Проект по физкультурно — оздоровительной работе для старшего дошкольного возраста


Тема проекта: Здоровым быть и не болеть
Пояснительная записка
Вырастить здоровых, красиво сложенных детей – непростая задача. Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка – одна из первостепенных забот педагогов. Комплексный подход к выбору методов и форм проведения физкультурно – оздоровительных работ нацеливает на сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, совершенствование двигательных навыков и умений, на воспитание физических качеств (ловкости, быстроты, выносливости), развитие координации движений, пространственной ориентации. Эффективность физкультурно - оздоровительной работы определяется планированием, которое обеспечивает не только последовательное, рациональное распределение материала, но и освоение, а также непрерывное совершенствование выполнения изученных навыков. Комплексный план физкультурно – оздоровительной работы составлен с учетом уровня физической подготовленности и состояния здоровья дошкольников на 1 учебный год и включает в себя широкий спектр средств и методов работы по профилактике ОРВИ, плоскостопия, нарушения осанки , закаливающие мероприятия.
На протяжении всех видов физкультурно – оздоровительной работы решаются три группы задач:
- оздоровительные;
- воспитательные;
- образовательные.
Решение этих задач возможно только при четком, грамотном взаимодействии всех субъектов здоровьеформирующей среды ДОУ: ребенка, педагогов и родителей. Единство с семьей по воспитанию здорового ребенка достигается в том случае, если цели и задачи хорошо понятны не только педагогам, но и родителям. Когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами физкультурно – оздоровительной работы в детском саду, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания.
Цель проекта: выработать у детей разумное отношение к своему организму, привить необходимые культурно- гигиенические навыки, научиться вести здоровый образ жизни с раннего детства.
Задачи:
Образовательные:
- формирование двигательных умений и навыков;
- овладение ребенком о способах укрепления собственного здоровья;
Оздоровительные:
- охрана жизни и укрепления здоровья;
- повышение работоспособности и закаливание;
Воспитательные:
- разностороннее гармоничное развитие ребенка.
Принципы:
Дидактические:
- систематичность и последовательность
- доступность
- учет индивидуальных и возрастных особенностей
- наглядность
Специальные:
- непрерывность
- последовательность
- цикличность
Гигиенические:
- сбалансированность нагрузок
- рациональное чередование деятельности и отдыха
Участники проекта:
воспитанники старшей группы (разновозрастная 5-7 лет)
Воспитатели
Музыкальный руководитель
Родители
Продолжительность: долгосрочный (в течении одного учебного года) .
Методы и приемы:
Наглядные – демонстрационно – наглядный материал; различные схемы, предметы личной гигиены.
Словесные – загадки, физминутки, пальчиковая гимнастика, чтение художественной литературы; беседы о здоровом образе жизни;
Игровые – дидактические, подвижные игры;
Практические – гимнастика для глаз, упражнения, массаж для рук; ИЗО – деятельность.
Формы реализации проекта:
Диагностика
Занятия по физкультуре ( в спортзале, на свежем воздухе)
Физкультурно-познавательные занятия
Самостоятельная деятельность детей
Закаливающие процедуры
Утренняя гимнастика ( в спортзале, на свежем воздухе)
Дыхательная гимнастика
Гимнастика после сна
Прогулки на свежем воздухе
Экскурсии
Подвижные игры
Работа с родителями (беседы, совместные мероприятия, консультации, папки-передвижки, анкетирование)
Материально – техническая база:
Методические пособия
Демонстрационный материал: картинки, плакаты; диски; дидактические, настольные игры; маски;
Проектор
Спортивный зал
Спортивный инвентарь
Уголок физкультуры в группах
Атрибуты для подвижных игр
Мини – библиотека с литературой о ЗОЖ
Кабинет «Фитобар»
Спортивная площадка
Тропа здоровья
Ожидаемый результат:
1. Повышение уровня физического развития и здоровья детей;
2. Повышение компетентности родителей и активное участие в жизнедеятельности ДОУ;
3. Изменение уровня заболеваемости детей в течении года.
Этапы проектирования:
Организационный:
Диагностика заболеваемости детей
Опрос детей «Я и мое здоровье»
Анкетирование родителей «Здоровые дети в здоровой семье»
Основной:
По результатам диагностики, опроса детей, анкетирования родителей составлен план работы с детьми, с родителями; план закаливающих процедур, картотека подвижных, дидактических игр.
Комплексное планирование физкультурно-оздоровительной работы:
№ Мероприятие Сроки
1. Соблюдение питьевого режима, сбалансированного питания ежедневно
2. Витаминизация 3 го блюда ежедневно
3. Соблюдение режима пребывания на свежем воздухе, воздушные и солнечные ванны ежедневно
Утренняя гимнастика (в спортзале, на свежем воздухе) ежедневно
4. Физкультурные занятия (три раза в неделю) 2зан-я – в спортзале;
1зан-е – на св. воздухе
5. Проветривание помещений Не менее 2 раз в день
6. Оздоровление фитонцидами Октябрь-апрель
7. Гигиена песочниц и участков ежедневно
8. Полоскание полости рта и горла кипяченой водой ежедневно
9. Босохождение, хождение по массажным коврикам, массаж и самомассажпо плану восп-ля10. Обширное умывание прохладной водой ежедневно
11. Душ для стоп ног, профилактика плоскостопия ежедневно
12. Самостоятельная двигательная деятельность на спортивной площадке ежедневно
13. Прогулки с включением подвижных игр 14. Музыкально- ритмические занятия 2 раза в неделю
15. Сказкотерапияежедневно
16. Пальчиковая гимнастика, пальчиковые игры ежедневно
17. Дыхательная гимнастика ежедневно
18. Гимнастика после сна ежедневно
19. Использование тропы здоровья ежедневно
20. Подвижные игры, дидактические игры ежедневно
21. Спортивный праздник 2 раза в год
22. Веселые старты 1 раз в квартал
23. Спортивные игры по плану
Беседы с детьми:
«Я и мое тело»
«Чем отличается здоровый человек от больного»
«Гигиена тела. Кожа, ее функциональное назначение. Уход за кожей, волосами и ногтями»
««Хорошие» и «Плохие» микробы»
«Добрый доктор Айболит» (оказание первой помощи)
«Опасность грязных рук»
«Почему нельзя грызть ногти»
«Пища полезная и вредная»
«Где растут витамины»
10.«Для чего нужны лекарства»
Картотека оздоровительных игр:
На формирование правильной осанки:
1.Летим на Марс
2. Попади в ворота мячом
3. В гостях у Мишки
4. Коршун и наседка
5. Большие ноги идут по дорожке
6. Ласточка
7. Попрыгунчик – лягушонок
8. Восточный официант
9. Качели – карусели
10. Ходим боком
11. Покати обруч
12. Самый меткий
13.Мышки в кладовой
14. Белочка
15. А что у нас на ножках?
16. Гимнастика для ежика
Игры для профилактики болезни носа, горла; преодоления простудных заболеваний:
1.Мышка и Мишка
2. Ветер
3. Самолетик – самолет
4. Шарик лопнул
5. Чей шарик дальше?
6. Запасливые хомячки
7. Совушка – сова
8. Перышки
9. Мишка танцор
10. Найди свой цвет
11.Сплети веночек
12.Перелет птиц
13. Послушный мяч
14. Лиса плутовка
Игры для профилактики плоскостопия:
1.Заяц, елочки и мороз
2. Ну-ка, вместе пересели
3. Кого собьют последним
4. Зайчики и сторож
5. Донеси, не урони
Картотека дидактических игр:
««Хорошие» и «Плохие» микробы»
«Гигиена питания»
«Добрый доктор Айболит» (оказание первой помощи)
«Полезно – вредно»
«Где растут витамины?»
«Найди лишнее»
«Правильно – неправильно»
Работа с родителями
Мероприятия Сроки
Анкетирование:
«Здоровые дети в здоровой семье»
«Нужны ли прививки?»
«Профилактика детских заболеваний»
«Любимые игры» Сентябрь
Октябрь
Декабрь
Февраль
Консультации, беседы:
«Здоровье всему голова»
«Здоровый ребенок в здоровой семье»
«Здоровый образ жизни»
«Личная гигиена – залог здоровья»
«Лечение народными средствами»
«У природы нет плохой погоды»- закаливание организма природными факторами
«Как бороться с плохим аппетитом ребенка»
«Оздоровительное значение спортивных игр и упражнений»
«Гигиенические требования к одежде и обуви» Сентябрь - май
Папки – передвижки:
«Витамины»
«Игры, которые лечат»
«Играем вместе с детьми»-картотека подвижных игр
«Детские инфекционные заболевания»
«Советы Доктора Айболита»
«Как оказать первую помощь ребенку» Сентябрь - май
Стенгазеты:
«В здоровом теле – здоровый дух»
«Питание, режим и здоровье ребенка»
«Правильная осанка – залог здоровья» Сентябрь
Ноябрь
Март
Совместные мероприятия:
«Веселые старты»
«Дорога, транспорт и дети» - круглый стол (предупреждение травматизма)
« Мы – спортсмены» - открытое занятие
«Папа,мама и я – спортивная семья» - спортивный праздник
«Путешествие в детство» - экскурсия, игры на свежем воздухе
«Сабантуй» - праздник Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Февраль
Апрель
Май
Заключительный этап.
Диагностика ( в конце учебного года)
Использованная литература:
1.Картушина М.Ю.Зеленый огонек здоровья. М.: Сфера. 2007г.
2. Береснева З.И. Здоровый малыш. М.: Сфера. 2004 г.
3. О.В. Музыка «Физкультурно – оздоровительная работа» Комплексное планирование, Волгоград, 2011 г.
4. Л.И. Пензулаева «Физическая культура в детском саду» Старшая, подготовительная группа, Москва, 2014 г.
5. Е.Н. Вареник «Физкультурно – оздоровительные занятия с детьми 5-7 лет», Москва, 2009 г.
6. Н.Е. Веракса, А.н. Веракса «Проектная деятельность дошкольников», Москва, 2008 г.
7. И.В.Кравченко, Т.Л.Долгова «Прогулки в детском саду» Старшая и подготовительная к школе группа, ООО «ТЦ Сфера»,2008 г.
8. Н.Н. Кожухова «Питание, режим и здоровье ребенка», Москва, 2005 г.