Туристско-краеведческая деятельность как средство воспитания гражданственностишкольников


Туристско-краеведческая деятельность как средство воспитания гражданственности школьников
Пускай изучается с детстваРодная моя сторона.Не нужен нам берег турецкий.Чужая земля не нужна.
Хоть та земля теплей,
Но Марий Эл милей.
Ты с рюкзаком пройди её скорей!
Туристско-краеведческая деятельность является одним из средств патриотического воспитания, так как ознакомление с природой родного края, народным творчеством, традициями своего народа не только развивает физические и эстетические качества детей, но и их духовно-нравственную направленность.
Воспитание патриотизма начинается с изучения родного края. Воспитать любовь к Родине, родному поселку (как начало патриотизма и первых чувств, гражданственности) – значит связывать воспитательную работу с окружающей социальной действительностью и теми ближайшими и доступными объектами, которые окружают ребенка. Огромное значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет всё его ближайшее окружение. Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через сознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.
Детский туризм, как форма активного отдыха и дополнительного образования, полезен всем детям, каждому учащемуся. Мало сказать - полезен, он необходим каждой развивающейся личности, ибо, как сказал Гёте: «Без странствий не создается ни одна индивидуальность». Поэтому за годы учебы каждому учащемуся, независимо от его склонностей, желаний, увлечений, школой должна быть дана некоторая порция туризма.
В «Красногорской средней общеобразовательной школе №2» н протяжении одного года реализовывался проект «Время отдыхать в Марий Эл! Путешествуя, изучай!». Цель этого проекта – знакомство с природными и культурными достопримечательностями Республики Марий Эл. Направления туристско-краеведческой деятельности:
- этнографический туризм
- экологический туризм
- паломничество
- природный туризм
- культурно-познавательный туризм
- забавные памятники, полюбившиеся туристам.
На своей практике убедилась, что детей интересуют предметы быта, старые вещи, связанные с жизнью и историей народа мари. Таким образом, они прикасаются к духовным ценностям народа. Особый интерес вызывают этнографические музеи под открытым небом, в которых содержатся образцы традиционной архитектуры, предметы быта и проводятся национальные праздники. При этом ребёнок может своими глазами увидеть предмет, принадлежащий к той или иной культуре и эпохе, узнать о его деловом и символическом назначении, иногда даже потрогать его и ощутить причастность к культуре своего и других народов. 
Одним из приоритетных направлений является экологическое образование. Знакомство детей с родным краем с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует  у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей  Родины. Ведь яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. Во всем мире ценятся чистый воздух, вода, продукты питания. Развивается экологический туризм. А наша республика одна из самых чистых. Будем ценить то, что имеем.
Паломнические поездки обогащают детей духовно. Мы с учениками посетили Азъяльскую церковь (Волжский район), Ежовский монастырь (Медведевский район).
Одно из основных направлений деятельности - краеведение. Именно оно является прекрасной школой воспитания гражданственности и патриотизма и не только потому, что учит любить родные места, но и дает знания о них, побуждает интересоваться историей, искусством, литературой, помогает понять неразрывную связь с историей всей страны, почувствовать привязанность к ней каждого человека, каждой семьи. Очевидно, что невозможно воспитать гражданина из школьника одними призывами и изучением родного края только по книгам. Патриотизм должен воспитываться в постоянном общении с родной природой, широком знакомстве с историей, культурой, социальными условиями жизни народа, пробуждении интереса к его прошлому. В нашей республике очень много природных памятников национального значения: Дуб Пугачёва, озеро Морской глаз, гора-крепость Карман курык, минеральный источник Зеленый ключ, самая высокая точка Марий Эл – гора Чукша.
Культурно-познавательный туризм – это путешествие с познавательными целями, которое знакомит туриста с культурными ценностями, расширяет его кругозор. Детям интересно познакомиться с экспозициями, представленными в замках, музеях, галереях нашей республики. Например, мы узнали, что юмористический музей в Козьмодемьянске – один из четырёх и единственный в России; музей очков в Йошкар-Оле – пятый в мире и единственный в России (в музее хранятся очки 13 века. Очки писателя Антона Чехова); Национальная библиотека им.С.Г.Чавайна является памятником культуры (в отделе редких книг хранится книга, изданная в 1749 году и самая маленькая книга размером 3*4). Именно в ходе экскурсий, посещений музеев происходит знакомство с историей Родины, с искусством и тем самым зарождается гордость за своё Отечество, любовь к нему и, следовательно, патриотизм.
Смех не только продлевает жизнь, но и привлекает туристов. Параллельно с серьёзными экскурсиями можно провести экскурсию по забавным скульптурам столицы.
Путешествуя по родному краю, изучая памятники истории и культуры, объекты природы обучающиеся получают более конкретные и образные представления по истории, культуре и природе своего посёлка, района, республики. Учатся понимать, как история малой Родины связана с историей России.
Туристско-краеведческая деятельность для молодого поколения – это активный досуг, возможность лучше узнать историю своего народа, своей республики. Посетив исторические места, человек проникается духом того времени и чувствует свою причастность к истории России. Именно это способствует воспитанию у детей патриотизма и любви к своей Родине.