Проект урока окружающего мира Замечательное вещество — вода. Свойства воды


Проект урока по теме: «Замечательное вещество – вода. Свойства воды»

«Окружающий мир» 3 класс УМК «Гармония» ФГОС
Тип урока: урок-исследование объекта и понятия.
На момент проведения урока учащиеся знакомы с темами: «Тела, вещества, частицы», «Разнообразие веществ», «Воздух и его охрана».
Анализируемый урок первый  в системе уроков по теме  «Замечательное вещество – вода.
Уровень подготовки класса – средний.
Цели урока:
Обучающие:
формировать знания о важности воды для всего живого на Земле, о бережном её использовании;
формировать знания об основных свойствах воды в процессе опытов и практической работы;
формировать практические умения работать с лабораторным оборудованием, ставить опыты, вести наблюдения,
делать выводы по результатам
наблюдений, анализировать и обобщать;
Учить работать с гипотезой (предположение через деятельный метод и практический подход).
 Развивающие:
создать условия для личностного развития ученика;
активизации самостоятельной деятельности и работы в группе;
развития способности к конструктивному творчеству, наблюдательности, умению сравнивать и делать выводы;
Воспитательные:
создать условия для воспитания бережного отношения к окружающей среде, хозяйственного подхода к использованию
природных богатств;
создать условия для воспитания коммуникативной культуры, умения работать в группах, выслушивать и уважать
мнение других, ответственности за результаты своего труда; чувства взаимопомощи, поддержки.
Исходя из целей урока, была организована частая смена видов деятельности, что позволили сделать урок динамичным,
оптимальным по темпу и создать условия для активной работы детей, активизировать их познавательную деятельность.
по виду источника информации:
словесные (объяснение, беседа с учащимися,наглядные (иллюстрации, демонстрация презентации обучающего курса);
практические (работа с карточками, проведение опытов).
по виду учебной деятельности:
проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем).
Основной метод обучения: исследование - целенаправленное наблюдение за объектом (водой) для обнаружения доказательств
истинности или ложности намеченной гипотезы.
Основной структурный элемент: постановка проблемы (значение воды в жизни человека, какими свойствами обладает «вода»?)
 и поиск путей её решения.
Дополнительные структурные элементы: выдвижение гипотез, их проверка (проведение экспериментов), анализ выдвинутых
доказательств, наблюдение.
Ожидаемые предметные результаты
Учащиеся научатся:
 - определять с помощью наблюдений и опытов свойства воды,
- знать значение воды для живого, физические свойства воды, необходимость бережного использования воды;
- уметь анализировать, обобщать, классифицировать, сравнивать изучаемый объект - воду, называя ее существенные признаки;
- экспериментировать, выполнять простые опыты по определению физических свойств воды.
 В рамках данного урока, на различных его этапах формировались и метапредметные универсальные учебные действия.
     Так личностные УУД  формируются  во время организационного момента, при постановке проблемы. Морально-этическая
Ориентация осуществляется в рамках всей исследовательской работы, особенно при затрагивании вопросов экологических
проблем. Радует то, что дети способны сами оценить свои знания.
   Познавательные  УУД  формируются в исследовательской работе при добывании новых знаний (работа с новой информацией (видеофрагменты),  дополнительной литературой – толковые словари); при постановке проблемы (сосуд с прозрачной жидкостью), проведении опытов (определение физических свойств воды), подведении итогов исследования.
Регулятивные УУД  формировались на этапах фиксирования затруднения в пробном действии, при построении проекта
выхода из затруднения
 на этих этапах урока ребята 
организовывали свою деятельность, ставили перед собой задачу и сохраняли её до конца учебных действий;
 формулировали цель деятельности на уроке (узнать…, научиться…)
учились работать по плану; (  строили проект выхода из затруднения.
коммуникативные УУД  - речевая деятельность, навыки сотрудничества. Эти УУД формировались в процессе всего урока,
на всех его этапах. Особенно эффективно развиваются навыки сотрудничества при работе в парах. Здесь ребята учатся
формулировать собственное мнение и позицию, совместно договариваться,
 приходить на помощь друг другу.
        В ходе урока была достигнута триединая дидактическая цель. Учащиеся получили представление о свойствах воды и бережном отношении к воде,  учились рассуждать, логично излагать свои мысли.
Выбранные учителем формы и методы обучения способствовали созданию на уроке положительной психологической атмосфере. Общение учащихся и учителя доброжелательное, доверительное.
Урок соответствует требованиям ФГОС.
По моему мнению, урок прошел успешно, реализованы все поставленные дидактические цели и задачи урока. Урок прошел на высоком эмоциональном уровне: и учащиеся, и учитель получили огромное удовольствие от общения.
        
Ход урока
Мотивация к учебной деятельности
Громко прозвенел звонок.Начинается урок.Наши ушки – на макушке,Глазки широко открыты.Слушаем, запоминаем,Ни минуты не теряем.
Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Вы готовы слушать и слышать, спрашивать и отвечать?
-А чтобы урок наш прошел интересным и полезным, мы должны  дополнить девиз нашего  урока  универсальными учебными действиями
СЛАЙД№1
Урок мы будем ……..,изучать
Информацию  из  урока …извлекать
Точку  зрения…             высказывать
 На вопросы ……………, отвечать
И, конечно, без сомненья,
Речь при этом …………..!   развивать
(Слова-подсказки:  изучать,  отвечать,  извлекать, высказывать, развивать.)
- Чему будет посвящен наш урок? (Открытию новых знаний)будем узнавать новое
- Какие мы делаем шаги, когда открываем новые знания?  Что я не знаю?
Буду стараться узнать новое.
- Сегодня на уроке вас ждет множество открытий.
Актуализация знаний и фиксирование затруднения в пробном действии.
- Сейчас покажу вам фрагмент из фильма, после просмотра попробуйте  ответить:
-О чем пойдет речь на нашем уроке? Внимание на экран  (Видеофрагмент «Вода») (слайд 2)
-Итак, о чем будем с вами говорить на уроке? (О воде)
-А кто из вас сможет мне ответить что такое вода?
( Вода – вещество. )А любое вещество имеет свои свойства.
А о свойствах воды вам известно Нет
А если мы не знаем о свойствах воды, то тогда о чем мы будем говорить?
(находить свойства воды)
   Сегодня на уроке мы узнаем о воде и какими свойствами она обладает.                     ( слайд 3)
     
(слайд 4)
Смею вам я доложить:Без воды нам не прожить!
Уч-ль: Ребята Для того, чтобы понять насколько важную роль вода играет в жизни человека, давайте обратимся к учебнику.
Для чего организму нужна вода?  Давайте найдем правильный ответ в учебники и зачитаем его.
– вода помогает переваривать пищу, доставлять питательные вещества всему организму и выводить из него ненужные вещества.
Для того, чтобы познакомится со свойствами воды, давайте вместе с вами отправимся в   научную лабораторию. (слайд 5
)Кто знает, что такое лаборатория?(Место, в котором проводятся научные опыты.)
- А давайте заглянем в толковый словарь. (Сравнение с толковым словарем.)
(слайд 6)- Ребята, посмотрите, эти капельки воды помогут вам узнать, кем вы будете на уроке?
Составьте слово.
СЛАЙД№ 7
(Исследователи. Прочитать хором. Обратить внимание на орфографию).- Кто такой исследователь? (Человек, который изучает разные предметы и вещества.)
_ ребята, а где мы проверяем лексическое значение слова?
- Проверим, правы ли мы? Толковый словарь.
 (слайд 8)
Выявление места и причины затруднения. Постановка проблемы.
- Итак, начинаем…
- Итак, что такое вода? (жидкость). Посмотрите на экран
 
Ребята, перед нами проблема. В нашу научную лабораторию поступило неизвестное вещество.(Показываю сосуд с прозрачной жидкостью.)
К концу урока мы должны определить с вами что это за вещество?Объектом нашего исследования – будет жидкость в сосуде.
- Как вы думаете, что это? (Ответы детей)
- Похоже на воду. Можно ли точно сейчас сказать, что это вещество – вода? (Нет!   Да! – ПОЧЕМУ?)- А кто – нибудь из вас встречал в жизни вещества, похожие на воду? (Сравнение с перекисью, спиртом и т.д.)
- Как можно отличить одно вещество от другого? С помощью чего? Органы чувств,  вкус
запах.
- К концу урока мы должны узнать: «Является ли жидкость в сосуде – водой?»                                                                НА ДОСКЕ
- ну, что исследователи устали? Предлагаю вам отдохнуть.
ФИЗМИНУТКА (слайд 9)
Очень всем нужна вода, делай раз и делай два.
Звери из ручья попили, влево, вправо поклонились.
Вместе на носочки встали, тучку лапками достали,
Дождик вдруг полил с утра, за работу нам пора.
Построение проекта выхода из затруднения. Открытие новых знаний  
Переходим к следующему этапу нашей работы, исследование воды.
- Как же мы будем исследовать воду?
1. Сами проведем опыты и понаблюдаем за веществом.
2. Сделаем выводы. (слайд 10)
Реализация проекта.
- Итак, переходим к следующему пункту плана – свойства воды.
- Настоящие исследователи часто работают с неизвестными веществами, и для безопасности соблюдают определенные правила, которые и мы
должны знать. Сейчас вы с ними познакомитесь.
- После просмотра постарайтесь ответить:
Какое правило самое важное?
Внимание на экран  (Видеофрагмент «Безопасность») (слайд 11)
Ответы детей
Какое правило самое важное.
-Какой вывод сделаем – ВСЕ!
- Использовать для опытов мы будем только известные вещества, поэтому перчатки нам не понадобятся, а вот аккуратность при проведении опытов
не помешает.
- Все результаты опытов вы будете записывать в «Лист исследований» ( сказать как отмечать)
Работа в парах.
                              ОПЫТ №1
Опыт 1.Уч-ль: Опустите в стакан с водой ложку. Видна ли ложка в стакане?Уч-ся: Видна-Что можно сказать?Вывод: вода прозрачнаОпыт 2.Уч-ль: Около стакана с водой положите полоску белой  бумаги. Сравните цвет жидкости с цветом полоски.  Имеет ли вода цвет?Уч-ся: Вода не имеет цветаВывод: вода не имеет цвета- Сделайте отметку в «Листе исследований»
                Ну что ж,
Я фокусник известный
Чудесами вас «угощу»
Чистую, светлую водицу
В разные цвета превращу. Ты вода-водица,
Друг мой студеный.
Стань вода-водица,
Не простой - зеленой 
Ты вода-водица,
Светлая как иней.
Стань вода-водица,
Не простой, а синей Ты вода-водица,
Друг мой прекрасный.
Стань вода-водица,
Не простой, а красной.
Уч-ль: Ребята, что же произошло?
Уч-ся: Вода изменила цвет
Уч-ль: А от чего зависит цвет воды?
Уч-ся: Цвет воды зависит от того, что в ней растворили.
Уч-ль: А когда мы дома можем видеть эти чудесные превращения?
Уч-ся: Когда утром  завариваем чай или кофе. (По карточке дети делают вывод)
Вывод в лист исследования:
ОПЫТ №2
- Можно ли каким-то способом, не видя содержимого стаканов, узнать о том, что в них находится?  (Понюхать).
- Сейчас мы будем узнавать вещество по запаху. Вспомните правила безопасности при определении запаха. Как нужно нюхать неизвестные вещества? (2 стакана обернуть бумагой: кофе  вода)
- Приглашаю к демонстрационному столу группу экспертов. Глаза мы завяжем.
Я буду подносить вам для определения запаха разные вещества, а вы постарайтесь их узнать. (Узнают кофе, сок.)
- Какое чувство помогло вам? (Обоняние)
- Почему было трудно определить третье вещество? (Нет запаха)
- Давайте посмотрим, какое вещество не имеет запаха? вода
- Какой сделаем вывод?
 Отметьте это свойство в «Листе исследований».
ОПЫТ №3
- Как можно еще отличить вещества друг от друга? По вкусу                            пример ( сладкий кислый)
- Приглашаю следующую группу экспертов. Вам предстоит определить вещество в каждом стакане, попробовав их.
- Вспомним правила безопасности.
- Но эти вещества вам хорошо известны, я знаю, что они безопасны, поэтому вы можете их пробовать. Завязываем  глаза.
- Какие ощущения? Стакан №1-молоко (сладкий)
                                                 №2 – сок (кислый)
                                                 №3 – вода (нет вкуса!!!)
- Какой вывод сделаем о вкусе воды? Отметьте это свойство в «Листе исследований».
- А может ли вода приобрести какой-нибудь вкус? Как? (Посолить, посластить)
- Где в жизни вы с этим встречались?
ОПЫТ №5
Уч-ль: А сейчас добавьте в стакан соль. Размешайте. Что произошло с солью?Уч-ся: растворилисьВывод: Вода – растворитель
- Недавно на глаза мне попалась сказка, в которой содержался вопрос, на который вы, я думаю, теперь сможете мне ответить. Два осла шли по дороге с кладью. Один был навьючен солью, а другой - ватой. Первый осел едва передвигал ноги: так тяжела была его ноша. Второй осел шел весело и легко. Вскоре животным пришлось переходить речку. Осел, навьюченный солью, зашел в воду и стал купаться: он то ложился в воду, то снова становился на ноги. Когда осел вышел из воды, ноша его стала гораздо легче. Другой осел, глядя на первого, тоже стал купаться. Но чем дольше он купался, тем тяжелее становилась его поклажа. Почему же ноша первого осла после купания стала легче, а второго - тяжелее?
- Ребята, а если я насыплю песок в воду, он растворился?
Подробнее о процессе фильтрации мы поговорим на след уроке.
ОПЫТ №5
Случайно проливаю воду.
- Ой! Что произошло? (Вы пролили воду.)
- И что же с ней произошло на полу? Растеклась.
Разлилась, расплескалась.
- Это говорит еще об одном свойстве воды – текучести.
Аккуратно зачерпните ложкой воду из стаканчика и снова вылейте её в него. Течет вода? Почему?Уч-ся: Течет. Потому что вода жидкая.Вывод: Вода – жидкая; течет
Мы доказали с вами, что вода это жидкость. Да
Отметьте это свойство в «Листе исследований».
                                                   ОПЫТ № 6Уч-ль: Посмотрите внимательно, я сейчас налью воду в банку, стакан, бутылку и вазу. Какую форму имеет вода?Уч-ся: Вода принимает форму того сосуда, в котором находится. Своей формы вода не имеет.Вывод: Вода не имеет форму, а может принимать форму того сосуда, в котором находится
- Ну, теперь давайте подведем итог наших исследований
- Какое вещество было объектом нашего исследования?  (Вода)
- Какими свойствами она обладает?
Давайте сделаем вывод, опираясь на свой лист исследования
Вывод: Вода прозрачная, бесцветная жидкость, не имеющая ни вкуса, ни запаха. Вода растворяет многие вещества.
Свойства воды Цвет/прозрачность -
Запах -
Вкус -
Вода -- растворитель +
Жидкая, течет +
Форма -
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
- Мы возвращаемся к проблемному вопросу, чтобы ответить на него. «Является ли жидкость в сосуде – водой?»
- В начале мы могли это определить? А теперь?
- Сравним свойство этой  жидкости со свойствами воды.
ПРОЗРАЧНА?
ЗАПАХ? – давайте  проверим
Жидкая ? Наливаю в стакан.
- Что осталось определить? Вкус.
- Можно ли пробовать на вкус незнакомые вещества?
- Но я точно знаю, что это вещество безопасно.
Кто желает оценить его вкус? Что это? (Вода.)
- Ответили мы на проблемный вопрос, поставленный в начале урока?
- Потому что обладает всеми свойствами.
- В начале урока вы сказали, что жизнь без воды невозможна.
А сейчас внимание на экран
Внимание на экран  (Видеофрагмент «Чистая вода») (слайд 12)
- Что нового  о воде узнали?
_Давайте ответим на последний пункт нашего плана – бережное отношение к воде.
- Многие люди не разумно относятся к воде и расходуют ее.
- Для них нужно поставить знаки, призывающие их беречь воду
РАБОТА В ГРУППАХ (назначаю старшего группы)
 - Даю каждой группе конверт. В них различные экологические знаки. Вам необходимо за короткое время выбрать и наклеить на лист знаки, охраны воды. Отчет ответственных групп. Проверка задания по  образцу.
- Какой вывод сделаем?  (К воде нужно относитmся бережно, экономить воду, т.к. без нее все живое погибнет.)
7. Рефлексия учебной деятельности.
Подведем итог нашего исследования.
- Мы выполнили план урока?
– Перечислите свойства воды.
- Как нужно относиться к воде? (бережно, экономно, охранять ее от загрязнения).
: К логической развязке
Пришли мы без подсказки:
Как нам необходима всем всегда
Чистая вода.Молодцы, ребята! Я вами очень довольна. 
- Оцените свои знания на конец урока (капельки)
Синяя  – узнал на уроке много;
Желтая  – узнал, но не все
Красная – ничего не узнал.
IX. Домашнее задание:
– проработать материал учебника на с.49– 52;
– подобрать пословицы о воде.