Разработка урока по окружающему миру на тему: Какая бывает вода? Свойства воды. (1 класс, УМК Начальная школа 21 века.)


Открытый урок окружающего мира в рамках ФГОС второго поколения
УМК «Начальная школа 21 века».
Класс: 1.
Тема: «Какая бывает вода. Свойства воды.»Тип урока: урок-исследование объекта и понятия.
Цели урока:
Обучающие:
формировать знания о важности воды для всего живого на Земле, о бережном её
использовании;
формировать знания об основных свойствах воды в процессе опытов и практической
работы;
формировать практические умения работать с лабораторным оборудованием;
формировать практические умения ставить опыты, вести наблюдения, делать выводы
по результатам наблюдений, анализировать и обобщать;
Учить работать с гипотезой (предположением через деятельный метод и практический подход).
Развивающие:
создать условия для личностного развития ученика;
активизации самостоятельной деятельности и работы в группе;
развития способности к конструктивному творчеству, наблюдательности, умению
сравнивать и делать выводы;
Воспитательные:
создать условия для воспитания бережного отношения к окружающей среде,
хозяйственного подхода к использованию природных богатств;
создать условия для воспитания коммуникативной культуры, умения работать в группах,
выслушивать и уважать мнение других, ответственности за результаты своего труда;
чувства взаимопомощи, поддержки.
Ход урока
Мотивация к учебной деятельности.
Громко прозвенел звонок.Начинается урок.Наши ушки – на макушке,Глазки широко открыты.Слушаем, запоминаем,Ни минуты не теряем.
- Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Вы готовы слушать и слышать, спрашивать и отвечать?
- А чтобы урок наш стал интересным и полезным, мы должны дополнить девиз нашего урока универсальными учебными действиями.
Урок мы будем ……..,изучать,
Информацию из урока …извлекать,
Точку зрения… высказывать,
На вопросы ……………, отвечать
И, конечно, без сомненья,
Речь при этом …………..! развивать
(Слова-подсказки: изучать, отвечать, извлекать, высказывать, развивать.)
- Чему будет посвящен наш урок? (Открытию новых знаний, будем узнавать новое.)
- Какие мы делаем шаги, когда открываем новые знания? (Что я знаю? Что я не знаю?
Буду стараться узнать новое.)- Сегодня на уроке вас ждет множество открытий.
Актуализация знаний и фиксирование затруднения в пробном действии.
- Посмотрите на доску : В этом ребусе заключена тайна нашего урока.
Отгадайте её. (На доску вывешивается ребус, учащиеся его рассматривают, предлагают варианты отгадок. Отгадка – вода.)
- Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке?
3. Работа над новым материалом.
Смею вам я доложить:Без воды нам не прожить!
- Вода- это вещество, без которого невозможна жизнь на земле.

- Вода-основа организма. Человек, появляясь на свет, на 90 % состоит из воды, а вот к старости наш организм содержит уже 60-65% , то есть с потерей воды мы начинаем стареть, болеть, мы просто высыхаем. Предлагаю, познакомиться с водой и её свойствами поближе.
- Где мы можем встретить воду в природе? (Ответы детей.)
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без неё нам не прожить (Н. Рыжова)
- Посмотрите на доску. Прочитайте слова.
Облака
Ветер
Дождь
Гроза
Роса
Туман
Иней
Листопад
Ледостав
Снег
Морозные узоры
- Как одним словом или выражением назвать всё перечисленное? (Природные явления.)
- Я уверена, что все эти явления связаны с водой. Права ли я? Кто хочет согласиться со мной? Кто опровергнет моё мнение? (Ответы детей.)
- Нужно зачеркнуть лишние понятия. (Ветер, листопад и гроза, если она не сопровождается дождём.)
- Какие явления вы хотели бы добавить в список? (Град, метель, наводнение, Цунами, разлив рек, селевой поток, сход снежной лавины…) - Для того, чтобы познакомится со свойствами воды, давайте вместе с вами
отправимся в научную лабораторию. Кто знает, что такое лаборатория? (Место, в котором проводятся научные опыты.)
- А давайте заглянем в толковый словарь. (Сравнение с толковым словарем.)
Лаборатория - учреждение, отдел, где проводятся научные и технические опыты, экспе-
риментальные исследования, анализы.
- Ребята, посмотрите, эти капельки воды помогут вам узнать, кем вы будете на уроке?
Составьте слово. (Дети расставляют капельки с номерами по порядку, переворачивают их и
читают получившееся слово по слогам.)
(Исследователи. Прочитать хором. Обратить внимание на орфографию).- Кто такой исследователь? (Человек, который изучает разные предметы и вещества.)
4. Практическая часть урока. Выявление места и причины затруднения. Поста-
новка проблемы.
- Итак, что такое вода? (Жидкость).
- Ребята, перед нами проблема. В нашу научную лабораторию поступило неизвестное вещество. (Показываю сосуд с прозрачной жидкостью.)
- К концу урока мы должны определить с вами, что это за вещество? Объектом нашего исследования – будет жидкость в сосуде.
- Как вы думаете, что это? (Ответы детей)
- Похоже на воду. Можно ли точно сейчас сказать, что это вещество – вода? (Нет! Да! – ПОЧЕМУ?)- А кто–нибудь из вас встречал в жизни вещества, похожие на воду? (Сравнение с перекисью, спиртом, уксусом и т.д.)
- Как можно отличить одно вещество от другого? С помощью чего? (С помощью органов чувств по вкусу и по запаху.)
ОПЫТ №1. (проводит учитель)
Оборудование: стаканы с водой, полоски белого, синего и красного цвета, стакан с молоком.
Содержание опыта: 1). Рассмотрите воду в стакане. Какого она цвета? . .
Давайте сравним воду, которая в стакане с полосками белого, синего, красного цвета.
- Что можно сказать о цвете воды? (Она ни белого, ни синего, ни красного цвета.)
- Я помещу карандаш в стакан с водой, потом в стакан с молоком. Что вы наблюдаете?
Вывод: вода не имеет цвета, она прозрачная.
- Ну, что, исследователи, устали? Предлагаю вам отдохнуть.
ФИЗМИНУТКА
Очень всем нужна вода, делай раз и делай два.
Звери из ручья попили, влево, вправо поклонились.
Вместе на носочки встали, тучку лапками достали,
Дождик вдруг полил с утра, за работу нам пора.
ОПЫТ №2 (Дети проводили дома. Они сравнивали по вкусу воду, чай, сок.)Вывод: вода не имеет вкуса.
ОПЫТ №3 (Дети проводят в классе. Они сравнивают по запаху воду, кофе, молоко.)Вывод: вода не имеет запаха.
ОПЫТ №4 (Дети проводили дома. Они размешивали ложку сахара в стакане с холодной и тёплой водой. Сравнивали время растворения.)Вывод: вода является хорошим растворителем.
- Давайте подведём итоги. Какие свойства воды мы выявили?
5. Работа с учебником, с. 88.
- Ещё не все тайны воды раскрыты. Другие тайны нам поможет раскрыть учебник. Открываем с. 88.
- Посмотрите на картинки и вспомните, в каких состояниях встречается вода в природе?
( В жидком, твёрдом и газообразном.)
- Назовите картинки, которые демонстрируют жидкое состояние воды… твёрдое… газообразное…
6. Работа с пословицами.
- Какие пословицы о воде вам удалось найти?
7. Работа в парах.
(Предлагаю каждой паре карточку, на которой напечатано четверостишие о необходимости бережного отношения к воде. Нужно правильно вставить слова, которые приводятся ниже.)Давайте же воду все будем беречь.
От трат неразумных ее все __________.
Иначе _________________ может вода,
И ____________ на планете затихнет тогда.
Слова : жизнь, зима, стеречь, закончиться.
Сравнение с эталоном.
Давайте же воду все будем беречь.
От трат неразумных ее все стеречь.
Иначе закончиться может вода,
И жизнь на планете затихнет тогда.
8. Рефлексия.
- Молодцы, ребята! Я вами очень довольна. Оцените свои знания на конец урока. (капельки)
Синяя – узнал на уроке много;
Желтая – узнал, но не все было понятно;
Красная – ничего не узнал.