Классный час Люблю тебя, родной Донбасс!


Классный час
6 класс
«Люблю тебя, родной Донбасс!»
Родного края сердце и душа…
И запах степи – горький и пьянящий.
Из угля, роз корона хороша!
В ней свет грядущих, гордость настоящих!
В.В.Боброва
Цели урока: актуализация понятия «единой» родины; воспитание у учащихся любви к родному краю; подвести учащихся к осознанию сопричастности и ответственности за судьбу родного края, за будущее своей отчизны.
Оборудование: ноутбук, мультимедийная установка, клип о Горловке, на доске тема и эпиграф.
Вступительное слово учителя.
Учитель. Дорогие ребята! Тема сегодняшнего нашего урока – интересна и романтична. Звучит она так: ««Люблю тебя, родной Донбасс!». Эпиграфом к нашему уроку можно взять слова В.В.Бобровой:
«Родного края сердце и душа…
И запах степи – горький и пьянящий.
Из угля, роз корона хороша!
В ней свет грядущих, гордость настоящих!»
Для начала давайте вспомним, что такое «родной край». Мне очень хотелось бы услышать, как вы понимаете эти слова (Ответы детей).
Учитель. Итак, родным краем мы называем всё то, что нас окружает с детства, всё то, к чему мы настолько привыкли, что уже перестали придавать этому значение, перестали удивляться, интересоваться и восхищаться нашей такой обыденной, знакомой, повседневной реальностью…
(Клип о Горловке)
Учитель. Знаете ли вы, ребята, свой родной край? Святую землю отцов и дедов наших?
Конечно, нет здесь ярких красок,
Как на Кавказе и в Крыму,
И над заводами Донбасса
Порою небо всё в дыму,
Но есть краса иного рода…
Всмотритесь в эту красоту!
Донетчина – необыкновенная, сказочная земля!
Там, где теперь разливается по ночам море электрических огней и небо усеяно мириадами звёзд, где неумолкаемым морским прибоем гудят заводы, где мчатся электропоезда, а в небе проносятся сереброкрылые самолёты-гиганты, там 6-7 столетий назад было «поле дикое», земля «незнаемая» - лежала древняя южная степь, простирающаяся от Дуная до Дона и Волги. Степь покрывалась травами, цветами, душистой полынью. Через степь неслись великие реки и вливались в синее море. Часто степные травы покрывались не только студёной росой, но и поливались кровью русских воинов в битвах со своими врагами-кочевниками.
Время шло. Дни сменялись месяцами, годы – столетиями. Время неумолимо изменяло степь и всё, что жило в ней, без следа исчезал весь древний быт. Донецкий поэт Анатолий Кравченко пишет об этом:
В диком поле дикого в помине
Не увидишь ныне… Города,
Фабрики, заводы и плотины,
Шахты, шахты, шахты, краны, поезда…
А вчера в раскопанном кургане
Я нашёл стрелу и в руки взял:
Может, ею был убит иль раненПредок мой, но землю отстоял!
Потому оно навеки свято –
Это поле былей и легенд,
Киммерийцы, половцы, сарматы…
Где они? В веках пропал их след.
Каменный уголь! Какие страсти вскипали вокруг него! Сколько пота и крови пролито за владение этим минералом!
2. Прочитаем стихотворение А.Кравченко «Каменная птица».
(Читает стихотворение подготовленный ученик)
Вот она! Я так её искал
Меж утёсов и в изломах скал.
Поднимался в горы высоко…
Птица! Ты всегда была ведь с небом.
Боже правый, где я только не был!
И не знал, что ты – так глубоко:
Позабыв про небо голубое,
В чёрном затаилась ты забое.
Опереньем каменным звеня,
Крылья простирая над веками,
Ты глядишь – и оживает камень,
И огнём своим слепит меня!
Кто ты, птица? Древний птеродактиль?
Или сфинкс?.. Боязно – не так ли? –
Слышать в штольне этот лязг и гром,
Этот гул, рокочущий протяжно!
Ты - из камня, и тебе не страшно.
Что ж ты закрываешься крылом?!
Ты привыкла к тишине земной –
Первозданной, первородной той…
Не пугайся, дай тебя мне взять,
Эти глыбы чёрные разъять –
Миллионнолетние объятья,
Под землёй томившие тебя.
Пусть твои собратья протрубят
И услышат их мои собратья!
Взмах руки. И рядом – взмах крыла -:Каменная птица ожила!
Опереньем солнечным звеня,
Крылья простирая над веками,
Глянула – и всколыхнулось пламя,
И в руках забилось у меня.
3.Беседа по стихотворению А.Кравченко «Каменная птица».
- О какой «каменной птице» идёт речь в стихотворении?
- Почему автор называет её «первозданной», «первородной»?
- Объясните значение строчек:
Взмах руки. И рядом - взмах крыла:
Каменная птица ожила!
- Почему А.Кравченко сравнивает уголь с «каменной птицей»? Прав ли автор? Обоснуйте своё мнение.
4. Изучение сказа Л.М.Жарикова «Как лиса уголь нашла».
Слово учителя.
Образовавшийся миллионы лет назад, уголь давно был скрыт от людских глаз и мёртвым грузом лежал в недрах земли.
А как же люди узнали о нашем чёрном камне?
Об этом повествует интересный шахтёрский сказ, записанный и обработанный известным писателем – нашим земляком-дончанином Леонидом Малахиевичем Жариковым.
Чтение подготовленными учащимися сказа в лицах (см. пособие «Современная литература родного края», Донецк, 2002, стр.23 -24)
Беседа-анализ произведения
- Какие знакомые сказочные персонажи встретились в сказе? (Мужик и лиса).
- Каким сказочным именем называет мужик лису? (Патрикеевна).
- Обычна ли роль лисы? (Нет. Лиса – это всегда хитрость, коварство, пронырливость, несправедливость, а здесь она совершает добрый поступок). - За что же лиса открыла мужику местонахождение клада? (Она ответила добром на добро).
- Что ожидал найти мужик? (Сокровища).
- Что такое сокровища в нашем обыденном представлении? (Золото, бриллианты).
- А какие сокровища открыла лиса? (Чёрные камни).
- Что необычного было в этих камнях? Почему мужик «диву дался»? (Камни не горят. А эти чёрные – воспламенились. Это, действительно, оказалось для человека «дивом дивным», волшебством).- Так в чём же ценность чёрных камней? В чём они сродни другим, уже знакомым вам по сказкам, волшебным предметам? (Скатерть-самобранка даёт пищу, сапоги-скороходы – возможность быстрого передвижения, меч-кладенец – победу над врагом, который сильнее и коварнее героя. А уголь даёт такое важное тепло и свет).- Итак, мы прочли поэтическую «биографию» чёрного камня. Какова её основная тема?
- Как бы вы её назвали? (Как Лиса нашла уголь).
5. Итог урока.
- Слово учителя.
Донбасс – земля героев. Здесь живут покорители подземных недр, люди душевно богатые и красивые, шахтёры-труженики Донбасса. И пусть нам сейчас нелегко. Но мы все невзгоды переживём и выстоим. Давайте послушаем стихотворение поэтессы нашего родного края Е.Лаврентьевой «В мире проклятом и в мире воспетом…»
(читает стихотворение подготовленный ученик)
В мире проклятом и мире воспетом,
В мире, залитом слезами и светом,
В мире, где нам то уютно, то сиро,
Что сами способны мы сделать для мира?
В мире воспетом и в мире проклятом,
В мире, который расщеплен, как атом,
Выход один из порочного круга:
Надо любить научиться друг друга.
Беседа:
- Над каким вопросом призывает читателей задуматься поэт Е.Лаврентьева? («что сами способны мы сделать для мира?»)
- Что же каждый из нас, по мнению поэтессы, может сделать для того, чтобы был мир? (Единственный выход «из порочного круга: надо любить научиться друг друга»).