Статья Формирование УУД в начальной школе через использование информационно-коммуникационных технологий

Касенкова И. Н. ФОРМИРОВАНИЕ УУД в начальной школе ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-кОММУНИКАционНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Рождественская средняя общеобразовательная школа», Валуйского района, Белгородской области, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Жизнь в современном обществе такова, что уже младшему школьнику она предъявляет ряд конкретных требований: эффективно действовать в проблемных и незнакомых ситуациях, самостоятельно создавать новые продукты деятельности, ориентироваться в потоках информации, быть коммуникативным, эмоционально устойчивым и т.д.
При разработке ФГОС НОО второго поколения одним из методологических оснований является компетентностный и системно-деятельностный подходы и приоритетом становится формирование общеучебных умений и навыков, а так же способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.
При обучении младших школьников в качестве одного из средств обеспечивающих реализацию и усвоение образовательных программ в объеме и качестве предусмотренными государственными образовательными стандартами, выступают средства иформационно-коммуникационных технологий.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - это совокупность технологий, обеспечивающих фиксацию информации, ее обработку и информационные обмены (передачу, распространение, раскрытие).
Качество формирования универсальных учебных действий и развитие творческих способностей детей через использование информационно-коммуникационных технологий зависит от типических свойств методической системы УМК. Комплект УМК «ПНШ» обеспечивает формирование таких УУД, как умение работать с несколькими источниками информации (учебником, справочниками, словарями), с простейшим оборудованием, умением делового общения (работа в парах, в малом и большом количестве). Кроме того, использование единой системы обозначений во всех учебниках: использование единой системы практических задач, демонстрация не менее двух точек зрения при объяснении нового материала, выход за пределы учебника в зону словарей, обмен информацией между учебниками путем перекрестных взаимных ссылок, наличие сквозной внешней интриги, герои которой - сверстники учащихся Миша и Маша - демонстрируют различные варианты выполнения поставленных задач, разные точки зрения, общий метод проектов.
Комплект УМК «ПНШ» полностью способствует формированию УУД через использование информационно- коммуникационных технологий.
Использование ИКТ на уроках в начальной школе помогает учащимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.
Применение ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность обучающихся.
Использование ИКТ на уроке позволили в полной мере реализовать основные принципы активизации познавательной деятельности:
Принцип равенства позиций
Принцип доверительности
Принцип обратной связи
Принцип занятия исследовательской позиции.
Реализация этих принципов просматривается на всех уроках где применяется ИКТ.
Уроки с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Поскольку фантазия и желание проявить себя у младшего школьника велики, стоит учить его как можно чаще излагать собственные мысли, в том числе и с помощью информационных технологий. Использование информационных технологий на уроках в начальной школе дает возможность проявить себя любому из учащихся, при этом формы работы выбирает для себя сам ученик. Так, дети с математическими способностями чаще работают по изготовлению программных продуктов-презентаций. Дети “гуманитарии” выбирают работу по составлению кроссвордов или сообщений, докладов, рефератов. Учащиеся имеют прочные, глубокие знания по предметам, у них сформированы стойкие познавательные интересы, развито умение самостоятельно применять полученные знания на практике.
Использование информационных технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизменно более высокий уровень интерес детей к учебе

Литература
Абакумова, И.В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном процессе [Текст] / И.В. Абакумова. - Ростов н/Д., 2003
Ксензова, Г.Ю. Перспективные школьные технологии [Текст] / Г.Ю. Ксензова. - М.: Просвещение, 2001.
Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте [Текст]: Пособие для учителя. / А.К. Маркова. - М.: Просвещение, 1983. - 96 с.
http://aio.cap.ru.