Конспект урока русского языка в 4 классе по системе Л.В.Занкова Простое и сложное предложение


Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Вейделевская средняя общеобразовательная школа
Вейделевского района Белгородской области»
Урок
русского языка в 4 классе
по системе Л. В Занкова
«Простое и сложное предложение»
Подготовила
Дугина Валентина Михайловна
учитель начальных классов
МОУ «Вейделевская средняя общеобразовательная школа
Вейделевского района Белгородской области»
2015г.
Конспект урока русского языка, проведённого в 4 классе (система Л.В.Занкова, УМК: Полякова А.В. Русский язык: Учебник для 4 кл. М.: Просвещение.)Учитель: Дугина Валентина Михайловна
МОУ «Вейделевская средняя общеобразовательная школа Вейделевского района Белгородской области»
Тема « Простое и сложное предложения»
Цели: - создать условия для актуализации теоретических знаний учащихся о сложных предложениях; совершенствовать умение пользоваться пунктуацией при записи сложных предложений, умение работать в парах;
- совершенствовать навыки контроля и самоконтроля;
-содействовать развитию орфографической зоркости, логического мышления, речи; способствовать повышению интеллекта; воспитанию любви к русскому языку, к родной природе.
Оборудование:
карточки с тестовыми заданиями, портрет Пришвина, текст «Берёзы».
Ход урока.
Организационный момент.
Мы школьники прилежные,
Послушны и дружны.
Мы знаем: Вейделевской школе
Лентяи не нужны!
- Вспомним правила поведения на уроке.
Парта – это не кровать,
И нельзя на ней лежать.
На уроке не болтай,
Как заморский попугай!
II Актуализация знаний.- А теперь приступим к работе. К доске пойдут работать по карточкам …….. (работа по карточкам у доски)
-На местах будут работать по карточкам …….
3. Тестирование.
- Пока ребята работают по карточкам , мы с вами проведем тестирование.
1.Предложение – это слово или несколько слов…
П – связанные по смыслу
У – стоящие рядом
2. Грамматическая основа предложения – это…
С – определение
Р – подлежащее и сказуемое
А – второстепенные члены предложения
3. Предложение, в котором две или более грамматические основы, называется предложением…
Д – с однородными членами
М – бессоюзным
И – сложным
4. Если части сложного предложения соединены союзами, то оно называется…
Ш – союзным
Г – бессоюзным
5. В сложном бессоюзном предложении связь между словами осуществляется…
Б – с помощью союза
В – по смыслу
С – без союза
6. Несколько предложений, связанные по смыслу, это …
О – рассказ
И – текст
7.Тема « Простое и сложное предложение» изучается в разделе…
Н – синтаксис
Д – Орфография
Е – лексика
Пришвин.
Рассказ о Пришвине (готовят дети).
Родился Михаил Михайлович в селе Хрущево-Лёвшино Орловской губернии в купеческой семье. Первое образование в биографии Михаила Пришвина было получено в деревенской школе. Затем же он стал обучаться в Елецкой гимназии.
С 1900 по 1902 год в биографии М. Пришвина проходило обучение в университете Лейпцига. Там он получал специальность агронома. Вернувшись на родину, женился, стал воспитывать троих детей. А в 1906 году стал писать.
Он стал бродить по лесам, много путешествовать, собирать фольклор. В 1906 году в биографии Михаила Пришвина впервые был опубликован его рассказ – «Сашок». Затем вышли его книги с очерками: «В краю непуганых птиц» (1907), «За волшебным колобком» (1908), «У стен града невидимого» (1908). С 1912 по 1914 год вышло первое собрание сочинений писателя. Следующими книгами Пришвина были: «Календарь природы» (1935), «Кащеева цепь», «Дорогие звери», повесть «Жень-шень» и многие другие.
4. Проверим , как справились ребята у доски.
5. Минутка чистописания.
I. Чистописание.
– Запишите в тетрадях: Жж Шш жж шш.
Решить, смешить, положить, спешить.
– Что объединяет эти слова? (Написание с -жи-, -ши-; все слова – глаголы.)
– Спишите пословицу, в которой встречаются буквосочетания жи, ши.
Жить – Родине служить.
– Объясните смысл пословицы.
– Какие еще пословицы о Родине вы знаете?
Сообщение целей и задач урока.
-Какой общей темой объединены все вопросы тестовой работы? (предложение)
- Какие виды предложений сейчас изучаем? (Простое и сложное)
-Над какой же темой будем работать на этом уроке? (Простое и сложное предложение)
Игра «Отгадай-ка» Словарная работа
На коре какого дерева писали в старину на Руси? (берёза)
Какая маленькая серая птичка никогда не улетает на юг? (воробей)
Какая голубая ягода растёт в лесу? (голубика)
Какая птичка на свете самая маленькая? (колибри)
У какого дерева хвоя осенью опадает, как листочки? (лиственница)
Листья какого растения останавливают кровь? (подорожник)
Из какого колючего кустарника человек вывел самый красивый цветок на Земле – розу? (шиповник)
Какой овощ стали выращивать в России по приказу Петра Великого? (картофель)
Какое морское животное учёные считают самым умным? (дельфин)
У какого растения большие листья сворачиваются в кочан? (капуста)
- Распределите эти имена существительные по группам. (По родам или одуш., неодуш. им. сущ.)
Проверка.
ж.р. м.р.
берёза воробей
голубика подорожник
колибри шиповник
лиственница картофель
капуста дельфин
лимон
Работа по теме урока.
Составление сложных предложений со словарными словами.
-Составьте сложные предложения из двух простых. Подчеркните основу.
Дельфины удивляют нас своим мастерством.
Лиственница сбрасывает свои хвоинки осенью.
Шиповник радует нас своими полезными плодами.
Маленькая колибри пленяет своей красотой.
Мы его с удовольствием употребляем в пищу.
Картофель в Россию был завезён Петром Первым.
Проверка.
Дельфины удивляют нас своим мастерством, а маленькая колибри пленяет своей красотой.
Лиственница сбрасывает свои хвоинки осенью, а шиповник радует нас своими полезными плодами.
Картофель в Россию был завезён Петром Первым, и мы его с удовольствием употребляем в пищу.
Физкультминутка.
Комплексный анализ текста.
Для исследования у вас на партах лежит текст. Прочитайте его. О чем этот текст? Какой это текст по стилю речи?
Работа в учебнике.
- Выпишите предложения с однородными сказуемыми. (упр.374)
Проверка.
Теперь ель обогнала берёзу и стоит рядом с ней вершина к вершине.
Я сижу под ёлкой на середине лесной поляны и слушаю шелест листьев берёзы.
411480011684000Вот заяц вышел из густых ёлок и остановился.
Он встал на задние лапки, огляделся.
Творческая работа
- Составить текст о красоте родной природы.
Итог урока. Рефлексия. 5
Давайте подведём итог
Каким же был для вас урок?
1.Урок полезен, все понятно.
2.Лишь кое-что чуть-чуть не ясно.
3.Еще придется потрудиться.
4.Да, трудно все-таки учиться!
-Закончить урок хочется словами М.М. Пришвина
«Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять – их надо открывать и показывать.
Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы.
Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».

Домашнее задание.
Составить текст на тему «Мой самый счастливый день в году», употребив в нём простое и сложное предложения.
Используемая литература.
1. Волина В.В. «Весёлая грамматика». – М.: Знание, 2001г.
2.Волина В.В. «Занимательное азбуковедение». – Москва «Просвещение», 1994 г.
3. Фролова Л.А. Русский язык. Тесты. 4 класс. – Изд-во АСТ-Астрель. Москва, 2003 г.
4.Фефилова Е.П., Дмитриева О.И. Поурочные разработки по русскому языку. – Москва. Изд-во ВАКО,2009 г.
5. Приглашаем на урок 2 класс. Изд-во «Учитель». Волгоград. 2009 г.