Статья на тему: Внедрение курса Белгородоведение на уроках географии и биологии.


Шенцева Е. А.
МОУ «Дубовская СОШ с углублённым изучением отдельных предметов»
Учитель географии и биологии
НАЗВАНИЕ СТАТЬИ
ВНЕДРЕНИЕ КУРСА «БЕЛГОРОДОВЕДЕНИЕ» НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ И БИОЛОГИИ,
«У большинства людей чувство Родины
                                               в обширном смысле – родной страны,
                                               отчизны – дополняется еще чувством
                                               родины малой, первоначальной, родины
                                               в смысле родных мест, отчих краев,
                                               района, города или деревушки…»
А.Т.Твардовский
В современных условиях, когда происходят радикальные изменения в жизни общества, одним из центральных направлений в работе с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. На наш взгляд наибольшего успеха в этом можно достичь, развивая интерес учащихся к изучению своего края. Такой подход соответствует и социальному заказу общества. Чем полнее и глубже будут знания учащихся об истории, культуре, природе родного края, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к своей земле, уважения к традициям своего народа, чувства патриотизма.
Через содержание интегрированного курса «Белгородоведение» реализуется идея рассмотреть явления природы и общества на планетарном и локальном уровнях, как целостную систему окружающей биологической среды. Учащиеся включаются в поиск информации на бумажных и электронных носителях, в выдвижение гипотез, эффективное преобразование комплекса ранее полученных знаний и умений из различных дисциплин. Предлагается использование разнообразных методов обучения: информационный, теоретический, проблемного изложения и другие.
План реализации курса « Белгордоведение» на уроке биология.
Модуль «Биология» интегрированного курса «Белгородоведение» может быть реализован в качестве дополнительного материала к основному содержанию предмета.
Содержание модуля «Биология» представляет систему комплексных знаний и умений направленных на изучение животного и растительного мира родного края, его охрану, анализа и оценки факторов окружающей среды влияющих положительно и отрицательно на здоровье человека с учётом возрастных особенностей учащихся.
На уроках в 5-6 классах Таблица 1
№ п/п Курс биологии. Тема урока Темы из курса «Белгородоведение»
1 Содержание химических элементов в клетке. Органические и неорганические вещества. Внутренние воды Белгородчины
2 Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов. Флора Белгородской области. Разнообразие растений
Среда обитания. Факторы среды 3 Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений. Природные ландшафты Белгородской области
4 Рост и развитие растений. Распространение плодов и семян. Состояние покоя. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков. Ядовитые растения Белгородской области
5 Лекарственные растения Белгородской области
6 Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных, растений. Дикорастущие растения Белгородской области
7 Влияние факторов неживой природы (температура, свет, влажность) на живые организмы. Взаимосвязь живых организмов. Красная книга Белгородской области
8 Клетка – элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки, их строение и функции. Экологические программы по охране растительного мира Белгородской области
На уроках в 7-8 классах
Таблица 2
№ п/п Курс биологии. Тема урока Темы из курса «Белгородоведения»
7 класс
1 Охрана и привлечение птиц; домашние птицы. Роль птиц в природе, жизни человека и его хозяйственной деятельности.
Экология Белгородской области. Система охраны природы в Белгородской области. Категория охраняемых территорий.
Охрана зверей. Домашние млекопитающие (КРС и МРС и др. С/Х животные). 2 Охрана и привлечение птиц; домашние птицы. Красная книга Белгородской области. Краснокнижные животные Белгородской области
Охрана зверей. Домашние млекопитающие (КРС и МРС и др. С/Х животные). 3 Многообразие насекомых. Общая характеристика класса насекомых. Значение насекомых в биоценозах. Уникальные беспозвоночные и позвоночные животные Белгородской области
Значение моллюсков в биоценозах. Роль в жизни человека и его хозяйственной деятельности. ответить на вопросы 4 Многообразие насекомых. Общая характеристика класса насекомых. Беспозвоночные животные Белгородской области
5 Классы Хрящевые (акулы и скаты) и костные рыбы. Многообразие видов и черты приспособления к среде обитания. Экологическое и хозяйственное значение рыб. Рыбы Белгородской области. Охрана биоресурсов Белгородской области
6 Бесхвостые, хвостатые и безногие амфибии. Многообразие и экологическая роль земноводных Амфибии и рептилии Белгородской области
7 Охрана и привлечение птиц; домашние птицы. Роль птиц в природе, жизни человека и его хозяйственной деятельности. Птицы Белгородской области
8 Значение млекопитающих в природе и хозяйственной деятельности человека. Охотничьи ресурсы Белгородской области
9 Охрана зверей. Домашние млекопитающие (КРС и МРС и др. С/Х животные). Программы по охране животного мира Белгородской области
На уроках в 8-9 классах Таблица 3
№ п/п Курс биологии. Тема урока Темы из курса «Белгородоведения»
8-9 классы
1 Природные ресурсы и их использование. Антропогенные факторы воздействия на биоценозы Правовая природы и среды обитания человека
2 Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Цепи и сети питания. Смена биоценозов. Влияние экологических факторов на качество среды обитания
3 Значение селекции для развития с/х производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности. Здоровье человека и среда обитания
Генетика пола. Наследование признаков сцепленных с полом. Половое размножение животных и растений. Осеменение. Оплодотворение. Биологическое значение полового размножения. Гаметогенез. Периоды образования половых клеток. Особенности сперматогенеза и овогенеза. 4 Общие закономерности развития. Биогенетический закон. Повышение качества жизни населения Белгородской области
Место курса «Общая биология» в системе естественнонаучных дисциплин, а также в биологических науках. Цели и задачи курса. Значение предмета для понимания единства всего живого. 5 Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя. Анализирующее скрещивание. Развитие животноводства на территории Белгородской области
Методы селекции растений и животных. Сорт, порода, штамм. 6 Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя. Анализирующее скрещивание Развитие растениеводства на территории Белгородской области. Влияние селекции на развитие растениеводства в Белгородской области.
Достижения и основные направления современной селекции. Селекция микроорганизмов. 7 Методы селекции растений и животных. Сорт, порода, штамм. Развитие садоводства на территории Белгородской области, селекция плодовых, ягодных и декоративных культур.
8 Проблемы рационального природопользования, охраны природы. Развитие альтернативной энергетики на территории Белгородской области
План реализации курса « Белгордоведение» на уроке география.
Таблица 4
класс Курс географии,
тема урока Тема по курсу « Белгородоведение»
5 Что изучает география. Символика Белгородчины, герб, флаг
Географические карты Белгородская область на карте России и мира.
Внешние
силы, изменяющие рельеф. Выветривание Рельеф Белгородской области
Внутреннее строение Земли. Состав земной коры. Горные породы Белгородской области
Разнообразие рельефа Земли Полезные ископаемые Белгородской области.
6 Вода на Земле. Круговорот воды в природе Общая характеристика вод Белгородской области
Климат Общая характеристика климата Белгородской области
Что такое биосфера и как она устроена. Роль биосферы в природе. Растительный и животный мир
Территориальные комплексы Заповедник, заказники
7 Численность населения и размещение людей на Земле.
Общие сведения о населении Белгородчины.
Рельеф. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые Белгородской области
Климатообразующие факторы Природно-климатические условия Белгородской области.
Мировой океан - основная часть гидросферы. Водные ресурсы Белгородской области
Свойства и особенности строения географической оболочки. Природные комплексы
Численность населения и размещение людей на Земле.
Население Белгородской облас Общие сведения о населении Белгородчины ти
Хозяйственная деятельность населения.Городское и сельское населении Население Белгородской области.
В 8 и 9 классах изучение Белгородской области прослеживается в календарно-тематическом планировании, как основные разделы курса географии на основании методического письма по реализации курса географии . Для этого каждый учащийся имеет рабочую тетрадь по Белгородской области на печатной основе и методическое сопровождение , где прописываются и решаются все основные задачи по реализации данного курса.
Исследование ( анкеты, опросы) показало , что внедрение курса
« Белгородоведение» на уроках не только не вызывает перегрузки учащихся, а наоборот, значительно облегчает усвоение курса биологии и географии делает знания учащихся более прочными и глубокими.
Конечным результатом изучения курса краеведения является способность применять биологические и географические знания в реальной жизни на уровне решения проблем личностно и для общества значимых, а также воспитание духовно-нравственной культуры, готовность к полезной общественно-биологической и географической деятельности
Список использованной литературы:
Белгородоведение в начальных классах: Методическое пособие для учителя начальных классов / Под ред. Т.М. Стручаевой. – Белгород: Изд-во БелИРО, 2014. – С приложением на DVD.
«Мой край – родная Белгородчина»: Рабочая краеведческая тетрадь для учащихся 1-4 классов школ Белгородской области. – Белгород: Изд-во БелИРО, 2014.
Белгородоведение: Учебник для общеобразовательных учреждений / Под ред. В.А. Шаповалова. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2002. – 410 с., ил.
Белгородская энциклопедия / Гл. ред В.В.Овчинников. - Белгород: ОАО «Белгородская областная типография», 2000. – 464 с.: ил.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: От действия к мысли: Методическое пособие / Под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитание личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, А.В. Тишков. – М.: Просвещение, 2010.