«Система работы учителя музыки по созданию условий для самопознания, самореализации, развития творческих способностей личности ребенка на уроках и во внеурочной деятельности»


«Система работы учителя музыки по созданию условий для самопознания, самореализации, развития творческих способностей личности ребенка на уроках и во внеурочной деятельности»
Скажи мне, и я забуду.Покажи мне, и я смогу запомнить.Позволь мне это сделать самому,и это станет моим навсегда.
(древняя мудрость)
Сегодня обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые, способные к сотрудничеству люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия. Федеральный государственный стандарт общего образования выдвигает в качестве главных задач школы формирование общей культуры ученика, решение в процессе обучения мировоззренческих, развивающих и воспитательных задач, задач социализации. Поэтому школа должна обеспечить учащегося универсальными навыками.
Смысл образования в XXI веке, по всеобщему признанию, заключается в том, чтобы взрастить человека свободного и творческого, способного к самоопределению не только и не столько по целям деятельности, сколько по общечеловеческим ценностям. Только такой человек сможет по зову своей души включаться в социальное сотворчество, влиять на общественное возрождение, осознанно его прогнозировать и осуществлять. Современное неустойчивое общество испытывает потребность прежде всего в людях с высоким уровнем социокультурного развития, ответственности, способности к активной самореализации. Вследствие этого возникает объективная необходимость в обновлении образования. В настоящее время общеобразовательная школа выступает в качестве того общественного учреждения, которое самым непосредственным образом отвечает за качество человеческой жизни. И от того, как будет функционировать школа, зависят не только настоящие, но, в первую очередь, будущие условия жизни людей. Подлинное обновление образования требует новых методологических оснований и на уроке музыки. В качестве важнейшего методологического основания этого обновления может служить утверждение идеи самопознания, самореализации, развития творческого потенциала личности ребенка. Как раз об этом говорится в новых ФГОСах. Но как учителю работать в условиях новых требований? Этот вопрос мучил многих учителей .Во-первых, измениться самому, во-вторых, осмыслить новые цели, в-третьих, проанализировать имеющийся опыт и постараться преломить его в новых условиях. Пожалуй, урок музыки один из немногих школьных предметов, напрямую направленный на развитие творческого начала в ребенке. Кто, как ни учитель музыки способен помочь ребенку самореализоваться и познать себя? Главное – создать благоприятные условия для этого.
. У учителя мало времени на уроке, и поэтому здесь дорога каждая минута. Важно, чтобы все элементы урока постоянно «били в цель». Используя на уроке разные виды музыкальной деятельности, я стараюсь видеть в них не только интересные детям формы работы, но прежде всего средства активизации их чувств, мышления. Вот некоторые из них. На уроках необходимо использовать метод самоконтроля, консультаций и взаимопомощи. Ученики, которые быстро справились с поставленным заданием, помогают выполнить его другим. Работа на уроке в творческих группах «Я – композитор», «Я – художник», «Я – писатель» и др. также создает условия для проявления взаимопомощи и толерантности. Ведь в группы попадают ребята по случайному выбору, а работают вместе и сильные ученики и те, кому что-то дается с трудом. Поощрение, поддержка начинаний учащихся способствует их познавательной активности и творческой инициативе. Диспуты, беседы, учебно-познавательные игры, определение близкой и средней перспективы также выступают в роли побудителей самореализации учащихся через формирование интереса к музыкально-творческой деятельности. «Мышление, его активность начинается с проблемы», - утверждает психолог С.Л.Рубинштейн. Начальным моментом мыслительного процесса обычно является проблемная ситуация, проблема или вопрос, недоумение или противоречие. Например, перед слушанием «Озорных частушек» Р.Щедрина дать задание – «Эта музыка композиторская или народная? Докажите». Обычно всегда возникает спор, в результате которого дети приводят массу доводов в сторону своей точки зрения и используют при этом полученные ранее знания. Путем их анализа мы вместе приходим к выводу, что эта музыка мастерски написана композитором с использованием черт народной музыки. А вот пример урока, в названии которого уже заложен проблемно-поисковый характер – «Современность в музыке». Эта тема в 7 классе всегда вызывает дискуссию, в которую вступают все до одного ученика. Они размышляют, опираясь как на знания, приобретенные на уроке, так и, что очень ценно, на собственно добытые. Ориентация в современной музыке, направлениях и исполнителях дает многим подросткам возможность завоевать авторитет, почувствовать себя более уверенным, а приобретенные на уроках знания содействуют повышению мотивации к учению, развитию музыкальных интересов.
Особый интерес для овладения учениками методами самопознания представляет опыт ведения дневника "Мое музыкальное портфолио". Он может не только способствовать запоминанию музыкальных произведений и терминов, но и побуждать к постоянному и объективному оцениванию своей собственной деятельности, к рефлексивным процессам в широком понимании. Еще одним из стимулов, способствующих саморазвитию учащихся, его переходу от репродуктивно-подражательной к поисково-исполнительской деятельности, является совместная выработка творческих проектов. В основе этого вида современных технологий лежит умение учащегося ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания. Проектную деятельность, с моей точки зрения, можно применять и на уроках усвоения материала, и на уроках по применению знаний, а также на уроках обобщения. В проектных заданиях на уроках музыки ученики используют хорошо знакомые им понятия в сочетании с новыми знаниями, добытыми самостоятельно в книгах, справочной литературе, с использованием интернет-ресурсов. Окончательный продукт представляется в компьютерном оформлении. А если кто-то пока не овладел в достаточной мере навыками работы с компьютером, на помощь приходят ученики, увлечённые компьютерными технологиями. Действительно, данная форма организации обучения позволяет значительно повысить эффективность образования. Она способствует развитию личности, самореализации не только обучающихся, но и педагогов, принимающих участие в разработке творческого проекта. Всё это, в конечном счёте, способствует оптимизации учебного процесса.
Моя практика показала, что формирование самореализации, творческого начала осуществляется эффективно не только в рамках учебной работы на уроках музыки, но и во внеурочной деятельности. При этом учащиеся в их стремлении к самореализации в музыкальной деятельности нуждаются не только в поддержке учителей, но и их родителей! Анализ диагностических исследований творческих способностей учащихся, которые я ежегодно провожу, в т.ч. и дистанционно (через личную Web-страницу и собственный сайт), позволяет построить работу так, чтобы каждый из учеников нашел занятие по душе и в соответствии со своими способностями, и при этом развивался. Мои ученики регулярно участвуют в проектах, фестивалях конкурсах, проявляя свое творческое начало. Каждый может найти занятие по душе, проявить свои способности, выразить себя в творчестве. Те, кто любит петь, пробует свои силы в сольных, групповых и хоровых выступлениях на концерт-проектах, любители инструментальной музыки демонстрируют свои умения в музыкально-просветительской деятельности, выступают на концертах и фестивалях классической музыки (к международному Дню музыки 1 октября, посвященных крупным музыкальным датам и событиям. Работа с одаренными детьми приносит немало достижений на муниципальном, региональном уровнях. Все это, на мой взгляд, способствует созданию благоприятных условий для развития детей, приобретения ими опыта публичных выступлений, самореализации через проектную, познавательную и творческую деятельность.
По мнению психологов и учителей, внутренней причиной разочарований, неудач в учебе зачастую служит отсутствие возможности для самореализации школьников, что приводит к формированию комплекса неудачника, замедляет дальнейшее развитие личности. Особенно остро перед современной школой встает проблема отсутствия у многих учащихся внутренней мотивации к учению
Разрешение данных противоречий можно найти в использовании таких видов учебной и внеурочной деятельности, которые способствуют самореализации школьника. Среди них особое место занимает творческая деятельность.
Человек рождается, чтобы выполнить свою миссию, и задача учителя — помочь ему осознать, с какой миссией он пришел на Землю. Миссия человека на Земле — не только воспроизводство культурных традиций, это ещё и создание нового, то есть творчество. Только в творчестве возможно развитие личности. И нам, учителям, стоит всегда это помнить.
Творчество любят все дети. Если организовать обучение так, чтобы всякий раз они открывали что-то новое, неизвестное для них, возрастет их заинтересованность к обучению, эффективнее будут достигаться образовательные цели.
Творческая работа — это и процесс, и продукт деятельности, это и личное качество, и среда, создающая условия для самореализации. Творческие работы я провожу во всех классах практически по всем учебным темам и во внеурочной деятельности. Мое педагогическое кредо: «Знать — уметь — творить — хотеть самосовершенствоваться и самореализовываться». Стараюсь, чтобы это стало девизом и для моих учеников.
Использование ИКТ в творческой деятельности учащихся расширяет возможности педагога, помогает ему увидеть в ребенке самое лучшее; ученику дает импульс к самосовершенствованию, раскрытию способностей, самореализации. Диалог в компьютерной среде позволяет ученику осознать свои возможности, умения и навыки. Автономность поведения в работе с компьютером мотивирует личность к свободе выбора решения. Современные ИКТ позволяют создать ситуации, направляющие ученика на концентрацию творческих усилий, креативность в деятельности, независимость в суждениях и ответственность за свои действия и поступки.
Для самореализации учащихся могут использоваться нестандартные уроки, а также разные формы творческой работы на уроке и во внеурочной деятельности: метод проектов, игры, творческие самостоятельные и домашние работы, проблемные ситуации, конкурсы, исследовательская деятельность и др.
Метод проектов — это гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на самореализацию учащегося путем развития его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания под руководством учителя новых продуктов. «Метод проектов предполагает обучение через «ум, руки, сердце», то есть включение ребёнка в эмоциональную, умственную и практическую деятельности». В традиционной методике информацию предлагает учитель, а в проектной знания добывает сам ученик. В процессе проектной деятельности у школьников развиваются следующие способности: коммуникативные, личностные, социальные, технологические, творческие. Проекты могут быть разными по продолжительности выполнения: от 10–15 минут до 1 года. Для работы с проектным методом подходят практически все темы, изучаемые на уроках и на дополнительных занятиях.
Учащиеся получают возможность самореализации и черезисследовательскую деятельность, приобретают знания об особенностях работы с различными источниками, о структуре творческой, реферативной и исследовательской работы, умение анализировать различную информацию и создавать собственную работу, включая постановку целей и задач, их реализацию, редактирование, рецензирование и защиту.
Исследовательская деятельность — это образовательная работа, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования, а также таких элементов, как практическая методика исследования выбранного явления, собственный экспериментальный материал, анализ собственных данных и вытекающие из него выводы.
На каждом своем уроке пытаюсь обеспечить активность каждого ребенка через пробуждение его любознательности и мотивации, подчеркивая важность изучаемого материала для решения практических задач, поддерживаю связь обучения с жизнью. Создание проблемной ситуации позволяет реализовать дифференцированный подход. Привычными для ребят стали проблемные задачи с заведомо допущенными ошибками. При закреплении изученного материала использую прием постановки и анализа проблемной ситуации.  Творческие самостоятельные и домашние задания предусматривают проявление творчества и фантазии учащихся. Учащиеся должны также проявить и применить приобретенные знания и умения в новой ситуации.
Примеры
написание стихов, сказки, рекламы, объявления, открытки, визитки;
написание и оформление буклета, календаря, открытки;
составление ребусов, кроссвордов.
В качестве домашнего задания иногда предлагаю учащимся подготовить сообщение по теме с использованием дополнительной литературы, электронных энциклопедий, материалов Интернета.
Игра является методом обучения, который направлен на моделирование реальной действительности с целью принятия решений в конкретной ситуации, её основной целью является углубление интереса к учебе и тем самым повышение эффективности обучения. Внешне кажущаяся беззаботной и легкой, на самом деле, игра требует от ребенка отдачи максимума энергии, ума, выдержки, самостоятельности. Играть можно целый урок или использовать игровые фрагменты на уроках, нельзя забывать об эффективности использования данной технологии во внеурочное время. Вот некоторые примеры из моей практики:
Игра «Ты мне, я тебе». Учитель начинает игру, задав одному из учеников вопрос по теме. Ученик, ответив, задает вопрос следующему, тот, ответив, продолжает цепочку и т. д.
Вовлекаю учащихся в различные конкурсы, олимпиады, соревнования.
Все это позволяет учащимся самореализоваться, проявить себя в том или ином виде деятельности, часто в соответствии с индивидуальными склонностями и природными задатками.
Ещё один из наиболее важных принципов — принцип рефлексии.
Учащиеся в качестве рефлексии обсуждают полученный результат, анализируют, делают выводы.
На каждом своем уроке стараюсь создать атмосферу доброжелательности и комфорта. Очень хочу, чтобы дети воспринимали меня не как связующее звено для передачи знаний и безразличного воплощения требований программы, а как живого человека, обладающего чувствами, эмоциями и добрым отношением к ним.
Понимая, что некоторые дети могут испытывать чувство страха перед новым и неизведанным, стремлюсь помочь детям преодолеть отрицательные эмоции, поверить в себя и свои силы.
Работать в культуре успеха — одна из важных позиций: не только изучать детей и помогать им, но прежде всего создавать среду возможной успешности, когда каждый ученик сможет почувствовать и испытать вкус успеха и победы. То же самое относится и к педагогам.
Сегодня в российских школах преподают 1 млн 264 тыс. человек. У российской школы по-прежнему женское лицо: 87% всех педагогов — представительницы слабого пола. Примерно шестая часть из педагогов — 213 тысяч — пенсионного возраста.
Сегодня перед учителем стоит непростая задача — создать условия для развития творческих способностей, развивать у учеников стремление к творческому восприятию знаний, учить их самостоятельно мыслить, полнее реализовать их потребности, повышать мотивацию к изучению предметов поощрять их индивидуальные склонности и дарования. Никто не сомневается, что будущее нашего общества зависит от сидящих за школьной партой ребят. Необходимо, чтобы учащиеся научились не только отвечать на вопросы, которые ставит перед ними учитель, но и самостоятельно формулировать их для себя в процессе изучения материала.
А можно ли назвать современным учителя, который не занимается самообразованием, ничему не учится у своих учеников? Наши дети по-иному видят окружающий мир, рисуют его яркими радужными красками. В этом мире, напоминающем радугу, много теплоты, света, любви. А мысли наших учеников? Наверное, многие замечали, что порой высказывания наших учеников значительно отличаются от прописных истин взрослых своей глубиной. Современный учитель не только должен учить детей, но и сам способен учиться у своих учеников.
Хочу обратить ваше внимание на три «всегда» и три «никогда» в учительском труде. Важно:
всегда понимать и учитывать психологическое состояние ученика и вовремя прийти ему на помощь;
всегда уважать мнение ученика, создавая тем самым условия для его самоутверждения и самореализации;
всегда вселять и поддерживать оптимистическое отношение к событиям;
никогда не быть равнодушным к состоянию, поступкам и высказываниям детей;
никогда не допускать ощущения превосходства учителя над школьником, одного ученика над другим;
никогда не оставлять ученика в состоянии безысходности и беспомощности.
У каждого из нас есть правила — жизненные и творческие. Хочу напомнить некоторые из них:
Если мне на уроке скучно, каково же детям?
Подводя итоги прожитого дня, сформулируй уроки, полученные тобой от детей.
Всё есть яд, и всё есть лекарство. Тем или другим их делает доза.
Трачу время на то, что достойно траты.
Все дети талантливы.
Плох не ребенок, плох его поступок.
В каждом ребенке чудо, ожидай его.
Отличительными чертами современного педагога, педагога-мастера является постоянное самосовершенствование.Труд учителя неимоверно тяжел, но столь же и интересен, он дает возможности безграничного творчества. Оказавшись в трудной ситуации, вспомним советы психологов: «Не можете изменить ситуацию, измените свое отношение к ней».
Хочется почаще вспоминать замечательные слова главного героя из фильма «Тот самый Мюнхгаузен»: «Я понял, в чём ваша беда: вы слишком серьёзны! Умное лицо — это ещё не признак ума, господа. Все глупости на земле делаются именно с этим выражением лица. Улыбайтесь, господа! Улыбайтесь!» Что можно к ним добавить? Современный учитель — человек, способный улыбаться и интересоваться всем тем, что его окружает. Школа жива, пока учитель в ней интересен ребенку.Применение современным учителем новых технологий, форм и методов обучения дает каждому ученику счастливую возможность самореализоваться, создает условия для полноценного развития личности.