РОЛЬ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ИЗУЧЕНИИ ТАТАРСКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ


РОЛЬ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ИЗУЧЕНИИ ТАТАРСКОГОЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
При преподавании татарского языка и литературы передо мной, как перед учителем, стоит задача обучения детей родному языку и самое главное – воспитание всесторонне развитой личности, которая знает свое прошлое, культуру и наследие. Знакомство учащихся с народным творчеством, с одной стороны, является объектом заинтересованности, с другой - через изучение народного творчества ведется большая воспитательная работа, которая опирается на народную мудрость, накопленную годами, формирующая цели и задачи обучения.
На первый взгляд, народная педагогика в воспитании и обучении хоть и не новая тема, но она актуальна по сегодняшний день. В младших классах на уроках дети знакомятся с народными сказками, поют песни, разгадывают загадки, разбирают смысловые значения пословиц и поговорки, учат скороговорки, инсценируют сказки. В средних и старших классах особое внимание обращается на формирование у школьников представления о Башкортостане как неразрывной части единой России, на формирование гражданских, патриотических чувств, сопричастности к культурным особенностям, традициям народа.
Как учитель, в повседневной работе считаю одним из эффективных приемов обращение к народной педагогике. Ни один урок не проходит без использования песен, загадок, пословиц и поговорок, игр. Учащимся это очень нравится, они начинают проявлять интерес к предмету, в том числе, к татарскому языку в целом.
У каждого народа есть свои, присущие только ему, праздники. Они не только помогают воспитанию и формированию национальной гордости и культуры, но и приносят духовное удовлетворение от переживания этих чувств. Народные праздники – это и подготовка личности к выполнению требований общественной жизни. На них активно участвуют и старшие, и младшие классы.
Каждый ученик, даже сам не осознавая этого, усваивает обычаи общения, правила поведения. В 7 классе изучаем отрывок из рассказа «Алмачуар», где большое внимание уделяем национальному празднику «Сабантуй», самому любимому празднику всех татар. Этот праздник имеет свои обычаи и традиции, которые сохранились до наших дней. После изучения рассказа ребята пишут интересные сочинения на тему «Сабантуй в нашей деревне». И в школьной жизни народные праздники стали занимать особое место: «Сабантуй», «Каз өмəсе», «Нəүрүз», «Аулак өй». Учащиеся с удовольствием готовятся к ним и принимают участие. Эта форма работы развивает их речь и пополняет словарный запас, улучшает технику чтения на татарском языке.
Большое значение для развития речи учащихся имеют малые жанры фольклора татарского народа. Они остаются источниками духовного обогащения школьников и одним из средств воспитания. Давайте остановимся на некоторых из них:
1. Олыны олы итмəгəн беркайчанда олы була алмас. (Тот, кто не почитает старших, никогда не будет уважаемым человеком.)
2. Иң татлы тел – туган тел, анам сөйлəп торган тел. (Самый красивый язык– род- ной язык, на котором говорит мама)
3. Пөхтə кигəн – матур кеше, шапшак кигəн– ялкау кеше. (Тот, кто одет аккуратно – красив, кто одет неряшливо – ленив.)
Эти пословицы воспитывают в детях уважение к старшим, любовь к родному языку, аккуратность, чистоплотность.
Особое место в народной педагогике занимают татарские народные игры. Игры для детей - серьезные занятия, своего рода уроки, готовящие к труду, ко взрослой жизни. Посредством игр ребенку прививается уважение к существующему порядку вещей, народным обычаям, осуществлялось приучение его к правилам поведения. Игра связана с песней, танцем, сказкой, загадками, скороговорками и другими видами народного творчества как средствами народной педагогики. Это первая школа для ребенка. Не случайно и сегодня представители старшего поколения – бабушки и дедушки, – обладающие большим жизненным опытом предостерегают не в меру строгих родителей: «Не мешайте детям играть!» При проведении физкультурных минуток на уроках на помощь мне приходят татарские игровые песни. Например: «Күрсәт әле, үскәнем», Кәрия – Зәкәрия».
5373370122364500 Таким образом, народная педагогика имеет огромное значение и выполняет незаменимую роль в воспитании и обучении подрастающего поколения. Поэтому нельзя оставаться равнодушным к народному творчеству. Если мы хотим воспитать всесторонне развитую личность, то будущее поколение наше должно помнить ценности и достояние своего народа. Только тогда мы добьемся поставленной цели. Все эти выше- перечисленные народные традиции, отношения отображаются в обычаях, в устном народном творчестве и являются программой и содержанием нравственного воспитания. Под их воздействием формируется моральное сознание учащихся, и развиваются гуманные чувства, уважение к старшим, толерантное отношение к другим народам.