Тема урока: ВОДА. ВОДА – РАСТВОРИТЕЛЬ. ЗНАЧЕНИЕ ВОДЫ. (2 класс)

ТЕМА УРОКА: ВОДА. ВОДА – РАСТВОРИТЕЛЬ.
ЗНАЧЕНИЕ ВОДЫ.

Цели урока:
1. Показать значение воды в жизни человека.
2. Познакомить учащихся с мерами охраны водоёмов от загрязнения.
3. Воспитывать бережное отношение к воде как к бесценному дару природы.

Оборудование:
Слайды и презентация «Ежедневное среднее потребление воды», «Вода, используемая в производстве и сельском хозяйстве», «У воды», «Очистные сооружения», «Что нашли на дне реки», «Экологическая катастрофа», «Защити меня!»; запрещающие знаки «Берегите воду!»; глобус; трёхлитровая банка с водой, мерные стаканчики, пробирки с образцами воды; видеофильм «Жить или нежить!»; карточки для проверки домашнего задания.

ХОД УРОКА:

I. Постановка темы урока.
Учитель: Сегодня у нас необычный урок. Мы совершим путешествие в гости к... . Узнаете, отгадав загадку.
Чтец: Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда наш первый друг?
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать?
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды –
Жить нельзя нам без... (воды)!

II. Проверка домашнего задания.
Учитель: Но прежде, чем начать наше путешествие, отправимся в лабораторию, где в качестве учёных мысленно проделаем опыты (ученики надевают белые шапочки) и вспомним, что мы знаем о воде.
Ученики выполняют задания на карточках:
А) Раскрась зонтик.







Б) Подчеркни нужное:
- при (0, +10,-10) градусов и ниже вода превращается в лед;
- превращаясь в лед, вода (расширяется, сжимается);
- испарение воды, охлаждение, выпадение в виде осадков на землю
называется (испарением, охлаждением, круговоротом).

Учитель: А теперь вернемся домой (ученики снимают шапочки) и вспомним, зачем нужна вода дома. (Ответы учащихся.)

III. Знакомство с новым материалом.
Отгадайте загадку:
Меня ждут не дождутся,
А как завидят - разбегутся. (Дождь.)

Каждому из вас приходилось бывать под дождём. Дождевая капля, капелька... Ты где родилась? Ты когда родилась? Оказывается, капелька впервые рождается с приходом весны, когда солнышко на небе ярко светит, а его лучи такие сильные и тёплые, что начинают топить лёд на реке, снег на крышах и ветвях деревьев. Тает, тает от пригрева снежная шуба на крыше, и вот уже побежала первая, вторая, третья капелька вниз с крыши - кап-кап, кап-кап. Началась первая песенка капли. Звонко падают они. Звенит, звенит под ярким солнышком светлая капель, собираясь внизу, на земле, в лужицы, ручейки. Хоть капля и живёт одно мгновение, но в народе говорят, что «капля долбит камень». Многие капли сливаются в такое могучее и сильное течение, что могут не только продолбить камень, но и в бурном весеннем потоке далеко-далеко унести его от родных мест.
Послушайте, какая история приключилась с одной маленькой Каплей.

«Сказку о Серебристой Капельке» рассказывает ученик,
сопровождая свой рассказ показом иллюстраций.

Ученик: Есть в сказочном мире Страна Серебристого Дождя. Жила-была в этой стране водяная Капля, молодая и прекрасная. Глаза синие, большие. На голове прозрачная серебристая шапочка. Вместе с ней жили в той стране её сестрицы, такие же молодые и прекрасные капельки. И жили в этой стране добрые и сильные великаны-волшебники. Когда-то они были карликами, часто ссорились и дрались. Но вот однажды в небе появилась Серебристая Туча. И полился на землю Серебристый Дождь. И там, где упали Серебристая Капелька и её сестрицы, выросли прекрасные цветы и деревья. А что же случилось с карликами? Серебристый Дождь лился и превратил злых и уродливых карликов в прекрасных и добрых великанов. Великаны оказались очень трудолюбивыми. Они быстро привели свою страну в порядок, построили дома, дороги. Везде стало чисто и светло. В память о Серебристой Тучке каждое воскресенье они устраивали праздник, который назвали Днем Дарующих Капелек.

Учитель: Ребята, давайте представим себе волшебную Каплю из Серебристой Тучки. Протяните руки, произнесите громко слово «кап-ля» и представьте себе, как падает капля, почувствуйте, как она переливается в ладошках. Вода дарует жизнь.
После беседы в класс входит Капелька.
Капелька: Здравствуйте, ребята! Решите, пожалуйста, мою задачу. Из неисправного крана за сутки может накапать 3 ведра воды. Сколько воды накапает за неделю? (Ответы учащихся.)
Бежит вода, струится - и прямо в домик твой.
К ней надо относиться как к ценности большой:
Коли зря течёт вода - кран закрой, а то - беда!
Учитель: Благодарим Капельку. Спасибо! Мы так и будем поступать, как ты советовала. (Капелька уходит.) Но вода нужна не только для бытовых нужд. А для чего ещё?
Ученики:
- По водным путям человек передвигается на лодках, теплоходах, перевозит продукты и машины, сплавляет лес.
- Вода приводит в движение машины, вырабатывающие электрический ток.
- Вода переносит тепло по трубам и обогревает наши дома.
- На фабриках и заводах вода используется для растворения красок, для изготовления бумаги, кирпича, стали и много чего ещё.
- Вода нужна для работы автомобильного и железнодорожного транспорта.

Знакомство с таблицей «Ежедневное среднее потребление воды»:
- питье и приготовление пищи - 7 литров;
- кран, оставленный открытым, - от 8 до 20 литров в минуту;
- смыв в туалете - 23 литра;
- принятие ванны - 57 литров (душ) и 94-112 литров (ванна);
- мытье посуды - 38-57 литров (на 4-х человек);
- стиральная машина - 100-110 литров (на 4-х человек);
- уборка, мытье обуви и другое - 44 литра.

Беседа с учащимися по таблице, выводы.

Учитель: А теперь отправимся в космос и посмотрим оттуда на нашу планету.
Ученики надевают «скафандры». Звучит музыка. Учитель крутит глобус.
Чтец: Если на Землю сверху смотреть,
То суши увидим всего одну треть...
Учитель: Казалось бы, воды на Земле сколько угодно. Океаны и моря покрывают большую часть поверхности нашей планеты. Но нельзя забывать, что вода в морях и океанах солёная: от нескольких единиц до десятков граммов составляет содержание соли в литре такой воды. Одно из самых солёных морей в мире - Красное море: содержание соли примерно 38-42 грамма на литр.
А человеку необходима пресная вода, которой на Земле не так уж много: лишь 2,7% от общего количества.

Чтобы детям было легче представить соотношение солеёной и пресной воды, учитель показывает наполненную водой трёхлитровую банку - это вся вода на Земле. Затем отливает из банки 90 миллилитров - это вся пресная вода на Земле. Причём больше половины запасов пресной воды на планете - это ледники и снежные шапки гор, которые фактически не могут быть использованы для нужд человека.

Ещё совсем недавно, всего сто лет назад, люди брали воду для питья из чистейших ручьев и сверкающих голубизной озер. Такими люди получили их в наследство от предшествующих поколений. Как же распорядились мы этим наследством? Некоторые реки и озера исчезли с лица земли, а многие отравлены химикатами и непригодны для питья. Сегодня никому и в голову не придёт набрать воды из ближайшей реки: чистой воды остаётся все меньше и меньше. И виноваты в этом сами люди. О том, как человек загрязняет воду, нам расскажут наши докладчики.
Каждый рассказ сопровождается показом запрещающих знаков и соответствующих таблиц.

















Очень часто люди бросают в водоёмы мусор, не понимая, что совершают страшное зло. (Показ таблицы «Что нашли на дне реки».) Под водой оказываются разбитые бутылки, консервные банки с острыми краями и многое другое. Представьте, как это опасно для людей, купающихся в таких водоёмах, особенно для тех, кто ныряет. В больницы попадают немало людей, получивших тяжёлые травмы во время купания. Никогда не выбрасывайте мусор в воду! Не оставляйте его и на берегу, потому что с берега он может легко попасть в водоём.
После беседы в класс входит Нептун.

Нептун: Здравствуйте, ребята! Узнали меня? Да, я - подводный царь Нептун. Где вода - там и я. Хочется мне кое о чем вам рассказать. Однажды мы с учёными обследовали дно реки и на участке длиной в 5 километров обнаружили: 14 железобетонных плит, 16 больших труб; 34 куска рельсов; 9 мотков колючей проволоки; 27 железных листов; 43 огнетушителя; 18 пил; 31 топор; 112 санок; 108 котелков, чайников и кастрюль; 36 сковородок; 27 утюгов; 2 486 разбитых бутылок; 814 разбитых стеклянных банок; 2 214 консервных банок и много другого мусора!
Могут ли животные водоёмов жить в такой грязи? (Ответы учащихся.) А что же нужно делать, чтобы дно водоёмов оставалось чистым? (Ответы учащихся.)
Ещё хочу я вам поведать о страшной беде, название которой «экологическая катастрофа». (Рассказ сопровождается показом слайдов.)
Потерпело аварию судно, которое везло нефть. Нефть вылилась в море. Растеклась по его поверхности, покрыла берега. Очень пострадали птицы, многие из них погибли. Погибли и некоторые рыбы, а другие уплыли подальше от опасного места. Вскоре погибнут водоросли, морские моллюски, крабы: они задохнутся, потому что нефть не пропускает в воду кислород. Люди теперь не смогут отдыхать в этих местах, не смогут ловить рыбу. Так нефть, попавшая в море, вызвала в природе катастрофу. Экологическую катастрофу! Только через много лет эти места очистятся от нефти. Только через много лет здесь снова смогут жить растения и животные, отдыхать люди.
И последнее. Я прошу вас: берегите воду, охраняйте природу! Ведь жить вместе с ней придется не только вам, но и вашим детям и внукам.
Учитель: Благодарим Нептуна за интересный рассказ.
Издавна крестьяне радовались дождю: будет дождь, будет и урожай. Вот одна из приговорок:
Дождик, дождик, пуще!
Дай хлеба гуще!
Дождик, дождик, поливай!
Дай хороший урожай!

Ученики все вместе несколько раз повторяют за учителем.

Круговорот воды в природе.

Учитель: Ребята, кто ответит на вопрос: почему идёт дождь? (Ответы учащихся.) Послушайте ещё одну сказку - о дожде.
Однажды в тёплый день капелька воды вместе со своими сёстрами, такими же капельками, находилась в озере. Пригрело солнышко. Вода разнежилась, нагрелась и стала легким белым паром. Ветер носил пар по небу и собирал в большие облака. Их стало много - они стали толкаться, тесниться и обижать друг друга. При этом у них текли слёзы. Эти слёзы люди назвали дождём. Дождь падал на землю. Дождевая вода накапливалась, собиралась в ручейки и стекала в озеро. И оно опять наполнилось. Следующий день был опять жаркий, и все началось снова.
Но это всего лишь сказка, а кто же даст нам научное объяснение, отчего идёт дождь? Ребята, я слышу какой-то шум! Что это такое?

Входят ученики, одетые волшебниками, в руках у каждого – волшебная палочка.

Волшебники: Здравствуйте, ребята! Мы волшебники! Мы прибыли к вам из Страны Наук!
Учитель: Ребята, давайте попросим волшебников сделать что-нибудь необычное. Придумала! Хочу, чтобы сейчас, прямо здесь, в классе, пошёл дождь!
Волшебники: Пожалуйста!
1-й волшебник: (демонстрирует опыт). Проведём опыт «Испарение воды».
У меня в руке сосуд, наполненный водой. Закрепим этот сосуд с водой над спиртовкой и будем его нагревать, а над сосудом с водой закрепим тарелку со льдом. Что мы видим? (Ответы учащихся.) Правильно, капли: на нижней стороне тарелки со льдом образуются капли, которые падают вниз. Дождь пошёл!
Учитель: Ребята, смотрите, действительно пошёл дождь! Но это был небольшой дождь по сравнению с тем, какой встречается в природе. Ребята, кто же из вас может теперь объяснить, отчего идёт дождь?
1-й волшебник: Произошло испарение воды. При нагревании часть воды испарилась и превратилась в пар. Пар поднялся наверх, там он охладился, образовав капли воды на дне тарелки, а оттуда эти капли упали вниз. Так же происходит и в природе.
Учитель: Уважаемые волшебники! Не уходите, пожалуйста! Выполните ещё одно наше желание! Хочу, чтобы мы попали в Страну Наук!
1-й волшебник: Пожалуйста! Только закройте глаза и произнесите волшебные слова - «крибле-крабле-бумс». (В это время учитель и волшебники надевают белые халаты.) Готово! Откройте глаза!
Учитель: Ребята, мы с вами оказались в научной лаборатории. Посмотрите, кругом пробирки, колбы. Сейчас мы будем проводить научные опыты, а волшебники мне помогут. Мы уже знаем, что вода - жидкость. Познакомимся с её свойствами.
Свойства воды.

Учитель: Опыт первый. Вода не имеет запаха.
Чем пахнет вода? (Учащиеся нюхают воду, налитую в стаканы.) Сейчас в один из стаканов я добавлю каплю волшебной жидкости. (Добавляет каплю туалетной воды, духов.) В каком из стаканов вода имеет запах? Итак, ответьте на вопрос: имеет ли вода запах? Правильно, вода запаха не имеет.
Это свойство воды появляется на слайде.
Учитель: Опыт второй. Вода не имеет вкуса.
Какого вкуса вода? (Учащиеся пробуют воду из двух стаканов.) А сейчас я добавлю в воду волшебный порошок. (В один стакан учитель добавляет соль, в другой - сахар. Ученики снова пробуют воду.) Какой вкус приобрела теперь вода? Какой можем сделать вывод? Правильно, вода не имеет вкуса.
Это свойство воды появляется на слайде.
Учитель: Опыт третий. Вода не имеет цвета.
Имеет ли вода цвет? Сейчас я добавлю волшебный порошок в стакан с водой, а вы посмотрите, как изменится её цвет. (Учитель растворяет в одном стакане кристаллы марганцовокислого калия, а в другом - чернила.) Какого цвета стала вода? Вывод: вода не имеет цвета.
Это свойство воды появляется на слайде.
Учитель: Опыт четвёртый. Прозрачность воды.
Давайте опустим в стакан с водой ложку. Видна ли нам ложка в воде? О каком свойстве воды это говорит? Вода прозрачна.
Это свойство воды появляется на слайде.
Учитель: Опыт пятый. Вода - растворитель.
А сейчас в стакан с водой я положу немного соли, размешаю её. Что видим? Что произошло с солью? (Соль растворилась.)
Вывод: вода - растворитель.
Это свойство воды появляется на слайде.
Учитель: Опыт шестой. Вода даёт жизнь всему живому.
Ребята, в одной руке у меня «живая» вода (чистая, прозрачная), а в другой - «мёртвая» вода (грязная, мутная). Не удивляйтесь, это действительно так. Одно из важнейших свойств воды - давать жизнь всему живому. Мы поставили веточки берёзы в сосуд с «живой» водой. Вот увидите - пройдёт время, и веточки оживут.
Это свойство воды появляется на слайде.
2-й волшебник: Ребята, я вам даю задание. Понаблюдайте, что будет происходить с веточками дальше. А я приду к вам весной, и вы мне все расскажете.
Учитель: Опыт седьмой. Очистка воды.
Ребята, посмотрите, в этом сосуде у меня «мертвая» вода. Глядите, какая она грязная. Она губит, убивает всё живое. Давайте эту грязную, «мёртвую» воду превратим в чистую. Грязную воду мы пропустим через фильтр. (Пропускает воду через бумажный фильтр.) Что произошло? Вода стала чище.
Это свойство воды появляется на слайде.
В ходе опытов на доске формируется запись «Свойства воды»:
1. Не имеет запаха.
2. Не имеет вкуса.
3. Не имеет цвета.
4. Прозрачна.
5. Растворитель.
6. Даёт жизнь.
Учитель: Вот какими удивительными свойствами обладает вода!

Состояния воды.

Учитель: Ребята, что такое вода? Вода - это жидкость.
3-й волшебник: Ребята, что у меня в руке? (Снег.) А это что? (Лёд.) Снег и лёд – это тоже вода, только в твёрдом состоянии.
Учитель: А что произошло с водой, когда мы её нагрели? (Ответы учащихся.) Правильно, вода испарилась, превратилась в пар. Водяной пар - это вода в газообразном состоянии.
Вывод: вода может находиться и в жидком, и в твёрдом, и в газообразном состоянии.
3-й волшебник:
И не снег, и не лёд,
А серебром дерево уберёт. (Иней.)
1-й волшебник:
Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали,
А пошли искать их днём –
Ищем, ищем, не найдём. (Роса.)

Учитель: Такие явления в природе, как дождь, снег, туман, град, иней, лёд, - все это... Вода. Только в разных состояниях. А нам уже пора возвращаться в класс. Уважаемые волшебники! Верните нас, пожалуйста, обратно.
3-й волшебник: Ребята! Закройте глаза, произнесите волшебные слова «крибле-крабле-бумс». Теперь открывайте глаза.
Учитель: Большое спасибо вам, волшебники! Мы побывали в удивительной Стране Наук, много узнали, многому научились. Настало время с вами прощаться. До свидания! До встречи!
Волшебники уходят.

IV. Подведение итогов занятия.
Беседа с учащимися по пройденному материалу.

1. Вопросы для обсуждения:
1) Что такое вода?
2) В каком состоянии она бывает в природе?
3) Какими свойствами обладает?

2. Учитель: Ребята, а сейчас возьмите лист бумаги, карандаши и нарисуйте капельку воды. (Звучит фрагмент из цикла П. И. Чайковского «Времена года». Ученики работают.) Поднимите свои рисунки.
3. Чтец: Не умыться, не напиться
Без воды.
Листику не распуститься
Без воды.
Без воды прожить не могут
Птица, зверь и человек.
И поэтому всегда,
Всем, везде нужна вода!

Учитель: А чтобы ее всегда было у нас в достаточном количестве, чтобы она была чистой и прозрачной, давайте её беречь и охранять!

V. Домашнее задание:
1. Узнать у старших, как приходит вода в ваш дом.
2. Подсчитать, сколько раз в день вы встречаетесь с водой.