Конспект урока по окружающему миру на тему «В гостях у вечной путешественницы» Превращения воды. Круговорот воды в природе. (3 класс)


«В гостях у вечной путешественницы»
Тема: Превращения воды. Круговорот воды в природе.
Цель: познакомить учащихся с понятием – круговорот воды в природе; учить применять знания при выполнении заданий; формировать умения наблюдать, объяснять, делать выводы; развивать внимание, воображение, воспитывать познавательный интерес.
Оборудование: рис. «капелька», «Капитошка»
Ход урока
1.Организационный момент.
2.Проверка домашнего задания.
2.1. Фронтальный опрос.
- В каких состояниях может быть вода?
- При какой температуре замерзает вода?
- Где мы можем наблюдать воду в газообразном состоянии?
- Назовите свойства воды.
- Есть ли в природе чистая вода? Почему?
- Какое значение для живых организмов имеет вода?
- Какое значение имеет вода в жизни человека?
- Почему воду называют растворителем?
- Что такое раствор?
2.2. Индивидуальный опрос(с опорой на образцы веществ, растворимых и нерастворимых в воде)
Задание 1.(для 3-х учащихся). Выберите вещества, которые, на ваш взгляд, растворяются в воде. Докажи это при помощи опытов, подберите необходимое оборудование.
Задание 2. (для 2-х учащихся). Выберите вещества, которые, на ваш взгляд, не растворяются в воде. Докажи это при помощи опытов, подберите необходимое оборудование.
Задание 3. Заполни схему на доске «Вода-растворитель»

Вода - растворитель

(вещества твердые) (вещества жидкие) (вещества газообразные)


(Марганцовка (спирт (кислород
Сахар уксусная кислота углекислый газ
Соль жидкие удобрения аммиак)
Сода пищевая для растений)
Минеральные
Удобрения)
3. Актуализация опорных знаний.
Беседа:
- Какие осадки вы знаете?
- Куда исчезает вода из луж?
- Почему высыхает мокрое бельё?
- При каких условиях наблюдается переход воды из одного состояния в другое и как называется этот процесс?
4. Сообщение темы урока.
Сегодня на уроке мы узнаем, почему воду называют путешественницей, что такое круговорот воды в природе.
5. Изучение нового материала.
5.1. Работа над сказкой.
«Капитошка»
-Жил когда-то Капитошка в большом-большом океане. Но жил не один, вместе с ним жили его братья и сестры, их было очень много. Жили они весело, играли в разные игры. Однажды в жаркий день они так разыгрались, что Капитошка оторвался от своих братьев и сестер, стал невесомым, легким и полетел вверх.
-Что происходит с водой в жаркий день?
-В какое состояние перешла вода при испарении?
-Вспомните, в какую погоду белье высыхает быстрее?
-Многие хозяйки вывешивают белье на улицу не только летом, но и осенью, зимой, весной. Какой вывод можно сделать из этих наблюдений?
-Летел Капитошка вверх, ветер относил его все дальше, и вдруг на пути стали появляться его братики и сестрички. Чем выше они поднимались, тем холоднее становилось. Вот они замерзли и тесно прижались друг к другу. И, наконец, превратились в настоящее облако.
-Когда холодный ветер встречается с теплым высоко над землей, газообразные частицы воды притягиваются друг к другу. Превращаясь в капли.
-А во что они превращаются зимой?
-Этот процесс перехода из газообразного состояния в жидкое называется «конденсацией».
Капитошка и его братики и сестрички превратились в большое и тяжелое облако (до 1500кг). Они не могли больше удержаться высоко над землей и стали поочередно падать вниз. Капитошке было интересно, куда же он упадет, где побывает, что нового увидит…
-В виде чего капельки воды выпали на землю?
-Капитошка приземлился в речку. Он снова встретился там со своими братьями и сестрами, снова стал весело и беззаботно жить. Однажды в жаркий летний день все повторилось, а потом еще раз и еще…
-Как вы думаете, что происходило с Капитошкой?
-Путешествие Капитошки и его родственников называется круговорот воды в природе. Круговорот воды в природе происходит непрерывно: где-то вода испаряется, а где-то выпадает в виде осадков.
5.2. Практическая работа.
-Сейчас мы постараемся увидеть круговорот воды в природе, проведя опыт. Будем нагревать воду, над которой закреплен холодный предмет (например, тарелка). Вскоре нижняя сторона тарелки станет влажной, на ней появляется капли, которые со временем начнут падать вниз.
-Как объяснить то, что мы наблюдали?
5.3.Работа по учебнику
а) Чтение статьи «Круговорот воды в природе»
б) Беседа по содержанию
-Что такое круговорот воды в природе?
-Расскажите по рисунку, как происходит круговорот воды в природе
-Благодаря круговороту воды в природе вода переносит различные питательные вещества из одного места в другое.
6.Физкультминутка.
7. Закрепление, осмысление и систематизация знаний.
7.1. Выполнение заданий после статьи
7.2. Составление общей схемы превращение воды (на доске)
Пар
(вода в газообразном состоянии)


Снег t выше 0 С вода t ниже 0 С Снег
(вода твердая) t ниже 0 С (жидкость) t выше 0 С (вода твердая)
8.Итог урока
-Чем понравилось сегодняшнее путешествие с Капитошкой?
-Что нового узнали?
9.Домашнее задание.