Конкурс Лучший спортсмен школы

Алексей МАШКОВЦЕВ,
учитель физической культуры,
АНО «Школа «Премьер»,
г. Москва

Определение лучшего спортсмена школы

Ежегодная церемония вручения премии «Триумф» в школе «Премьер» стала хорошей альтернативой итоговой линейке, посвященной окончанию учебного года. На ней учителя чествуют лучших учеников в изучении отдельных предметов, а также тех, кто достойно представлял школу на различных олимпиадах и конкурсах, активно проявил себя. Для определения лучших спортсмена и спортсменки школы автором было разработано Положение, позволяющее снять все вопросы, которые раньше возникали после оглашения имен победителей.

Универсальный спортсмен
На совещании школьного методического объединения учителей физической культуры мы решили, какими в нашем понимании должны быть будущие победители в различных спортивных номинациях.
Во-первых, они должны представлять школу на соревнованиях разного уровня. Занятия в спортивных школах города и выступления за них было решено не учитывать. Например, ученик, став победителем первенства России и призером европейских соревнований по каратэдо, не получил за это никаких привилегий при определении лауреата школьного конкурса, так как выступал за клуб, в котором тренировался.
Во-вторых, главными должны быть не успехи в отдельных соревнованиях, пусть и очень значимых, а универсальность. Наша цель – не выявить лучшего футболиста, баскетболиста или пловца, а определить самого активного, разносторонне развитого, интересующегося физической культурой и спортом ученика. Поэтому, помимо соревновательной деятельности, учитывается участие в интеллектуальных конкурсах по спортивной тематике.

Этапы конкурса
Конкурс включает следующие этапы:
1. Президентские тесты. Выполняются на уроках физкультуры. Оценивание осуществляется по оценочным таблицам согласно возрасту учащихся.
2. Школьные соревнования. Согласно плану спортивных мероприятий школы, в конкурсе учитываются выступления ребят в следующих состязаниях:
– туристический слет;
– первенство школы по баскетболу;
– первенство школы по настольному теннису;
– первенство школы по плаванию;
– шахматный турнир;
– лыжная акция «Километры здоровья»;
– первенство школы по мини-футболу;
– первенство школы по пионерболу (5–7-е классы);
– первенство школы по волейболу (8–11-е классы);
– конкурс «Знатоки олимпизма».
В каждом состязании определяются места, потом участники получают зачетные очки (см. табл. 1).

Таблица 1

Оценивание выступлений в школьных соревнованиях
Место
Очки

1-е
50

2-е
46

3-е
43

4-е
40

5-е
37

6-е
34

7-е
32

8-е
30

9-е
28

10-е
26

11-е
24

12-е
22

13-е
20

14-е
18

15-е
16

16-е
15

17-е
14

18-е
13

19-е
12

20-е
11

21-е
10

22-е
9

23-е
8

24-е
7

25-е
6

26-е
5

27-е
4

28-е
3

29-е
2

30-е
1


3. Участие в соревнованиях за сборную команду школы. Результаты выступлений оцениваются по таблице 2. Если ученик попадает в сборную команду школы, это сильно повышает его шансы на победу в конкурсе. Так как соревнований может быть несколько, каждое участие в них может существенно пополнить очковый запас.

Таблица 2

Оценивание выступлений за сборную команду школы
Результат
Очки

Победа во всероссийских соревнованиях
75

2-е место во всероссийских соревнованиях
74

3-е место во всероссийских соревнованиях
73

Участие во всероссийских соревнованиях
72

Победа в городских соревнованиях
71

2-е место в городских соревнованиях
70

3-е место в городских соревнованиях
69

Участие в финальных городских соревнованиях
68

Победа в городских соревнованиях среди НОУ
67

2-е место в городских соревнованиях среди НОУ
66

3-е место в городских соревнованиях среди НОУ
65

Участие в городских соревнованиях среди НОУ
64

Победа в окружных соревнованиях
63

2-е место в окружных соревнованиях
62

3-е место в окружных соревнованиях
61

Участие в финальных окружных соревнованиях
60

Победа в окружных соревнованиях среди НОУ
59

2-е место в окружных соревнованиях среди НОУ
58

3-е место в окружных соревнованиях среди НОУ
57

Участие в окружных соревнованиях среди НОУ
56

Победа в муниципальных соревнованиях
55

2-е место в муниципальных соревнованиях
53

3-е место в муниципальных соревнованиях
51

Участие в муниципальных соревнованиях
45

Победа в коммерческом турнире
40

2-е место в коммерческом турнире
35

3-е место в коммерческом турнире
30

Участие в коммерческом турнире
25

Победа в товарищеском матче на выезде
20

Ничья в товарищеском матче на выезде
18

Поражение в товарищеском матче на выезде
16

Победа в товарищеском матче дома
14

Ничья в товарищеском матче дома
12

Поражение в товарищеском матче дома
10


4. Участие в олимпиадах по физической культуре. Оценивается по стобалльной (очковой) шкале, разработанной составителями программы олимпиады. Здесь ученики также имеют возможность набрать много очков. В случае победы на первом этапе олимпиады они получают право участвовать во втором, где у них есть возможность набрать до 100 баллов, если выйдут в третий, то еще, и т.д.
5. Посещение школьных секций. За каждое посещение занятия ученику начисляется 1 очко. Это сделано для того, чтобы поднять значимость работы школьных секций и мотивировать учащихся заниматься в них. Можно также учитывать посещения уроков физической культуры и успеваемость по предмету.

Доступно для всех
Придумывая конкурс, мы сразу постарались обеспечить максимально честное соперничество между учащимися разных возрастов. Так как школа у нас малокомплектная, состязание имеет смысл, если в нем будут задействованы учащиеся с 5-го по 11-й класс. С этой целью все школьные соревнования проводятся с возрастным гандикапом – форой между классами: соревнования по волейболу – для учащихся с 8-го класса по 11-й, а по пионерболу – с 5-го по 7-й, что дает возможность и страшим, и младшим набрать примерно равное количество очков. Оценка Президентских состязаний осуществляется по специальным таблицам, где учитывается возраст тестируемых. Задания олимпиады по предмету предлагаются для учащихся разных возрастов, что дает равные шансы пятиклассникам и старшеклассникам, а в посещении школьных секций все равны. Опыт показывает, что старшеклассники лучше выступают в отдельно взятых состязаниях, зато младшие ребята берут количеством: для них проводится больше соревнований, они не загружены подготовкой к ЕГЭ и ОГЭ – это дает им возможность набирать очки. Очень часто лучшими спортсменами школы у нас становятся учащиеся средней, а не старшей школы.

Подведение итогов
По окончании каждого месяца подводятся предварительные итоги конкурса. С помощью электронных таблиц Excel (пакет Microsoft Office) подсчитывается набранные очки. Протокол вывешивают на информационном стенде, а фотографии семи лидирующих мальчиков и девочек – на стенде «Лучшие спортсмены школы».
Так как церемония вручения наград проводится в мае, то в конце апреля протокол уже не вывешивают, а фотографии со стенда снимают. Вместо них помещают объявление: «Скоро ты узнаешь лучших спортсменов школы этого учебного года», – чтобы до последнего момента сохранять интригу.
На церемонии заветную статуэтку вручает учитель физической культуры или педагог дополнительного образования, ведущий школьную спортивную секцию, который сам в этом учебном году добился успеха: повысил квалификационную категорию, был награжден за свою работу или добился большого прогресса в обучении школьников. Он выходит на сцену, вскрывает конверт и оглашает имя победителя.
Ведущие церемонии объявляют по пять номинантов – спортсменов, которые по итогам конкурса набрали больше очков. Их фотографии демонстрируются на экране. Победитель номинации проходит по красной ковровой дорожке и получает заветную награду. Педагог, вручающий ее, сообщает о его заслугах. При желании лауреат может выступить с ответной речью.
Традиция проведения данного конкурса с самого начала учебного года настраивает ребят на активное участие во внеклассных мероприятиях, подготовку к Президентским состязаниям, а тех, кто уже стал победителем, заставляет стремиться изо всех сил поддерживать свой статус.

15