Сценарий родительского собрания по теме Поощрение и наказание


Родительское собрание в 3 классе МБОУ г. Иркутска СОШ № 45
Тема: «Наказание и поощрение»
Разработано : учитель начальных классов Котовщикова Юлия Александровна
Подготовительный этап:
Приглашение родителей.
Приглашение психолога.
Анкетирование родителей.
Подготовка плакатов:

Лаской почти всегда добьешься больше,
чем грубой силой.

Когда ребёнок лжет, то один презрительный взгляд –
уже достаточное и самое целесообразное наказание.


Сделайте так, чтобы наказание за проступок было не вне,
а внутри виновного, - и вы дойдете до идеала нравственного воспитания.



Взыскивать с детей за проступки, которые они не совершали,
или хотя бы строго нaказать их за мелкие провинности - значит лишиться
всякого их доверия и увaжения.



Побои и брань подобны опию:
чувствительность к ним быстро притупляется,
и дозы приходится удваивать


5. Подготовка книжной выставки.

6. Проведение с детьми методики «Радости и огорчения».
Цель - выяснить ценностные ориентиры ребенка.
Предлагается продолжить предложение:
Больше всего я радуюсь, когда
Больше всего я огорчаюсь, когда

Ход собрания

Вступительное слово учителя (чтение стихотворения «Родительское собрание на лесной полянке» О.В.Гребневой)
Как-то осенью по лесу прокатилася молва:
На полянке ровно в восемь собирает всех Сова.
Побросав дела и деток, не закончив сбор грибов,
Кто пошел, кто полетел на тревожный этот зов.
- Ты не ведаешь, кума, чем встревожена Сова?
Может, твой Лисёнок снова в школе мучает Косого?
- Ой, не говори, Енот, он и дома сущий черт.
- Волк, дружище, твой сынок не срывал Сове урок?
- Я не знаю, может быть, он ведь так умеет выть.
- А скажи-ка мне, Медведь, твой сынок ведь любит петь?
Может он Сове терпенье, испытал «прекрасным» пеньем?
- Не могу сказать, соседка, я Мишутку вижу редко.


Нацепив очки на нос, задала Сова вопрос:
- Поднимите, звери, лапы, кто не бил детишек, папы?
Зашумела тут толпа:
- Что за глупости, Сова!
Я Лисёнка лишь вчера долго за уши драла.
- Про медведей говорят: он на ухо туговат.
Я за шалости сыночка «приласкаю» лишь пруточком.
Папа – заяц на пеньке, хрумкая морковку,
Важно с пафосом изрёк:
- Я же против порки!
Я косых своих детей лапою не трону,
По дороге каждый день им внушаю строго:
Не ходите «на ушах», не грызите двери,
И хвосты своих друзей вы не суйте в щели.
Протрещала тут Сорока:
- Я в беде не одинока.
Моим детям каждый день все уроки слушать лень.
Коль трещат они помногу – я ремень беру в подмогу.
Зашумела вновь толпа, кто был «против», кто был «за».
Долго не могла Сова донести до них слова:
- Я прошу вас, звери – мамы, а в особенности папы,
Прекратить в своей семье воспитанье «на ремне».
Ваши дети так привыкли к выволочкам за проступки,
Что от нас, учителей, ждут таких же вот вещей.
- Как не бить! – сказал Енот
- Да, да, да! – тут вторил Крот.
- Ну а мне, - всплакнула Белка, -
Делать что с моей пострелкой?
Как накрасится румяно, подведёт себе глаза,
И порхает по поляне, где танцует до утра.
Тут родительские страсти накалились до красна.
Не в Совиной было власти перекрыть их голоса
Нерешенная проблема о битье и небитье
Стать должна несовременной
Если мир царит в семье.

Сегодня мы поговорим: надо ли наказывать детей?
Наказание - это самая крайняя мера, которая применяется по отношению к детям только в тех случаях,
когда все остальные способы для установления дисциплины оказались недейственными. Конечно, наказание наказанию рознь.
Обсуждение вопроса: можно ли наказывать ребенка?
В некоторых ситуациях, как ни жаль, приходится. Но чем реже вы это будете делать, тем эффективнее результат. Чтобы ребенок не оказывался слишком часто в положении провинившегося, надо предъявлять ему требования, для него посильные. Не требуйте от ребенка, чтобы он долго занимался одним и тем же делом, а тем более спокойно сидел или стоял. Чем меньше «нельзя», окриков, одергиваний без нужды, тем послушнее дети.
Но если ребенок действительно провинился, как его наказать? Белинский говорил: надо так воспитывать ребенка, чтобы один суровый взгляд обычно ласковой матери уже становился для него тяжелым наказанием. Будет прекрасно, если вам не потребуется других мер воздействия.
Допустим, однако, что одного взгляда мало. Вы можете сказать: «Ты нехорошо сделал, мне неприятно, не хочется с тобой разговаривать!» - и некоторое время не говорить с ребенком. За порванную книжку, нарочно разбитую чашку иногда на несколько дней лишают его книг или взамен разбитой чашки дают менее красивую кружку. Можно отменить также какое-то предполагавшееся развлечение.
Но никогда не следует применять наказания, причиняющие ущерб здоровью, например, лишать ребенка прогулки. Тем более недопустимы физические наказания, даже если это безобидный, с вашей точки зрения, шлепок, подзатыльник.

Родителям следует считать себя ответственными за воспитание дисциплинированности у своего ребенка. Если он чувствует искренность в требованиях родителей, то скорее понимает разумность их просьбы. Некоторые мамы и папы теряются, не знают, как поступить, чтобы заставить ребенка вести себя хорошо. Обычно такие родители начинают угрожать, кричать на него, даже давать подзатыльники. Не убедив ребенка в его вине, эти мамы и папы своими словами и действиями в какой-то степени подталкивают его к дальнейшему плохому поведению. Наказание для большинства детей не является причиной, удерживающей ребенка от плохого поведения. Даже в тех случаях, когда наказание вынуждено, когда исчерпаны многие способы, то и тогда оно не приносит желаемой пользы.

II. Выступление психолога.
Несколько советов психологов
«Как прожить хотя бы один день без нервотрепки, поучений, взаимных обид?»
Будите ребенка спокойно: проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте его с утра, не дергайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если «вчера предупреждали».
Не торопите, yмение рассчитать время - ваша задача, и если это вам плохо удается, то вины ребенка в этом нет.
Не отправляйте ребенка в школу без завтрака: до школьного завтрака ему придется много поработать.
Не прощайтесь, предупреждая и направляя: «смотри не балyйся», «веди себя хорошо», «чтобы сегодня не было плохих отметок и т.п.
Пожелайте ему удачи, подбодрите, впереди трудный день.
Забудьте фразу: «Что ты сегодня получил?»
Встречайте ребенка после школы спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте расслабиться (вспомните, как вы сами чувствуете себя после тяжелого рабочего дня, многочасового общения с людьми). Если же ребенок чересчур возбужден, если жаждет поделиться чем-то, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте, это не займет много времени.
6. Если видите, что ребенок огорчен, но молчит, не допытывайтесь, пусть успокоится, тогда и расскажет все сам.

7. Выслушав замечание учителя, не торопитесь устраивать взбучку и постарайтесь, чтобы ваш разговор с учителем происходил без ребенка.
8. После школы не торопите садиться за уроки, необходимо два-три часа отдыха (а в первом классе хорошо бы часа полтора поспать) для восстановления сил. Лучшее время для приготовления уроков - с 15 до 17 часов. Занятия вечерами бесполезны, завтра придется все начать сначала.
9. Не заставляйте делать все уроки в один, присест, после 15-20 минут занятий необходимы 10-15 минутные переменки.
10. Во время приготовления уроков не сидите «над душой», дайте возможность ребенку работать самому, но, уж если нужна ваша помощь, наберитесь терпения. Спокойный тон, поддержка («не волнуйся, все получится», «я тебе помогу»), похвала (даже если не очень получается) необходимы. Не акцентируйте внимание на оценках.
11. В общении с ребенком старайтесь избегать условий: «Если ты сделаешь, то ... » Порой условия становятся невыполнимыми вне зависимости от ребенка, и вы можете оказаться в очень сложной ситуации.
12. Найдите (постарайтесь найти) в течение дня хотя бы полчаса, когда вы будете принадлежать только ребенку, не отвлекаясь на домашние заботы, телевизор, общение с другими членами семьи. В этот момент важнее всего его дела, заботы, радости и неудачи.
13. Выбирайте единую тактику общения всех взрослых в семье с ребенком, свои разногласия по поводу педагогической тактики решайте без него. Если что-то не получается, посоветуйтесь с учителем, врачом, психологом, не считайте лишней литературу для родителей, там вы найдете много полезного.
14. Будьте внимательны к жалобам ребенка на головную боль, усталость, плохое состояние. Чаще всего это объективные показатели утомления, трудности учебы.
15. Учтите, что даже «совсем большие» дети (мы часто говорим «Ты уже большой» 7-8 летнему ребенку) очень любят сказку перед сном, песенку и ласковое поглаживание. Все это успокаивает их, помогает снять напряжение, накопившееся за день, и спокойно уснуть. Старайтесь не вспоминать перед сном неприятностей, не выяснять отношений не обсуждать завтрашнюю контрольную и т.п.
Завтра новый день, и мы должны сделать все, чтобы он был спокойным, добрым и радостным.

III.Анализ анкет о наказании и поощрении и обсуждение вопроса:
как поощрять ребенка?
Хорошо, если словесная похвала будет для него так же много значить, как и суровый взгляд. Если ваш ребенок обычно ест неаккуратно, а сегодня очень старается, похвалите его, скажите:
- Молодец! Умница!
Хвалить, так же, как и бранить, не надо без особого к тому повода. Поощряйте за то, что ребенок действительно сделал с усилием, для чего трудился.
- Вот как ты хорошо сегодня сам убрал свои игрушки, сложил одежду! Теперь у меня есть время рассказать тебе сказку (или показать кукольный театр, пойти в лес, зоопарк).
Все это хорошая форма поощрения. Но всякий раз обдумайте ваше обещание и давайте его только в том случае, если действительно сможете выполнить его.
Очень хотелось бы исключить из семейного обихода самый распространенный метод поощрения - конфеткой, шоколадкой. Дети любят вкусно поесть, и надо стараться кормить их разнообразно, не отказывая и в лакомствах. Но создавать из еды культ, воспитывать чрезмерный интерес к ней не стоит. Да и слишком много сладкого в рационе ребенка вредно. Конечно, купить конфетку проще, чем заняться с ребенком. Проще, но далеко не лучше!
И еще одно правило - поощрение должно следовать за хорошим поступком, а не обещаться заранее: «Сделай то-то, а за это получишь то-то». Ребенок должен учиться получать удовлетворение от самого труда, действия, достижения цели, а не стараться ради награды. Ведь в жизни не за каждым добрым делом следует (и не должна следовать!) награда, и не надо приучать ребенка всегда ожидать ее.
В процессе воспитания ребенка очень важно то чувство, которое испытывают родители к своим детям и каждый ребенок по отношению к матери и отцу. Это две стороны одной медали. Способы наказания, если о них вообще стоит говорить, на мой взгляд, весьма несущественные детали. Главное - это любовь мамы и папы к своему ребенку, их преданность ему, желание ему только добра и счастья.
Ребенок, окруженный разумной родительской любовью, растет чаще всего дружелюбным, приветливым по отношению ко всему окружающему миру.