, “играть” – 183 раза, “скала” – 164 раза, “страдание” – 149 раз, “могила” – 144 раза, “камень” – 142 раза, “зло” – 136 раз, “напрасно” – 134 раза, “обмануть” – 129 раз, “рай” – 127 раз, “ночной” – 122 раза, “миг” – 121 раз, “небесный” – 95 раз, “злодей” – 92 раза, “крест” – 92 раза, “грозный” – 85 раз, “страдать” – 81 раз, “воспоминание” – 72 раза, “гроза” – 65 раз, “волшебный” – 64 раза, “ложь” – 60 раз.
Не представит особого труда определить, какой из мотивов лирики Лермонтова доминируют.
Посмотрим , как же раскрывается этот мотив у Лермонтова.
6. Анализ стихотворения «Парус» (уч. стр. 270), пос. Пилипенко, стр. 234
7. Анализ стихотворения «Тучи» пос. Пилипенко, стр. 247
Лермонтов написал стихотворение "Тучи" в 1840 году. История создания его следующая. Михаил Юрьевич находился Петербурге у своих друзей, которых он решил навестить перед тем как повторно отправиться на Кавказ, в ссылку. Друзья поэта собрались для того, чтобы проводить его в дорогу. Подобно Пушкину, Михаил Юрьевич был сторонником справедливости, выступал за свободу слова. Однако такое поведение для власти было неприемлемым. Многих из тех, кто против нее выступал, в то время отправляли в ссылку. Не обошла эта участь и Лермонтова. Ожидание предстоящей дороги, а также изучение покрытого тучами сумрачного неба Петербурга привело к рождению этого стихотворения. Оно пронизано мотивом поиска пути, изгнания, переживаний чувств тоски и одиночества. Поэт стоял у окна, тронутый вниманием к себе. Он смотрел на тучи, ползущие над Летним садом. Так родилось это стихотворение.
8. Итог урока. Рефлексия.
9. Домашнее задание. Стр. 260-264 составить сравнит. таблицу (пос. Беляевой, стр. 155)
ТУЧИ
Тучки небесные, вечные странники!Степью лазурною, цепью жемчужноюМчитесь вы, будто как я же, изгнанникиС милого севера в сторону южную.Кто же вас гонит: судьбы ли решение?Зависть ли тайная? злоба ль открытая?Или на вас тяготит преступление?Или друзей клевета ядовитая?Нет, вам наскучили нивы бесплодные...Чужды вам страсти и чужды страдания;Вечно холодные, вечно свободные,Нет у вас родины, нет вам изгнания.