«Межличностные отношения между преподавателем, учеником и родителями» «Помощь родителям в музыкальном воспитании детей» «Детские конкурсы. Их плюсы и минусы»


25 февраля 2015 года проведён методический доклад на тему:
«Межличностные отношения между преподавателем, учеником и родителями»
«Помощь родителям в музыкальном воспитании детей»
«Детские конкурсы. Их плюсы и минусы»
Из педагогического опыта преподавателя высшей категории Палкина Г.В.
«Межличностные отношения между преподавателем, учеником и родителями»
Как только в класс педагога поступает новый ученик, начинаются взаимоотношения между учителем и учеником, которые определят в будущем успехи и результаты их совместной работы. Взаимоотношения должны строиться на доверии и взаимопонимании. Педагог должен распознать в ученике не только его пианистические возможности, но и его психофизические особенности.
Педагог не может не считаться с влечением ученика к различным областям знаний. Например: к литературе, истории, которые, кстати, могут смыкаться с его музыкальными интересами. Интерес к живописи, театру, кино и к другим сферам культуры расширяют общий и музыкальный кругозор ученика. Кроме того кто-то занимается спортом, кто-то посещает танцевальный или акробатический коллектив. Педагог должен об этом знать и учитывать это при составлении расписания занятий.
Главное в составлении программы – учитывать музыкальные способности ученика и его исполнительские возможности.
Исходя из этого педагог развивает ученика в профессиональном или в плане общего музыкального развития, то есть работает по общеразвивающей программе.Весьма поучительны в этом отношении меткие рекомендации Александра Борисовича Гольденвейзера:
«Надо работать по-разному с теми учениками, которые имеют основание избрать музыку профессией, и с теми, из кого музыканта-профессионала получится не может. Между тем обычно педагоги занимаются одинаково со всеми, стараясь систематически прививать пианистические навыки тем, кому гораздо важнее было бы получение более элементарных навыков, развитие слуховых и общемузыкальных данных, знакомства с музыкальной литературой.»Взято из бесед А.Б. Гольденвейзера «О музыкальном воспитании и обучении детей».
«Помощь родителям в музыкальном воспитании детей»
Роль родителей.
Важным документом в работе с учеником является дневник, где фиксируется всё, что связано непосредственно с классной и домашней работой ученика, его успехи и недоработки.
На родителей возлагается, прежде всего, контроль за посещаемостью занятий, организацией домашнего режима ребёнка. Педагог должен знать, какие мотивы побудили родителей отправить своего ребёнка учиться в музыкальной школе.
Есть родители, которые исходят из того, чтобы ребёнок был чем-то загружен и не бегал бесцельно по улице. Есть родители, которые полагают, что занятия музыкой более лёгкое дело, чем осваивать математику в общеобразовательной школе. Плохи дела в математике – пусть ребёнок станет музыкантом.
Конечно, можно понять родителей, когда они считают своих детей самыми талантливыми и прочат им профессиональную карьеру. Педагог тактично и деликатно должен уметь объяснить родителям реальные возможности, способности их ребёнка, пути его музыкального развития.
В практической работе педагог часто сталкивается с примерами, когда ученик с хорошими музыкальными данными, но без усердного труда не реализует их и не достигает необходимого профессионального уровня.
И, наоборот, ученик с данными менее яркими, но при огромном желании и большом трудолюбии, ответственности добивается замечательных результатов.
Я против вмешательства родителей в музыкальный процесс, хотя в последнее время встречаются некоторые методисты, которые пропагандируют такое вмешательство, возлагая на родителей то, что должен делать педагог.
Приведу несколько примеров.
Когда родитель не музыкант, то ученик просто не знает, кого слушать. Ведь чаще всего мама для него – авторитет.
Много лет назад училась у меня в первом классе девочка. На одном из уроков она мне заявляет: «Мама говорит мне, что надо так играть, а вы говорите иначе. Что вы меня трепаете?» Эти слова ученицы мне надолго запомнились.
Будучи концертмейстером в классе вокала, наблюдал такую картину: «мне мама сказала петь такую песню», «мне мама сказала петь в этой тональности». Каждый педагог может, наверное, вспомнить такие ситуации.
Роль педагога в работе с учеником главенствующая. Педагог отвечает за качественную подготовку своих учеников, за их технический уровень, за освоение программы.
От педагога зависит, полюбит ли ученик музыку, разовьёт ли свой музыкальный вкус, станет ли гармонически развитой личностью.
Считаю, что родители должны отвечать за воспитание своих детей, за их поведение, за отношение к труду, к занятиям в ДМШ, контролировать посещаемость занятий. Родители должны воспитывать в своих детях ответственность за порученное дело.
«Детские конкурсы. Их плюсы и минусы»
До сих пор идут жаркие споры среди преподавателей – учавствовать или нет ученикам в различных конкурсах.
Исполнительские конкурсы играют видную роль в деле выявления молодых талантов. Этот факт мы должны принять к сведению – вне зависимости от того, нравится он нам или нет.
Теперь о разных мнениях по поводу участия в них.
Сторонники считают, что конкурсы приносят реальную пользу, заключающую и в общественном признании победителей, и в возможности сравнивать творческие достижения.
Противники указывают на чрезмерную нервную нагрузку, которую испытывают участники конкурсов, на известную необъективность (пожалуй, по вине жюри).
При этом обе стороны, несомненно, правы: природа конкурсов, действительно, противоречива, они объективно имеют и свои преимущества, и свои недостатки.
Возможность участия в детском конкурсе должна являться сильнейшим стимулятором для упорной работы на инструменте, в необходимости которой детей не всегда легко убедить.
Участие в конкурсе ставит перед детьми конкретную цель, близкую их пониманию: померяться силами с другими в дружеском состязании. И именно так по большей части воспринимают конкурсы неиспорченные дети.
Если они относятся к ним иначе, то причину следует искать опять-таки в ошибочной позиции преподавателя, либо (ещё чаще) некоторых родителей. Наверное, все мы встречались с такими ситуациями.
Конкурсы для детей в общем чрезвычайно полезны. Они помогают открывать таланты, являются поучительной практической школой для преподавателей, развивают стремление детей к соревнованию, расширяют репертуар детей, укрепляют их нервную выносливость.
Наиболее частые ошибки, от которых хочется предостеречь, следующие:
Конкурсы не должны являться самоцелью, нужно видеть в них лишь средство к дальнейшему развитию, но никак не смысл всей работы.