Мартовские чтения по теме Развитие творческих способностей обучающихся на уроках биологии и во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 20» г. ЭЛИСТЫ
Мартовские чтения
Тема: Развитие творческих способностей обучающихся на уроках биологии и во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС

Кеклеева Надежда Алексеевна,
учитель биологии МБОУ «СОШ №20» г.Элисты
Элиста, 2016г
Развитие творческих способностей обучающихся на уроках биологии и во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС

Эпиграф: Нельзя кого-либо изменить,
передавая ему готовый опыт.
Можно лишь создать атмосферу,
способствующую развитию человека.
К.Роджерс
После небольшого перерыва в преподавательской деятельности по уважительной причине, я вернулась в образовательную среду и столкнулась с новизной – внедрением ФГОС второго поколения, который предусматривает развитие интеллектуальной, неординарной, одаренной, творческой личности, что связано с потребностью общества и изменения подходов к содержанию и условиям образовательной деятельности.
Это, видимо, веление времени так как социально экономическая ситуация в России требует развития в человеке таких личностных качеств, которые помогли бы ему не просто выжить в условиях сложного современного общества, но и стать активным субъектом общественной жизни, способным творчески преобразовывать действительность, используя весь спектр своих возможностей.
Творческие способности проявляются тогда, когда обучающиеся учатся самостоятельно применять ранее полученные знания, умеют представить себе объект о котором идет речь, сравнивать с другими объектами, делать выводы и могут свободно выразить свое отношение к нему.
Целью моего выступления является – поделиться с вами опытом работы, показать активные методы обучения, показать на конкретных примерах, применение этих методов на уроках и во внеурочной деятельности для развития творческой личности в условиях ФГОС. Ребенок с самого рождения должен жить в мире творчества. « Без этого, - писал В.А.Сухомлинский, - он «засушенный цветок».
А ФГОС предъявляет более высокие требования к уровню подготовки ученика в общеобразовательной школе. Сегодня главное - не столько передать знания, сколько обучающегося «научить учиться».
Структура и содержание программы школьной биологии претерпели особенные изменения в 5классе, взамен курсу природоведения. Ботанический раздел биологии впервые изучается в 5 классе.
В 2015- 2016 году веду урок биологии в двух 5 классах. На уроках стремлюсь создать условия для сознательного, активного участия в творческой деятельности, приносящей радость преодоления, радость открытия, радость достижения цели. А чтобы каждый обучающийся смог продемонстрировать свои способности, принять участие в обсуждении материала, ответить на вопросы, применяю активные методы обучения, а выбор этих методов зависит от темы и цели урока и уровня знаний учеников.
В практике применяю:
Метод проблемного обучения, вначале урока выявляю цели и задачи урока к каждому уроку делаю подборку стихов или четверостиший для определение темы и задач урока. Показ делается на слайде, дети читают глазами, а я размышляю вслух тем самым побуждаю обучающихся к логическому мышлению и соучастию в решении проблемного вопроса и формулировке цели урока.
С лука сняли кожицу
Тонкую, бесцветную Положили кожицу
На стекло предметное
Микроскоп поставили
Препарат на столик
Объектив направили,
Глядь .а лук из долек
Дольки это клетки
С ядрами внутри.
Вакуоли крупные
В клетке посмотри.
Снаружи оболочка
Под нею цитоплазма.
Зеленые пластиды
Искать будешь напрасно. Мы в букет собрали маки жаркие,
Много незабудок голубых
А потом цветов нам стало жалко,
Снова в землю посадили их
Только ничего не получается
От любого ветерка качаются!
Почему осыпались и вянут? Группу клеток схожих, по функции похожих тканью называют
Ткань разная бывает
Покровная – снаружи
И для служит
Есть ткань для проведения
Запаса и деления
Построены из ткани все органы растения
Различия по функции
Различия в строении
Корень, стебель, лист и семя
Это органы растений
Определив целеполагание продолжаем решать проблему урока Из технологии проблемного обучения использую разъясняющую беседу.только тогда когда тема плохо усваивается. Детям предлагается ход рассуждения. Например: При изучении царства Грибов-паразитов ставится -проблема по каким признакам данные грибы сгруппированы? Где они поселяются? Почему? И т. д. Включаю в свои уроки элементы проблемного и развивающего обучения, тестовые технологии, индивидуальную, дифферинцированную работу.
Мозговой штурм - это специализированный метод групповой работы, направленный на рождение новых идей, версий, гипотез стимулирующий творческое мышление каждого обучающегося.
Например: «Что произойдет, если на Земле исчезнут бактерии?»
«Почему растения считают посредниками между небом и Землей?» и т.д.
Работа в малых группах. Работа с учебником. При объяснении новой темы, обучающиеся самостоятельно читают текст или нужный абзац текста, преобразовывают его содержание в план, схему или в таблицу. Такая работа эффективно активизирует и развивает логическое мышление учеников. Этот метод позволяет дифференцировать работу с обучающимися. Позволяет сочетать индивидуальную, групповую, и фронтальную форму работы учебной деятельности.
При закреплении пройденного материала или повторения домашнего задания применяю сказки-игры.
В некотором царстве жила была очень маленькая клеточка. Горя она не знала. С радостью встречала рассвет, дарила свет и энергию живому организму. Но однажды налетел вихрь, поднял ее, закружил в воздухе и когда он перестал кружить, опустил клеточку на острый пень, получив ранку, клеточка погибла. Почему наступила гибель клеточки?
Когда то давным - давно все живые организмы жили большой семьей.Семья с каждым годом пополнялась открытием все новых и новых организмов. Со временем становилось все теснее и теснее. Настало время разделения их на группы. Первыми отделились растения, затем животные, потом грибы и в последнюю очередь бактерии. Назовите узкоспециализированные науки, изучающие каждую группу организмов Провожу на уроках дидактические игры Например
«Третий лишний» На слайде вывожу несколько столбцов, в каждом из которых по три названия каких –либо организмов или явления природы. Они сгруппированы по определенному признаку, но одно название в каждом столбце не имеет этого признака, поэтому является лишним. « Продолжи ряд». Дана последовательность слов, относящихся к определенной теме, но в ней не хватает нескольких понятий, которые надо дописать.
Высока, стройна душиста В небо тянется она
Вся одежда золотиста
Только шапка зелена Мы веселые ребята
А зовут все нас…
Так назвали нас не зря
Мы на пне живем друзья Шляпку плоскую надели
А по ней идут круги
Срежь-ка нас и не беги
Когда увидишь на руке
Сок, оранжевый на вид
Не бойся, он не ядовит
Я старушка вредная
На мне шапка бледная
А нога в ботинке
На чулке пестринки
Вокруг вОрота пораспорото
Кто меня коснется
Тот уж не проснется Устное народное творчество – пословицы, поговорки, загадки. Данные произведения делают урок более интересным, познавательным и насыщенным. Позволяют обучающимся глубже почувствовать красоту природы, величие человека и его зависимость от природы, родство с ней.
Творческие задания, например :
Прочтите внимательно текст выполните задания –ответьте на вопросы «В цитоплазме растительной клетки находятся многочисленные тельца – пластиды. Они видны при большом увеличении. В клетках растений пластиды могут быть разных цветов: зеленые, желтые или оранжевые , бесцветные. В клетках кожицы лука они бесцветные….»
1. Озаглавьте текст2. С помощью какого увеличительного прибора можно рассмотреть пластиды?
3. Какого цвета пластиды у растений?
4. Какие пластиды находятся в клубне картофеля?
Придумать сказку «Путешествие по клетке», «Клетка- маленькая страна», Составить кроссворд и т.д.
Метод проектов-эта форма организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности обучающегося, развитие его интеллектуальных физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания новых продуктов, имеющих практическую значимость. Эта возможность хорошо проявляется во внеурочной деятельности., участие детей в конкурсах, научно-практической конференции, а в этом году впервые объявлена конференция для 5-8-х классов «Познаю мир». Но сложность учителей биологии состоит в том, что необходима опытно-исследовательская часть с наблюдениями, а не описание какого-то теоретического материала, а этого за короткий срок выполнить нельзя. Нужна систематическая, планомерная методическая работа Поэтому, в этом году мы не приняли участия в муниципальном конкурсе, но на школьном уровне участвовали изучали происхождение комнатных растений, описывали особенности строения. связанных со средой обитания родины растений и отношение их к поливу - гигрофиты мезофиты, ксерофиты составляли определительные карточки, указывая видовое название на русском и латинском языке, таким образов описали и установили, что в нашем кабинете биологии произрастает 18 видов растений. И заложили опыты по выращиванию субтропических растений привезенных из г. Сочи, высадили семена цветочных культур на рассаду для цветочных клумб школьного двора. Исследование этих опытов будет описано в работе на следующий год.
Интересным приемом при проведении лабораторной работы является сообщение цели работы, без сообщения результата. Я сама демонстрирую опыт, затем совместно с обучающимися мы пытаемся объяснить полученный результат.
Например ,при изучении Царства Грибов ставим следующие задачи:
Показать строение Шляпочного гриба
2. Рассмотреть многообразие грибов на нашей планете
3. Ввести в понятия определения «грибница», «гифа», «плодовое тело»
4. Развитие познавательной и творческой активности, умение наблюдать
5. Повысить интерес к предмету биология
6.Воспитание любознательности, бережного отношения к природе.
В процессе изготовления гриба из пластилина или картона дети знакомятся со строением шляпочных грибов.
Обучение с использованием компьютерных обучающих программ. Использование новых информационных технологий в курсе, значительно поднимает уровень обученности даже при низкой мотивации обучающихся, Одним из достоинств применения данной технологии является повышение качества обучения за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером .Применение компьютера на уроках безусловно является новым методом организации активной и осмысленной работы обучающихся, делает занятия более наглядными и интересными. Использование ИКТ на уроках биологии способствует развитию зрительной памяти, сосредоточению внимания на важных объектах за счет фрагментарной подачи материала. Презентация позволяет комбинировать несколько компонентов: текст, рисунок, звуковое сопровождение, анимацию, и другие Элементы. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей.
Заключение
Творчески относиться к делу значит выполнять его качественно, на более высоком уровне. Творчество – это постоянное совершенствование и прогресс в любой деятельности, без радости творчества наша жизнь превращается в скуку и рутину. Мы, учителя.должны знать что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и не осознавая потребности к ним.
Есть древняя мудрость: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться его нельзя. Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины Но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдет, это будет лишь видимость учебной деятельности.
На уровень творческой и познавательной активности ребенка сильно влияют отношение учителя, стиль общения, а также настроение самого ученика. Если ученику удалось себя реализовать в творчестве, достичь успеха в тех направлениях деятельности, которые ему особенно хорошо удаются, это значительно повышаетего интерес к предмету.
Творческая деятельность оказывает существенное воспитательное воздействие на обучающихся, она повышает собственную самооценку, его статус в глазах сверстников, педагогов, родителей. А педагоги, участвуя в деятельности в деятельности инновационных площадок, развивают свою профессиональную компетентность.
Нет волшебства, нет чуда никакого,
Искусство начинается с простого –
К душе ребёнка ключик подобрать,
Чтоб смог он целый мир нарисовать…
Увидеть синеву в глазах небес,
Платком акриловым укутать зимний лес,
Смотреть на радугу наследницу дождя
И в этой радуге увидеть вдруг… себя!