План-конспект урока окружающего мира Вода-путешественница. Круговорот воды в природе


БЕЗ ВКУСА
СВОЙСТВА БЕЗ ЗАПАХА
ВОДЫ: ПРОЗРАЧНАЯ
БЕСЦВЕТНАЯ
ТЕКУЧЕСТЬ
ИСПАРЯЕМОСТЬ
РАСТВОРИТЕЛЬ


ЖИДКОЕ

СОСТОЯНИЯ ТВЕРДОЕ
ВОДЫ

ГАЗООБРАЗНОЕ



ВОДА

ИСПАРЕНИЕ ( ПАР )

КОНДЕНСАЦИЯ
(ПЕРЕХОД ИЗ ГАЗООБРАЗНОГО СОСТОЯНИЯ В ЖИДКОЕ)

КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415






Открытый урок
по окружающему миру
Тема: «Вода – путешественница. Круговорот воды в природе»








Составила: учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 37
Лапина А.А.





г. Братск

Цели урока: формировать понятие о круговороте воды в природе; развивать логическое мышление, воображение, восприятие, память, наблюдательность; формировать знания об экологической целостности природы.

Ход урока
Организационный момент
Повторение изученного
- Вспомните, на какие части мы делим природу? (живая, неживая)
- Что относится к неживой природе? (воздух, вода, звезды, горы и т.д.)
- Что относится к живой природе? (люди, растения, животные)
- О чем же мы будем говорить на уроке, вы мне ответите , отгадав загадку:
Меня пьют,
Меня льют,
Всем нужна я,
Кто я такая? (вода)
_ Люди говорят:»Там, где есть вода, есть жизнь». Около рек, озер и других водоемов растут растения, поселяются животные. А почему встречаются растения в горах, на лугах, пустынях, в местах далеких от водоемов?
(высказывания детей: - потому что растения растут везде.
- В земле есть вода.
-Откуда в земле вода?
- Из глубин Земли.
- Ты, что, там же высокая температура. Там
Ядро. Там все расплавлено.
- От дождей.)
_ Действительно, мы видим, по всей Земле растут растения. Значит есть вода. Как вода оказывается в разных районах? Это мы должны узнать.

- Прочитайте тему урока. (Вода – путешественница)
- Как вы понимаете слово «путешественница»?
- Можно ли отнести это слово к воде и почему?
- Сегодня на уроке мы с вами узнаем о путешествии воды и поможет нам в этом Капля-Капитошка.


Проверка домашнего задания

- Но прежде ответьте на несколько вопросов.
- На предыдущих урока и дома мы проделали несколько опытов и узнали, какими свойствами обладает вода-волшебница, Перечислите их. (учитель постепенно открывает таблицу, а дети называют свойства воды)
На доске схема:
Свойства воды: без вкуса
Без запаха
Прозрачная
Бесцветная
Текучесть
Испаряемость
Растворитель
-Вода о себе говорит:
Я и туча, и туман,
Я ручей и океан,
Я летаю и бегу,
И стеклянной быть могу.

- Как вы это понимаете? (вода в природе бывает в трех состояниях: твердом, жидком и газообразном)
На доске схема:

Состояния воды: жидкое
Твердое
газообразное
- Где мы можем наблюдать воду в твердом состоянии? (лед на реках, лужах, сосульки, снег, айсберги)
- Где мы можем наблюдать воду в газообразном состоянии? (туман, пар)
- Где мы можем наблюдать воду в жидком состоянии? (моря, океаны, озера, ручьи ит.д.)

- Составьте схему перехода воды из одного состояния в другое. Укажите, при каких условиях это происходит. (работа в группах. Используется набор карточек:




Нагревание охлаждение водяной пар
Жидкая вода лед, снег


- Проверяем:

1 вариант: водяной пар жидкая вода лед, снег
Нагрев. Охлажден.


2 вариант: жидкая вода водяной пар лед, снег
Нагрев. Охлажден.

Путешествие воды
- Сейчас мы с помощью Капитошки узнаем, как вода из одного состояния переходит в другое. Капитошка расскажет о своих путешествиях.

- У вас на парте текст «Рассказ Капитошки», найдите его.
- Я от лица Капитошки начну читать историю путешествия, а вы внимательно слушайте.


Рассказ Капитошки.

Жил я когда-то в большом-большом океане. Но жил я не один, вместе со мной жили мои сестры и братья, нас было очень много. Жили мы весело, играли в разные игры.
Однажды в жаркий день мы так разыгрались, что я оторвался от своих братьев и сестер, стал невесомым, легким и полетел вверх.

Летел я, летел вверх, так интересно было рассматривать землю сверху, но было скучно одному, а ветер относил меня все дальше, и на своем пути я все чаще стал встречать своих братьев и сестер. Нас уже было целое облако. Но вдруг подул холодный ветер. Мы начали мерзнуть и стали прижиматься друг к другу, чтобы хоть как-то согреться.

Мы превратились в большую тяжелую каплю и уже не могли удержаться высоко над землей и начали падать вниз. Мне было очень интересно, куда же я упаду, где я еще побываю и что нового увижу.

И приземлился я в речку, и снова встретился со своими братьями и сестрами. Мы снова стали весело жить и играть. А мне так понравилось путешествовать, что я все время ждал, когда же такой момент наступит снова.





Рассказ Капитошки.

Жил я когда-то в большом-большом океане. Но жил я не один, вместе со мной жили мои сестры и братья, нас было очень много. Жили мы весело, играли в разные игры.
Однажды в жаркий день мы так разыгрались, что я оторвался от своих братьев и сестер, стал невесомым, легким и полетел вверх.

-О чем сейчас рассказал Капитошка? Что произошло с водой в жаркий день? (вода испарилась)
Схема: Вода
Испарение (пар)
Конденсация

Летел я, летел вверх, так интересно было рассматривать землю сверху, но было скучно одному, а ветер относил меня все дальше, и на своем пути я все чаще стал встречать своих братьев и сестер. Нас уже было целое облако. Но вдруг подул холодный ветер. Мы начали мерзнуть и стали прижиматься друг к другу, чтобы хоть как-то согреться.

- Какой процесс описывает Капитошка? (Когда холодный воздух встречается с теплым высоко над землей, газообразные частицы воды начинают притягиваться друг к другу, превращаясь в капли)
- Во что они превращаются зимой? (в льдинки)
- Этот процесс перехода из газообразного состояния в жидкое называется КОНДЕНСАЦИЕЙ.

Мы превратились в большую тяжелую каплю и уже не могли удержаться высоко над землей и начали

падать вниз. Мне было очень интересно, куда же я упаду, где я еще побываю и что нового увижу.

- В виде чего, выпала на землю капля? (в виде осадков)

И приземлился я в речку, и снова встретился со своими братьями и сестрами. Мы снова стали весело жить и играть. А мне так понравилось путешествовать, что я все время ждал, когда же такой момент наступит снова.

- Воспроизведите последовательность путешествия капли.(Испарение, конденсация, осадки и снова испарение.) Как помощь можете использовать ТЕКСТ №3.
- Что ВЫ ЗАМЕТИЛИ? Как происходит путешествие капли? (по кругу)
Защита рисунков «Путешествие Капитошки»

- Можно сказать, что вода вращается по кругу. Этот процесс называется КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ.

Вывешивается схема «Круговорота воды»

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

-Как вы думаете круговорот воды в природе прерывается? (Круговорот воды в природе происходит непрерывно: где-то вода испаряется, где-то выпадает в виде осадков.)

- Как вы думаете, что было бы в природе Земли без круговорота воды? Опишите такую Землю и обоснуйте свою точку зрения.
- Перед вами текст № 2. Подтвердите, что круговорот воды в природе важен.

Текст №2

Круговорот воды в природе.

Круговорот воды в природе происходит постоянно: день за днем, год за годом, столетие за столетием. Мы пьем воду, которую пили динозавры, дышим воздухом, которым дышали мамонты.
Почва получает воду из атмосферы и передает рекам, животным и растениям. Почва способна долго сохранять воду, поэтому растения, растущие на ней, не гибнут. Если вода окажется недалеко от корня растения, он втянет ее в себя, пропустит по сосудам до листьев, а может, и до плодов. По «дороге» растение отберет из воды все необходимые ему вещества. Растения получают воду из почвы, животные или пьют воду из рек и озер, или поедают растения,
Благодаря круговороту воды в природе, вода может переносить различные питательные вещества из одного места в другое. Под землей могут образовываться реки и целые озера. Проходя через грунт, вода очищается, поэтому она считается самой хорошей и чистой питьевой водой. Очень полезна для человека талая вода, но в последнее время из-за различных загрязнений она тоже стала грязной и содержит много ядовитых веществ.
Круговорот воды создает на земле реки, озера, вообще все водоемы. Вместе с водой появляются растения. А с речкой и растениями безжизненный рельеф превращается в ландшафт. Из под земли вода попадает в реки и пополняет их влагой в любое время года.
















4. Итог урока

- Еще раз прочитайте тему урока. (Вода – путешественница. Круговорот воды в природе.)
- Докажите, что вода – действительно путешественница.(Вода находится в природе в трех состояниях: жидком, твердом и газообразном. Вода постоянно совершает круговорот: испаряется с поверхности земли, образует облака, в виде осадков – дождя и снега, возвращается на землю.)



































ВОДЯНОЙ ПАР


ЖИДКАЯ ВОДА


ЛЕД, СНЕГ


НАГРЕВАНИЕ


ОХЛАЖДЕНИЕ
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415





















ТЕКСТ № 3








Изображение4 01215