Доклад. Мотивация учебной деятельности на занятиях студии моды «Стиль»

Мотивация учебной деятельности
на занятиях студии моды «Стиль»

Тысячекратно цитируется применительно к образованию древняя мудрость: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Да, можно усадить учащихся за столы- парты, добиться идеальной дисциплины. Но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации - освоения знаний не произойдет. Мотивация – это ключ к успеху в учебе. Мотивированный ребенок энергичен, с энтузиазмом учиться и с удовольствием и без особых трудностей достигает успехов.

Одной из важнейших компетенций, обеспечивающих мотивацию учебной деятельности, является способность педагога превращать учебную задачу в личностно значимую для обучающегося. Компетентный педагог умеет выявлять ведущие мотивы конкретного ученика и организовать учебный процесс с их учетом.
Для этого необходимо знать интересы, потребности и возможности конкретного ученика и учебные задачи ставить в соответствии с этими возможностями. В начале учебного года для качественной и эффективной педагогической деятельности, для повышения мотивации к учению авторской программой, по которой я работаю, предусмотрено использование в работе с учащимися старшей группы мотивационного тренинга «Самомаркетинг и самопрезентация», который дает возможность использовать самоконтроль и самооценку. Составляющей этого тренинга является самоанализ, в котором воспитанники описывают себя, свое окружение и отношения, свои слабые и сильные стороны. Самостоятельно формулируют личные цели, связанные с усвоением материала, ставят творческие задачи, требующих применения полученных знаний и определяют средства, которые ведут к достижению целей. Здесь важно соотнести предлагаемый материал с личным опытом ученика. Если получаемая на занятиях информация опирается на имеющийся у ребенка опыт, и в то же время содержит новые, личностно осмысленные и обогащающие знания,  то она сама начинает обладать мотивирующим потенциалом. В целом это создает активную установку на позитивное принятие учебной деятельности
На первых занятиях в младших группах учащееся составляет индивидуальный творческий план ЗСС (задание самому себе), который служит ориентиром действия, как для ученика, так и для педагога.
Весь учебный процесс построен на возможностях и интересах воспитанников, где
- учебные действия отличаются гибкостью и мобильностью,
- нет детально разработанных проектов, диктующих воспитанникам жесткие рамки, есть возможность для импровизации и поиска нестандартных способов решения учебных задач. Ощущение свободы выбора, ощущение самостоятельности поиска - является главным источником учебной мотивации.
Таким образом, учебные задачи каждого занятия превращаются в личностно - значимые и учебная деятельность переходит в самообразовательную.
Личностно – ориентированный подход – это одна из ступеней для создания индивидуальной траектории развития способностей и творческой активности обучающегося, обеспечивающая мотивацию учебной деятельности.
Компетентность педагога заключается в умении:
Использовать знания об интересах и потребностях обучающихся в педагогической деятельности.
Выстраивать деятельность на занятии с учетом уровня развития учебной мотивации.
Владеть большим спектром материала и заданий, способных вызвать интерес обучающихся к различным темам преподаваемого предмета.
Уметь создать доброжелательную атмосферу на занятии.
Второй компетентностью, обеспечивающей позитивную мотивацию учения, является способность педагога обеспечить успех в деятельности учащихся, развивать стремлению к успеху, всячески поощряя даже самое маленькое достижение, не акцентирую внимание на неудачах. Успех, пришедший в начале выполнения какого-либо дела, несет в себе мотивационный заряд. Ученик, выполняя деятельность, и даже просто посещая образовательное учреждение, должен ожидать успеха. Педагогу важно  уметь формировать у учащихся привычки и мысли, ведущие к успеху.

С этой целью в программе предусмотрено использование на занятиях моделирования одежды современных педагогических технологий, разнообразные методы интерактивного обучения: игровые технологии, компьютерные технологии, конкурсы, соревнования, викторины, КТД – коллективное творческое дело, где каждый ученик ощущает себя активным участником учебного процесса, от которого зависит результат. Начало каждого занятия ориентирует учащихся на готовность включиться в учебную деятельность, для чего актуализируются предыдущие достижения, и вызывается мотив на предстоящую деятельность. На завершающей стадии каждого занятия мотивация подкрепляется и усиливается за счет дифиринцированной оценки, с помощью которой необходимо показывать успехи и достижения. Даже самый незначительный успех ребенка компетентным педагогами отмечается как определенная победа и движение вперед. Общаясь с обучающимся, необходимо использовать позитивные утверждения, отказываясь от использования слов с частицей «не». Например, компетентный педагог говорит «хороший результата» или «достойный результат», вместо фраз «неплохой результата».
Учебный труд интересен тогда, когда он разнообразен. Однообразная информация, использование однообразных методов и приемов, однообразные способы действий быстро вызывают скуку. Необходима смена видов деятельности и применение разнообразных приемов и методов мотивации, а также форм работы: от индивидуальной и парной, до групповой и фронтальной.
Особое место в моей педагогической деятельности занимает метод проектов, без которого в проектировании одежды никак не обойтись.
Учащимися студии моды «Стиль» создаются разные творческие проекты: краткосрочные и годовые, индивидуальные и коллективные, и все они дают растущему человеку возможность проявить себя, позволяют поверить в свои силы, утвердить себя в глазах окружающих, пережить ситуацию успеха, обучают и социализируют, дают возможность участия в творческом преобразовании социальной действительности.
Лучшие проекты учащиеся демонстрируют в виде презентаций в творческом коллективе, а так же на городских и республиканских конкурсах: «В поисках истины и красоты», «Кутюрье 21 века». Демонстрация успеха родителям, одноклассникам и всем окружающим обеспечивает позитивную мотивацию учения, повышает самооценку, происходит самоутверждение и уверенность в себе.
Компетентный педагог в данной области:
Умеет вызвать интерес у обучающихся к своему предмету.
Отмечает даже самый маленький успех обучающихся.
Демонстрирует успехи обучающихся родителям.
Демонстрирует успехи обучающихся одноклассникам.
Умеет дифференцировать задания так, чтобы ученики почувствовали свой успех.
Третья компетентность, способствующая мотивации учебной деятельности это компетентность в педагогическом оценивании. Педагогическое оценивание служит реальным инструментом осознания обучающимся своих достижений и недоработок.
Чем чаще оценивается работа учащихся, тем больше желание он испытывает к процессу работы. Здесь важна и самооценка, и взаимооценка и сравнение изделий с образцами и просто похвала.
С целью активизации познавательной деятельности учащихся, в программе заложены нетрадиционные методы диагностики знаний - тематические и диагностические игры: «Лови ошибку», «Мастер своего дела», «Светофор», «Взаимоопрос», «Ромашка», кроссворд «Угадай тему урока», мини - конкурсы и мини – соревнования, а так же ребусы, карточки, тесты, викторины, компьютерные тесты.
В программе разработан механизм оценки творческой деятельности воспитанников.
В процессе изучения учебных тем активные и творческие учащиеся получают жетоны и являются участниками конкурса на звание «Юный модельер».
По окончании учебного года на итоговом традиционном празднике для учеников и родителей, который называется «Календарь событий и дел», объявляется победитель конкурса (набравший большее количества жетонов) и поощряется. На этом же празднике анализируется и оценивается работа каждого по ЗСС и детского коллектива в целом. Отмечаются все «+» и «- », намечаются основные этапы творческой работы на следующий учебный год. Обучающимся вручаются поощрительные символы за личную творческую тетрадь, за художественно-творческую активность, за эстетическую воспитанность, за фантазию, ответственность, проявленные в творческой мастерской и на конкурсах театров мод.
В формировании мотивов учения значительную роль играют и словесные поощрения ученика:
Ты на верном пути.
Ты делаешь это сегодня значительно лучше!
Замечательно!
Продолжай работать так же, ты добьешься большего.
Так держать!
Это успешное начало!
Отлично!
Фантастика!
Поздравляю!
Ты прав.
Превосходно!
Умничка!
Молодчина!
Большое тебе спасибо!
Твои успехи всё заметнее1
Это твоя победа!
Красивая мысль!
Это интересно!
Я верю в тебя.
 Спасибо!
Нужно также говорить, что у каждого учащегося есть право на ошибку. Человек, который не делает ошибок, обычно вообще ничего не делает. Полезно рассказать о собственных ошибках – дети увидят, что они с педагогом не по разные стороны баррикад, и у них есть много общего.
Такие методы стимулирования вызывает чувство удовлетворения у обучащихся, вызывает подъем энергии, появляется уверенность в своих силах, что сопровождается высокой старательностью и познавательной активностью.





Заинтересованность и мотивацию обучающихся, обеспечивает основная парадигма моей работы:
Дать каждому ребенку проявить себя;
Дать каждому ребенку возможность реализовать свои способности;
Формировать ситуацию успеха, проживая которую ребенок обретает достоинство, уверенность и удовлетворенность жизнью.
Создать комфортные условия для каждого ребенка.
Успех в деятельности учащихся обеспечивает концепция сотрудничества педагога и ученика, основанная на взаимодействии, взаимопомощи и взаимной ответственности, где педагогу предстоит «пережить» несколько ролей:

роль энтузиаста, который повышает мотивацию учащихся, поддерживая, поощряя и направляя их на правильный путь к достижению цели. Эмоциональная реакция и заинтересованность самого педагога с огромной силой воздействует на ребенка.
роль специалиста, который компетентен в нескольких (но, не во всех!) областях.
роль консультанта, помощника, который обнаруживает ошибки и поддерживает обратную связь, который может организовать доступ к ресурсам.
роль руководителя, который может четко спланировать и реализовать учебный проект.
роль эксперта, который дает четкий анализ результатов работы.
При такой организации учебной деятельности происходит мотивация к самостоятельному получению теоретических знаний, которые незатухающим источником энергии переходят в практическую творческую деятельность учащихся. Мотивированные учащиеся ставят перед собой позитивные цели, активно ищут средства, мобилизуют свои ресурсы, испытывают при этом положительные эмоции и достигают успехов.


Успехов Вам в этой деятельности!









13PAGE 15


13PAGE 14615




15