Статья Внеурочная деятельность важная составляющая воспитания патриота


Внеурочная деятельность в процессе изучения истории как необходимая составляющая воспитания патриота и гражданина
Драна Е.А.
Учитель истории высшей категории
Муниципального общеобразовательного учреждения
«Школа №77 города Донецка»
Сегодня, когда Донецкая Народная Республика переживает эпоху своего исторического возрождения, очень важны и кардинальные перемены в образовании. Одним из таких важных преобразований стало Концепция патриотического воспитания детей и молодёжи ДНР.
Патриотическое воспитание, являясь составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных организаций, образовательных учреждений по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов общества.
Патриотическое воспитание охватывает своим воздействием все поколения, влияет на все стороны жизни. Опирается на образование, культуру, историю, государство, этнос. Обеспечение поддержки патриотического воспитания в ДНР, возможно так-же посредством внеурочной деятельности в процессе изучения истории.
Формы внеклассной работы по истории могут быть различны:
Массовые;
Групповые;
Индивидуальные.
Одной из массовых форм которые я использую являются экскурсии по историческим местам с целью приобщения молодёжи к исследовательской, поисковой, экспериментальной, музейной деятельности и, как результат, дети участвовали в Республиканской научно-практической конференции учащейся молодёжи «Экономика Донбасса глазами молодёжи» (Иванова Полина, Ляшенко Богдан, Гомцян Михаил) и получили сертификаты.
Заняли призовое место в районе по написанию и защите работы МАН «Механизмы правоотношений в правовом государстве» (Изотов Дмитрий).
Первое место в районе заняла работа по написанию эссе «Нужны ли паспорта ДНР» Гоненко Дарьи.
Готовится принять участие в Республиканском открытом краеведческом форуме учащейся молодёжи «Родной край: вчера, сегодня, завтра» и защитить свою исследовательскую работу «Место битвы на реке Калке» по секции «История Подонцовья и Северного Приазовья: древность, средневековье, Новое время» Батьковский Герман, ученик 7 класса.
Внеклассное мероприятие «День Победы проходит через моё сердце…» (напечатанное Городским методическим центром в журнале «Профи» №2 и вручён сертификат автору Дране Е.А.) так-же активизирует краеведческое движение в ученическом коллективе, поисково-исследовательскую работу по увековечиванию подвигов Защитников Отечества от немецко-фашистских захватчиков. В работу включены выступления-презентации учеников о своих предках, участниках Великой Отечественной войны. Прослеживается связь с современной обстановкой в Донбассе в стихотворениях личного сочинения учащихся и учителей школы.
Военно-патриотическое воспитание продолжается в форме участия школьников в работе дискуссионного клуба «Полемика». Предоставляется приобретение опыта политических дискуссий. Утверждение в сознании личности своей значимости как гражданина для государства, формирование мировоззрения.
Издание стенной газеты «Любить Родину- значит быть ей полезным» где учащиеся отвечают на вопрос «Что значит быть патриотом?» и «Что значит любить Родину». Дёминов Никита ответил на эти вопросы своим стихотворением:
«А что такое патриот?»-
Спросил дома ребёнок однажды
«Когда любишь родной ты народ!»
Отвечал ему папа важно
Когда дорог свой город в Отчизне
И ты можешь отдать за него,
Очень многое в своей жизни
И не можешь жить без него.
Когда любишь поле в селе,
Выйдешь утром на него рано
И тихонько пройдёшь по ниве,
Это будет совсем не странно,
Если сердце забьётся в груди
И зажжётся пламенем алым.
Это чувство ты береги
Даже в памяти своей малой
И когда ты поможешь Отчизне своей
Тебе скажет спасибо, живущий народ,
И Отчизна твоя возрастёт, процветёт,
И ты гордо скажешь: «Я- патриот».
Интервью 6-А класса
«Что значит любить Родину?»
Я думаю, что любовь к Родине, родному краю, проявляется в стремлении быть полезным людям. Нужно определить, какую посильную помощь каждый из нас может принести посёлку, городу, школе. Принимать участие в самоуправлении класса, в акции «Милосердие».
Шрам Олеся
Любить Родину- это значит всё о ней знать, учить историю своего края.
Анисимов Богдан
Любить Родину- это значит пополнять свои знания для будущего труда на благо Отчизны. Поэтому я выполняю добросовестно домашние задания, всё учу и стараюсь выполнять поручения точно в срок, заблаговременно, ничего не откладывая на завтра и послезавтра. Для добросовестного труда необходимы знания. Я хочу быть строителем, или спортсменом.
Красовский Олег
Любовь к родному краю- это бережное отношение к природным богатствам, зелёным насаждениям, животным, птицам. Я участвую в благоустройстве, озеленении своего двора, подъезда.
Канана Марк
Охранять природу- значит охранять Родину. Мы с ребятами нашего класса устраиваем кормушки для подкормки птиц зимой, делаем скворечники для встречи пернатых. Хотим организовать работу «Зелёного патруля».
Козорез Татьяна
Участвовать в сборе макулатуры, в благоустройстве школьного двора, хорошо себя вести и хорошо учиться. Это тоже значит быть полезным Родине, любить Родину.
Бахиров Артём
Встречи с ветеранами, с ополченцами учат нас быть стойкими, мужественными, готовыми верно служить Родине. Шенин Алексей
Интервью брал: Мирошниченко Максим
Создан музейный уголок «Ордена и медали Великой Отечественной войны в моей семье». Первая тематическая экспозиция рассказывает о хронологических местах битв, о значении заслуг перед Отечеством и о наградах жителей посёлка Шахты имени Егора Трофимовича Абакумова и включены подлинники удостоверений за участие в битвах Куликова Анатолия Егоровича. Вторая экспозиция- «Сбор значков» знакомит с городами-героями и выдающимися деятелями истории войны, культуры. Продолжается работа над третьей экспозицией «Говорят документы семейных архивов». Подготовили экскурсоводов: Красовского Олега и Андрееву Татьяну (6-А класс) для проведения мероприятий на военную тематику у музейного уголка. Музейный уголок- центр воспитательной работы, эффективная форма организации и подачи краеведческого учебного материала, база углубленного изучения истории, вовлечение учащихся в краеведческую и поисковую деятельность. Это даёт возможность изучать прошлое не только через созерцательное восприятие, но и активно участвовать в историко-краеведческой работе, развивать инициативу, общественную активность учащихся.
И всё это результаты только за текущий 2016 год.
Благодаря формированию и развитию у детей и молодёжи таких важнейших социально-значимых качеств как любовь к Отечеству, ответственность, верность традициям, стремление к сохранению и приумножению исторических и культурных ценностей, возрастут их возможности к активному участию в решении важнейших проблем общества в различных сферах его деятельности.
В лице патриотически воспитанной молодёжи современное общество приобретает ценнейший компонент созидательного потенциала, который будет определяться прежде всего её готовностью взять на себя ответственность за будущее Донецкой Народной Республики.