Лекция родительского собрания Поощрение и наказание

Родительское собрание:
«Поощрение и наказание в воспитании ребенка».
Цели: 1) дать общее представление о том, как можно воспитывать детей, не прибегая к жестокости и телесным наказаниям.
2) обратить внимание родителей на неиспользуемые возможности поощрения и похвалы.
Участники: классный руководитель, родители учащихся.
Подготовка: анкетирование родителей.
Оформление: оборудование и инвентарь.
На классной доске записана тема родительского собрания и цитата: «Каждый ребенок имеет право на внимание, на ласку, на поощрение». (Е.А. Аркин)
На партах для каждого родителя приготовлены листы бумаги и ручки.
Составлено и проведено: учителем начальных классов Лысовой Т.Н. -
Ход собрания.
I. Вступительное слово классного руководителя.
- Уважаемые родители, нет никаких сомнений в том, что вы любите своих детей и желаете им добра. Но быть родителями - это радостный, но также и напряжённый труд. И, выполняя эту работу, вы не один раз заходите в тупик, испытываете сомнения, пытаясь найти самую подходящую для вас и ваших детей систему воспитания. Сегодня мы попытаемся ответить на отдельные вопросы: нужно ли наказывать детей? Когда и как это надо делать? Можно ли испортить ребенка похвалой? За что можно хвалить ребенка?

II. Индивидуальная работа родителей.
- Сейчас я попрошу Вас поделить лист бумаги на две части и написать в одной из них слова, которыми вы поощряете, хвалите своих детей, а в другой которыми ругаете. Прошу вас выполнить эту работу за три минуты. (Родители выполняют задание)
- Уважаемые родители, а теперь посмотрите, в какой графе слов оказалось больше, и сделайте для себя выводы.

III. Анализ результатов анкетирования.
Социологи сделали вывод о том, что в случае нежелательного поведения детей основными методами воспитания, применяемыми к ним родителями, являются «чтение морали» и окрик.
Как же наказывают своих детей родители нашего класса? Ответы на вопросы анкеты показали, что... (приводятся данные анкеты по вопросу «Как вы наказываете своего ребенка?»)
Конечно, воспитывать ребенка - нелегкое дело. Мифы об ангельски чистых и кротких созданиях далеко не соответствуют действительности. Дети не ангелы, но маленькие человеческие существа, и потому из всех трудных ситуаций, в которые дети нередко ставят своих родителей, нужно стараться выйти с уважением к их человеческому достоинству, без применения физических наказаний или словесных оскорблений.
Телесные наказания и битьё детей абсолютно неприемлемы. Ребенок, которого бьют, чувствует себя оскорбленным и униженным, он чувствует глубокую неприязнь к самому себе и окружающим. Его последующее поведение может быть продиктовано жаждой мести. Кроме того, его непрерывно мучает страх, что может оказаться губительным для его развития. Ребенку трудно осознать, что он подвергся телесному наказанию из-за своего неверного поведения. Для него гораздо естественнее считать, что такое наказание - это проявление гнева или нелюбви со стороны того, кто его наказал. Но нужно заметить, что словесные оскорбления - обидные замечания, грубые слова, постоянные придирки, насмешки - могут оказаться не менее унизительными и способны причинить не меньший вред, чем рукоприкладство.
Поэтому основным принципом, которым мы должны руководствоваться, должен стать следующий - наказание допустимо и оправдано, если оно логически вытекает из поступков ребенка. Оно должно быть разумным и прямо связанным с содержанием поступка, если мы действительно хотим научить ребенка, как следует себя вести.
Итак, уважаемые родители, наказание будет эффективным тогда, когда есть поощрение. Многие родители полагают, что главное внимание они должны уделять всему несовершенному, слабому, неверному в поведении своего ребенка. Такая точка зрения ошибочна. Воспитывает ребёнка не столько отрицательное (наказание), сколько положительное (поощрение) подкрепление. Существуют слова, которые поддерживают ребенка, и слова, которые разрушают его веру в себя. Слова поддержки:
зная тебя, я был уверен, что ты всё сделаешь хорошо;
у тебя есть некоторые соображения по этому поводу, готов ли ты начать...;
это серьёзный вызов, но я уверен, что ты готов к нему.
IV. Анализ результатов анкетирования.
Поощрять можно и нужно все стороны поведения ребенка. Особое внимание необходимо уделять похвале за совершённое ребенком усилие. Очень хорошо, если поощрение подчеркивает и способность ребенка к усилиям по достижению цели, и радость от достигнутого успеха.
Предлагаю вновь вернуться к ответам на вопросы анкеты и познакомиться с тем, как часто родители нашего класса хвалят своих детей и поощряют их. (Анализ ответов родителей на вопрос «Как вы поощряете своего ребенка?»)
- Как же хвалить, чтобы сохранить способность радоваться самому делу? Ответ очевиден: награждать самим этим делом, усиливая радость ребёнка от преодоления трудностей: «Ты можешь! Сегодня ты сумел подняться над собственной слабостью, ленью, пассивностью. Ты сумел, ты стал ещё сильнее, ты преодолел, ты победил!» Вот формула истинно развивающего поощрения. Необходимо подмечать любые, даже самые незначительные успехи ребенка на пути к самосовершенствованию. (Знакомство родителей с ответами детей на вопросы, «Какие слова использовали родители для поощрения и наказания?»)
V. Заключительный этап собрания.
Уважаемые родители, сейчас я прошу объединиться в группы по 6 человек для проведения заключительного этапа нашего родительского собрания. Я предлагаю вам обсудить в группах и записать советы родителям, как можно поощрять своих детей. (Через 5 минут каждая группа знакомит со своими советами).
Я благодарю вас за совместную работу и надеюсь, что наше родительское собрание оказалось для вас полезным.
VI. Решением родительского собрания является памятка с советами родителям о том, как можно поощрять детей, разработанная в ходе собрания.








Литература:
Н.А. Алексеева «Калейдоскоп родительских собраний» Москва, 2001 г.




Анкета «Поощрение и наказание»
1. Хорошо ли вы знаете своего ребёнка?
а) Да
б) Не очень
в) Плохо
2. Много ли внимания вы уделяете воспитанию своего ребёнка?
а) Круглые сутки
б) 5-6 часов в сутки
в) 1-2 часа в сутки
3. Часто ли вы хвалите своего ребёнка за его успехи?
а) Всегда
б) Иногда
в) Никогда
4. Как вы поощряете своего ребёнка?
а) Радуетесь вместе с ним его успехам
б) Просто хвалите
в) Покупаете дорогие вещи, игрушки
5. Как вы наказываете своего ребёнка?
а) Делаете вид, что вы огорчены, и не разговариваете с ним
б) Не разрешаете смотреть телевизор, играть в компьютер
в) Применяете физическую силу, не разрешаете гулять


15