Рабочая программа к УМК Deutsch.Schritte 5 — Немецкий язык. шаги 5 И.Л. Бим


Рабочая программа по немецкому языку
9 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа к учебному курсу «Deutsch Schritte 5» - «Немецкий язык. Шаги 5» по немецкому языку для 9 класса И.Л. Бим, Л.М. Санниковой, Ф.С. Картовой разработана на основе Примерной программы основного общего образования по немецкому языку (авт.-сост.: Трошина Л.М., Кошлакова Е.В.; М.: Глобус, 2008) и с учетом Федерального компонента государственного стандарта общего образования в общеобразовательных учреждениях. Примерная программа для общеобразовательного учреждения имеет гриф «Допущено Министерством образования и науки РФ».
Общая характеристика учебного предмета
Немецкий язык входит в образовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общения, без которого невозможно существование и развитие человеческого общества. Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации (использование новых информационных технологий) требуют повышения коммуникативной компетенции школьников, совершенствования их филологической подготовки. Все это повышает статус предмета «иностранный язык» как общеобразовательной учебной дисциплины.
Основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка. Иностранный язык, как учебный предмет характеризуется:
- межпредметностью (содержанием речи на иностранном языке могут быть сведения из разных областей знания, например, литературы, искусства, истории, географии, математики и др.);
- многоуровневостью (с одной стороны необходимо овладение различными языковыми средствами, соотносящимися с аспектами языка: лексическим, грамматическим, фонетическим, с другой – умениями в четырех видах речевой деятельности);
- полифункциональностью (может выступать как цель обучения и как средство приобретения сведений в самых различных областях знания).
Являясь существенным элементом культуры народа – носителя данного языка и средством передачи ее другим, иностранный язык способствует формированию у школьников целостной картины мира. Владение иностранным языком повышает уровень гуманитарного образования школьников, способствует формированию личности и ее социальной адаптации к условиям постоянно меняющегося поликультурного, полиязычного мира. Иностранный язык расширяет лингвистический кругозор учащихся, способствует формированию культуры общения, содействует общему речевому развитию учащихся.
В соответствии с базисным учебным планом, учебный предмет немецкий язык как обязательный представлен из расчета 3 часов в неделю (102 часа в год).
Цели и задачи изучения предмета
На данном этапе выдвигается коммуникативная цель обучения, то есть обучение иноязычному общению – непосредственному (устно-речевому) и опосредованному (через книгу) – в единстве всех функций:
- познавательной (ученик должен научиться сообщать и запрашивать информацию, извлекать, перерабатывать и усваивать ее при чтении (аудировании),
- регулятивной (ученик должен научиться выражать просьбу, совет, побуждать к речевым и неречевым действиям, понимать и реагировать на аналогичные речевые действия, обращенные к нему),
- ценностно-ориентационной (ученик должен уметь выражать мнение или оценку, формировать взгляды, убеждения, понять мнение другого),
- этикетной (ученик должен уметь вступать в речевой контакт, оформлять свое высказывание и реагировать на чужое в соответствии с нормами речевого этикета, принятыми в странах изучаемого языка).
Развитие всех этих функций средствами иностранного языка имеет огромный образовательный, воспитательный и развивающий потенциал. Воспитательные, образовательные и развивающие цели включены в коммуникативную цель, делают ее по своей сути интегрированной.
Концепция, заложенная в содержании учебного материала
Иностранный язык стал в полной мере осознаваться как средство общения, средство взаимопонимания и взаимодействия людей, средство приобщения к иной национальной культуре и как важное средство для развития интеллектуальных способностей школьников, их общеобразовательного потенциала. Стало ясным значение практического владения иностранным языком для общеречевого развития школьников, для развития культуры общения.
Актуальность овладения школьниками немецким языком объясняется традиционными культурными и экономическими связями России и Германии, удельным весом и значимостью немецкого языка в Европе и, наконец, большим вкладом немецкоязычных народов в развитие мировой культуры.
В концепции базового курса обучения немецкому языку предусмотрено пять уровней коммуникативной компетенции, из которых только три первых могут быть соотнесены с овладением иностранным языком в рамках базового курса, а именно: уровень начинающего (1-й уровень), уровень элементарной коммуникативной компетенции (2-й уровень) и уровень продвинутой коммуникативной компетенции (3-й уровень). Из них лишь 2-й и 3-й уровни позволяют реально, практически пользоваться иностранным языком: на уровне элементарной коммуникативной компетенции – добиваться взаимопонимания с носителем немецкого языка в самых распространенных стандартных ситуациях устно-речевого общения и извлекать информацию из облегченного устного и письменного текста, а на уровне продвинутой коммуникативной компетенции – осуществлять общение в относительно естественных условиях, а именно: уметь объясниться с носителем языка в различных ситуациях общения, и не только в стандартных, уметь извлечь информацию из несложных аутентичных текстов разных видов и жанров.
В рамках базового курса не все учащиеся могут добиться уровня продвинутой коммуникативной компетенции во всех видах речевой деятельности, поэтому в концепции базового курса обучения немецкому языку допускается асимметрия в уровне развития целевых умений: учащийся, как минимум, должен достичь элементарной коммуникативной компетенции в говорении, аудировании и письме и продвинутой коммуникативной компетенции в чтении.
Таким образом, планируемые результаты обучения немецкому языку к концу базового курса могут быть заданы с помощью схемы, приведенной ниже. На ней базовый уровень коммуникативной компетенции представлен блоком справа. Достижение его возможно лишь при условии создания у учащихся указанных слева предпосылок (смотрите снизу вверх.)
Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с примерной программой
Отличительной особенностью является то, что в примерной программе к изучению каждого раздела даются резервные уроки, которыми учитель может располагать по своему усмотрению, и они, так и обозначены «Резервные уроки», в данной же программе нет понятия «Резервный урок», а эти уроки направлены в основном на повторение и закрепление грамматического материала, т.к. этому разделу нужно уделять больше внимания, потому что не зная грамматических правил, учащийся будет допускать большое количество ошибок в речи и при письме.
Еще одной отличительной особенностью является корректировка названия тем и корректировка часов, выделенных на данные темы, с той целью, чтобы увеличить количество часов на темы, требующие большего внимания.
Сроки реализации данной программы
Настоящая программа разработана на 2015-2016 учебный год.
Формы, методы, технологии обучения
Формы организации учебной деятельности различны: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная, форум-работа. Важное место занимает проектная деятельность, позволяющая учащимся применить изученное в условиях, приближенным к реальности. Очень эффективно применение таких методов, как проектная деятельность, ролевая игра, решение проблемной ситуации, пресс-конференции и т.д. Очень важно использовать на уроке немецкого языка современные технологии. Можно выделить следующие положения использования новых информационных технологий:
Использование мультимедийных технологий в обучении иностранным языкам призвано значительно повысить эффективность преподавания, основной целью которого является совершенствование навыков повседневного и профессионального общения (как непосредственно с носителем языка, так и опосредованного через телевидение, прессу, Интернет).
Средства новых информационных технологий выступают в качестве инструмента образования и воспитания учащихся, развития их коммуникативных, когнитивных, творческих способностей и информационной культуры.
Использование мультимедийных средств обучения дает возможность при отсутствии естественной языковой среды создать условия, максимально приближенные к реально-речевому общению на иностранном языке.
Общеучебные навыки и способы деятельности
Сюда входят: работа с книгой, учебником, справочником, словарями, применение перевода, умение цитировать, делать выписки, развитие компенсаторных умений (например, использовать перифраз).
Виды деятельности учащихся
При планировании и организации учебного процесса учителю необходимо предусмотреть развитие различных видов речевой деятельности: умения воспринимать и понимать иностранную речь (умение слушать), и печатное слово (умение читать), грамотно передавать в устной и письменной речи собственные мысли, учитывая условия общения (умение говорить и писать).
Используемые формы, способы (методы) и средства проверки и оценки результатов обучения по данной программе
Главным объектом контроля являются речевые умения учащихся в аудировании, чтении, говорении (в монологической и диалогической формах) и письме на немецком языке. Контроль уровня обученности учащихся проводится в форме контрольных работ, тестовых заданий, защиты проектов, высказываний по темам и т.д.
Учебно-методический комплект состоит из:
- учебника с книгой для чтения и немецко-русским словарем (Учеб. Нем.яз. для 9 кл. общеобразоват. учреждений/И.Л. Бим, Л.В. Садомова. Книга для чтения/Авт.-сост. О.В. Каплина);
- книги для учителя (И.Л.Бим, Л.В Садомова);
- рабочей тетради (И.Л.Бим, Л.В Садомова);
- аудиокассет (И.Л. Бим, Л.М. Санникова, А.С. Картова, Ж.Я. Лопасова)
УМК полностью отражает содержание Примерной программы по немецкому языку для общеобразовательных учреждений, входит в Федеральный перечень учебников, учебно-методических и методических изданий, допущенных Министерством образования и науки РФ и рекомендованных комитетом администрации Косихинского района Алтайского края по образованию как наиболее часто используемый в 5-11 классах в общеобразовательных учреждениях Алтайского края.
При 9 – летней основной школе данный УМК завершает базовый курс немецкого языка. Особенностью УМК для завершающего этапа базового курса является ориентация на возможное продолжение изучения немецкого языка в полной средней школе. Данный УМК нацелен на реализацию личностно-ориентированного деятельного подхода, что означает сочетание коммуникативной направленности обучения с когнетивной как в сознательном функционально-ориентированном овладении системой изучаемого языка, так и в системном овладении иноязычным общением.
К учебно-методическому комплекту «Deutsch Schritte 5» - «Немецкий язык. Шаги 5» дается рабочая тетрадь с большим набором различных домашних заданий, поэтому исключен раздел «Домашнее задание». В связи с тем, что учитель располагает резервными уроками, которые планирует по своему усмотрению, то планируются сроки работы только над разделами программы.
Календарно-тематический план
дата№ раздела Всего часов (отведенных на раздел) Из них
Практические работы Контрольные диагностические материалы Оборудование Примечание
Каникулы, пока! (повторительный курс) 8 часов 1 (самостоятельная работа – 7-й урок) Каникулы и книги. Они
взаимосвязаны друг с другом! 23 часа 2 (проверочные работы – 21-й, 31-й урок) Сегодняшняя молодежь. Какие проблемы она имеет? 22 часа 1 (проект - 48-й урок) 2 (проверочная работа – 47-й урок, тест – 52-й урок) Будущее начинается уже сегодня. Как обстоят дела с выбором профессии? 23 часа 1 (проект – 71-й урок) 1 (самостоятельная работа – 69-й урок) СМИ. Действительно ли это четвертая власть? 2 (проект – 88-й урок; практикум – 91-й урок) 3 (проверочная работа – 79-й урок; тест – 96-й урок; тест – 100-й урок )Календарно-тематическое планирование (9 класс)
№ ппТема урока грамматикалексикаТребования к уровню подготовки обучающихся Вид контроля
1.
Вводный урок. Как вы провели летние каникулы? Повторение прошедшего времени Prateritum, PerfektSport treiben, sich erholen, Rad fahren, reiten, surfen,segeln, baden, sich sonnen, die Natur geniessen, fischenУметь рассказать по опорам о своих каникулах, понимать речь своих одноклассников по теме урока Контроль монологической речи, рассказ о летних каникулах
2.
Новая лексика по теме: «Где и как немецкая молодежь проводит летние каникулы?» Ade=leb wohl, in den Sommerferien, im Ferienlager, auf dem Lande, am Meer, in den Bergen, im Wald, am Fluss, in einer JugendherbergeУметь читать подписи к рисункам, составлять высказывания по теме урока Фронтальный опрос по теме урока
3.
Развитие речи по теме: «Мои летние каникулы». Изученный грамматический материал Изученный лексический материал Уметь рассказывать друг другу о проведенных каникулах, понимать речь одноклассников Контроль монологической/диалогической речи
4.
Система школьного образования в Германии. Повторение Passiv – страдательный залог Die Gesamtschule, das Gymnasium, die Realschule, die Hauptschule, die Grundschule, der Kindergarten, das SchulsystemУметь читать с полным пониманием отрывки из статей, рассказать о системе школьного образования в Германии Контроль навыков чтения с полным пониманием содержания
5.
Прошедшее время. Perfekt. Прошедшее время. PerfektУметь выполнять упражнения по грамматике, опираясь на схемы предложений Контроль орфографических и грамматических навыков
6.
Домашнее чтение: «Рай в спортивном лагере ». Das Sachbuch, die Sciencefiction-Literatur, der Lebesroman, der historische Roman, das Abenteuerbuch, spannend, der WitzУметь читать текст с полным пониманием прочитанного, выполнять задания к тексту Контроль техники чтения и перевода, задания к тексту
7.
Проверочная работа по теме: «Passiv - страдательный залог» Passiv - страдательный залог Уметь выполнять упражнения по грамматике Контроль грамматических, орфографических навыков
8.
Страноведение. Работа с картой. Bundesrepublik Deutschland, grenzen an Dativ, Berlin, Erfurt, Koln, Dusseldorf Уметь работать с картой, называть федеральные земли Германии Контроль работы с картой
9.
Развитие речи по теме: «Какие книги читают немецкие школьники во время летних каникул?» Der Bucherfreund, das Abenteuergeschichte, der Roman, das Gedicht, der Liebesroman, das SachbuchУметь рассказать какой литературный жанр предпочтителен для тебя и почему? Контроль монологической речи
10.
Предложное управление глаголов. Предложное управление глаголов Der Lesefuchs, die Leseratte, der Bucherwurm, schnuffeln, etw. Mit den Augen uberfliegenУметь составлять предложения с предложным управлением глаголов Контроль грамматических навыков
11.
Аудирование по теме: «Творчество немецких писателей Гейне, Шиллера, Гете.» Der Sinn, leuchtend, lyrisch, ausdrucksvoll, an ein Volkslied erinnern, die Sprache, einfach, die Natur personifizierenУметь воспринимать на слух произведения немецких писателей, читать, сравнивать с литературным переводом стихотворения Контроль навыков аудирования, умения сравнивать с литературным переводом
12.
Чтение «Горький шоколад» М. Преслера. Die Rede, schnuffeln, mitfuhlen, das Lesezeichen, das Taschenbuch, die Clique, Lady-Punk Читать и понимать с опорой на рисунки, сноски. Уметь работать с каталогом, его содержанием, разделами. Знать тематику каталогов для детей Контроль умения работать с каталогами
13.
Знакомство с различными жанрами немецкой литературы. Der Drehbuchautor, das Drehbuch, die Horror-Geschichte, das Sachbuch, der Liebesroman, der historische Roman, spannend, aktuell, inhaltsreich, lehrreichУметь использовать оценочную лексику при характеристике книги, ее персонажей. знать и понимать различные литературные жанры: новеллы, рассказы, романы, сказки и так далее Контроль оценочной лексики, используемой при описании книги, ее персонажей
14.
Чтение: «Типы чтецов». Das Bilderlesen, macht Spass, humorvoll, langweilig, kalt lassen, regt zum Nachdencken an Уметь рассказать по картинке для кого книга интересна, кого она оставляет равнодушным Контроль монологической речи
15.
Развитие речи по теме: «Комиксы, их смысл». Etwas Sinnvolles, anstrengend sein, der Verlag, herstellen, der Entwurf, tun, das Drucken, hassenУметь читать комиксы и трактовать их смысл с помощью вопросов Перевод комиксов, контроль монологической речи
16.
Аудирование по теме: «Анекдоты о Теодоре Фонтане, Пауле Хейзе». Уметь понимать на слух анекдоты об известных немецких писателях, переводить их и отвечать на вопросы Контроль навыков аудирования17.
Диалог по теме: «Книги, которые я читаю». Spass machen, der Lieblingsschriftsteller, das Werk, wahrheitsgetreu, realistisch, das Leben mit all seinen Wiederspruchen,wiederspiegeln, niemanden kalt lassenУметь рассказать о своих любимых книгах, о прочитанных книгах, рассказать и написать своему другу о прочитанной книге, ее персонажах Монологические высказывания с опорой на таблицу «Моя любимая книга»
18.
Домашнее чтение: «Легко и просто». Das Sachbuch, der Liebesroman, das Sujet, gleichgultig, der Witz, das AbenteuerbuchУметь выражать свое согласие или несогласие с прочитанным, высказывать свое мнение о роли книг в жизни человека Контроль техники чтения и перевода
19.
Страдательный залог настоящего времени. Страдательный залог-PassivPerfekt Passiv, Plusquamperfekt Passiv, Futurum PassivVerbrauchen, der Umfang, die Menge, gefallen, die Halfte, stammenУметь распознать страдательный залог настоящего времени, простого прошедшего и будущего времени, употреблять страдательный залог в устной речи (монолог, диалог) по теме урока Грамматические задания на употребление страдательного залога
20.
Конструкция um…zu + Infinitif. Конструкция um…zu + InfinitifGeistreich, geizig, nachgeben, bescheidenУметь понимать на слух анекдоты об известных немецких писателях Восприятие на слух текстов, контроль грамматических навыков
21.
Проверочная работа по теме: «Предложное управление глаголов» Изученный грамматический материал Изученный лексический материал Уметь выполнять задания грамматического характера, переводить предложения Контроль грамматических навыков, навыков письма
22.
Придаточные предложения цели с союзом damit. Придаточные предложения цели с союзом damit,
Инфинитивный оборот um…zu + InfinitivBewegen, sich an die Arbeit machenУметь употреблять придаточные предложения цели с союзом damit и инфинитивные обороты um…zu + Infinitiv в устной и письменной речи Задания по грамматике с придаточными цели и инфинитивными оборотами
23.
Книжный каталог как помощник в поиске нужной информации. Повторение: предлоги с дательным и винительным падежами Das Bucherregal, auf Entdeckungen gehen, entdecken, die Verwendung, schildern, die KerzeУметь высказывать свое мнение о прочитанной книге, аргументировать свою точку зрения, вести дискуссию по теме урока Дискуссия, уметь работать с книжными каталогами
24.
Роль книг в жизни человека. Уметь читать отрывок из романа Г. Фаллады с предварительно снятыми трудностями. Понимать содержание прочитанного и уметь дать анализ Чтение и понимание текста с предварительно снятыми трудностями, ответы на вопросы
25.
«Последняя книга» М. Л. Кашница. Die Quelle, die Informationsquelle, das tagliche Leben, das WichtigsteУметь выражать свое отношение к прочитанному, кратко пересказывать содержание (в форме аннотации), составлять рассказ по аналогии Контроль монологической речи (пересказ текста)
26.
О чтении на уроке немецкого языка. Die Gedanken, zum Ausdruck bringen, fur mich geht nichts uber das Lesen, geduldig, aus den Kinderhosen heraus sein, der SauglingУметь читать полилог, искать информацию в тексте, расчленять полилог на мини-диалоги; воспроизводить полилог в целом по ролям Контроль диалогической речи
27.
Самоконтроль: интересные сведения из издательств Das Nachschlagwerk, das Nachschlagbuch, die Recherhe, der Herausgeber, die Vielfalt, die EigenheitУметь работать со страноведческой информацией; иметь представление о книжных издательствах в стране изучаемого языка Устный опрос: книжные издательства Германии
28.
Творчество Гейне. Das Gemut, ziehen, grussen, die Ironie, zum Ausdruck kommen, das ProsawerkИметь представление о творчестве Генриха Гейне. Знать книжные издательства в стране изучаемого языка Тесты по страноведению
29.
Домашнее чтение: «Дневной вылет». I часть Das Reich, die Geister, der Stier, verderben, sachverstandig, die KurzarbeitУметь читать текст с полным пониманием прочитанного Чтение, перевод, ответы на вопросы, выполнение заданий к тексту
30.
Домашнее чтение: «Дневной вылет». II часть Уметь читать текст с полным пониманием прочитанного Чтение, перевод, ответы на вопросы, выполнение заданий к тексту
31.
Проверочная работа по теме: «Чтение» Изученный грамматический материал Изученный лексический материал Уметь выполнять задания по грамматике, опираясь на полученные знания, умения и навыки Контроль усвоения знаний, умений и навыков
32.
Молодежные субкультуры. Zersplitterung in Subkulturen, junge Christen, Techno-Freaks, Punks, Einzelganger, Computerkids… Уметь читать отрывок из журнальной статьи с пониманием основного содержания, рассказать о субкультурах молодежи Контроль чтения с целью понимания основного содержания
33.
О чем мечтают молодые люди? Что их волнует? Wiederspruchlich der Stellenwert, in der Gesellschaft, etwas beruflich erreichen, etwas unternehmen, akzeptieren, der Verein, beruflich total versagenУметь толковать названные проблемы. Понимать высказывания молодых людей и выражать собственное мнение Контроль лексики по теме урока
34.
Домашнее чтение: “Когда ребенок читает с удовольствием”. Aufziehen, beistehen, sie haben Pech gehabt, Vorteile haben, pummeligУметь читать текст с общим пониманием содержания, уметь выполнять задания к тексту Контроль техники чтения и перевода
35.
Развитие речи по теме: «Стремление к индивидуальности». Die Sehnsucht, die Individualitat, leiden an /unter DativУметь делать анализ стремления подростков к подражанию. Знать особенности менталитета молодежи немцев Контроль техники чтения и понимания основного содержания текста
36.
Диалог по теме: Проблемы, с которыми в наши дни сталкивается молодежь. Abhauen von Zuhause, der Liebeskummer, die Gewalt, die Schlagerei, die Droge, die Weltanschauung, geschlossen seinУметь рассказывать о современной немецкой молодежи, о проблемах друзей и о себе Контроль монологической речи
37.
Дискуссия: сравниваем проблемы молодежи Германии и России. Изученный лексический материал Уметь высказываться по теме: «Проблемы современной молодежи» Дискуссия
38.
Повторение по теме: «Проблемы молодежи» Уметь выделять из текста проблемы и искать путь решения этих проблем, уметь давать советы Контроль монологической речи, контроль техники чтения и перевода
39.
Чтение: «Молодежь в Германии». Zersplittert sein, identifizieren, unter Gewalt leiden, akzeptiert warden, alcohol-drogensuchtig sein, den Unterricht schwanzenЧитать краткие тексты из журналов о жизни молодежи, понимать их содержание полностью Контроль техники чтения и перевода
40.
Домашнее чтение: «Моя библиотека». Agressiv sein, angreifen, das Geld verlangen, schlagen, Wiederstand leistenУметь сообщать о проблемах молодежи с опорой на вопросы. Понимать речь одноклассников о проблемах молодежи и путях их решения Монологическое высказывание о проблемах молодежи и путях их решения
41.
Развитие речи по теме: «Мои проблемы» Autoritare Eltern, kein Vertrauen haben, nur Druck fuhlen, der Streit, der HausarestУметь составить диалог по теме: «Мои проблемы» и давать советы друг другу как справиться с этими проблемами Контроль диалогической речи
42.
Инфинитивные обороты um, statt, ohne…zu
+ Infinitiv Инфинитивные обороты um, statt, ohne…zu
+ Infinitiv intelligent, stehlen, heimkehren, der Angriff, schutzen, wehrenУметь читать тексты к рисункам, содержащие инфинитивные обороты, составлять предложения по образцу Грамматические задания, употребление инфинитивных оборотов
43.
Аудирование по теме: «Телефон доверия для молодежи в Германии». Das Ungluck, hassen, das Gefangnis, wahlen, lauschen, die Stimme, der Telefonhorer, anstarren, das Sorgentelefon, Уметь понимать информацию на слух о телефоне доверия для молодежи в Германии Контроль навыков аудирования44.
Повторение по теме: «Что важно для немецкой молодежи?» Изученный грамматический материал Изученный лексический материал Уметь применять полученные знания, умения, навыки при ответе на вопросы учителя Контроль усвоения знаний, умений и навыков по теме урока
45.
Беседа по теме: «Конфликты между родителями и детьми». Dem Einfluss von den Anderen verfallen, das Egal-Gefuhl, in der LehrerkonferenzУметь воспроизводить сцену беседы группы немецкой молодежи о том, что их волнует, что для них важно; уметь выразить согласие/несогласие Инсценировка ситуации: «Дети/родители»
46.
Чтение: «Мечты наших детей» Уметь читать текст с полным пониманием прочитанного, уметь написать о своих мечтах и желаниях Контроль техники чтения и перевода, контроль письменного сообщения
47.
Проверочная работа по теме: «Инфинитивные обороты um, statt, ohne…zu+Infinitif» Изученный грамматический материал Изученный лексический материал Уметь использовать изученный лексический и грамматический материал при выполнении проверочной работы Контроль усвоения знаний, умений и навыков
48.
Защита проекта по теме: «Современная немецкая юношеская литература». Einsperren, herunterhauen, zerbrechlich, neidischИметь представление о творчестве современных писателях детской и юношеской литературы Защита проекта
49.
Чтение: «Проблемы сегодняшней молодежи ». Изученный грамматический материал Изученный лексический материал Уметь собрать материал для защиты проекта и защищать его Контроль техники чтения и перевода, ответы на вопросы к тексту
50.
Домашнее чтение: «Ловушка» I часть Der Zoll, flustern, furchten, spuren, die Drehung, die KrisselockenУметь читать текст с полным пониманием содержания; уметь анализирован прочитанное и высказывать свое мнение Контроль техники чтения и перевода, ответы на вопросы к тексту
51.
Домашнее чтение: «Ловушка» II часть Verwechseln, die Himmelfahrtsnase, die Kniekehle, die Turteltauben, die StillarbeitУметь читать текст с полным пониманием прочитанного, уметь анализирован прочитанное и высказывать свое мнение Контроль техники чтения и перевода, ответы на вопросы к тексту, задания к тексту
52.
Тестовая работа по теме: «Сегодняшняя молодежь. Какие проблемы она имеет?» Изученный грамматический материал Изученный лексический материал Уметь применять полученные знания, умения и навыки Контроль усвоения знаний, умений и навыков
53.
Система образования в Германии. Die Orientierungsstufe, die Erprobungstufe, die Stufe, die Primarstufe, die Reife, die SekundarstufeУметь читать схему школьного образования и определять когда и где в немецких школах начинается профессиональная подготовка. Знать лексический материал по теме урока Контроль чтения и комментария к схеме (контроль парной работы)
54.
Диалог: «Типы школ». Die Fachoberschule, der Abschluss, das Abitur, die Ausbildung, der Betrieb, betrieblichУметь использовать лексический материал, работать со схемой «Система школьного образования» Контроль лексических навыков, контроль монологической речи
55.
Чтение: «Двойственная система профессиональной подготовки в Германии». Duales System, abwahlen, der Auszubieldende, der Lehrling, die Grundlage, das Berufsbildungsgesetz, in Einrichtungen, im WechselУметь читать информацию с опорой на комментарий и сноски и понимать ее Ответы на вопросы
56.
Пишем свою автобиографию, заявление о приеме на работу. Der Erwerbstatige, die Anforderung, der Arbeitnehmer, ungelernt sein, die abgeschlossene LehreУметь написать заявление, автобиографию, заполнить анкету Написать автобиографию
57.
Чтение: «Поиск рабочего места выпускниками школ». Der Berufzweig, wachsen, schrumpfen, die Fachleute, die Berufswelt, in Bewegung sein, die WerkstattУметь читать диаграмму с опорой на языковую догадку или словарь. Знать о наиболее популярных профессиях в Германии Работа со словарем
58.
Диалог по теме: «Наиболее популярные профессии в Германии». Изученный лексический материал Уметь применять полученные знания, умения и навыки. Уметь высказываться по теме: «Система школьного образования в Германии» с опорой на таблицу Контроль монологической речи, работа с таблицей
59.
Повторение по теме: «Система школьного образования в Германии». Sich bewerben, das Stellangebot, das WerbeplakatУметь вести дискуссию по теме урока: «Я хотел бы быть по профессии…» Контроль усвоения знаний, умений и навыков
60.
Дискуссия по теме: «Как немецкие школы готовят к будущей профессии?» Уметь высказываться по теме: «Моя подготовка к профессии» Контроль монологической речи
61.
Диалог по теме: «Как моя школа готовит меня к моей будущей профессии?» Das (Transport)unternehmen, der Arbeitgeber, die Hilfsliste, der Job, die Branche, der Umsatz, der GewinnЗнать о крупнейших концернах и предприятиях Германии. Уметь работать с таблицей, искать заданную информацию, вычленять интернационализмы Контроль монологической речи, ответы на вопросы
62.
Чтение: «Крупнейшие индустриальные предприятия в Германии». Управление глаголов еrreichen, sich informieren uber, sich interessieren fur, употребление местоименных наречий wovon, worauf, worum, инфинитивные обороты um, statt, ohne…zuEntsprechen, erreichen, sich informieren, sich interessieren fur, die Stellung, vorsehen, der Besitzer, die Beratung der KundenУметь вычленять глаголы и определять их управление. Уметь составить план к проектной работе Контроль грамматических навыков, планирование проектной работе
63.
Чтение: «Планы школьников на будущее». Изученный грамматический материал Изученный лексический материал Уметь составить вопросы к прочитанным текстам, выразить свое мнение о том, какая профессия лучше Контроль монологической речи, ответы на вопросы
64.
Управление глаголов еrreichen, sich informieren uber, sich interessieren fur. Управление глаголов еrreichen, sich informieren uber, sich interessieren fur Die Lebensbedingung, der Landwirt, der Tierarzt, besitzen, die anstrengende ArbeitУметь воспринимать текст на слух и понимать его детально Контроль грамматических навыков
65.
Употребление местоименных наречий wovon, worauf, worumInteresse fur ein Sachgebiet, aufhoren, aufgebenУметь выразить свое мнение, выбрав из данных утверждений более важных для себя в беседе и в письменной форме Контроль монологического (диалогического высказывания), подготовка к защите проекта
66.
Аудирование по теме: «Сельскохозяйственные профессии» Изученный грамматический материал Изученный лексический материал Уметь воспринимать текст на слух и понимать его детально Контроль навыков аудирования67.
Дискуссия по теме: «Что важно при выборе профессии?» Будущее время Futurum I Die Zukunftsplane, popular, attraktiv, kunstlerische Berufe, Pflegeberufe, Lehrberufe, Buroberufe, technische BerufeУметь рассказать о своих планах на будущее по опорам, плану Контроль монологического высказывания с опорой на план, таблицу
68.
Повторение по теме: «Какие проблемы могут возникнуть при подготовке к профессии»? Gross- und Einzelhandelskaufleute, der Alltag, der Einsatz, elektronische DienstbotenУметь читать текст с полным пониманием основного содержания, журнальную статью и таблицу к ней Контроль чтения статьи и таблицы, ответы на вопросы
69.
Проверочная работа по теме: «Futurum I – будущее время». Уметь создать проект по теме: «Мои планы на будущее» и уметь защитить его Уметь выполнять задания грамматического характера по теме: «Будущее время» Ответы на вопросы к тексту, контроль усвоения знаний, умений и навыков
70.
Чтение: «Использование роботов в различных сферах деятельности». Grossartig, ruhrselig, klebrig, kriegen, verlassen, mit dem wohligen Gefuhl, heiterУметь выполнять задания к тексту, чтение экспозиции, вводящей в его содержание; ответ на вопрос, как трактовать заголовок текста Ответы на вопросы к тексту
71.
Защита проекта по теме: «Мои планы на будущее». Der zukunftige Beruf, die BerufswahlУметь подобрать материал по теме защиты проекта Защита проекта
72.
Дискуссия по теме: «Кумиры молодежи и их взаимодействие на выбор профессии». Das Vorbild, der Idol, die Ausstrahlung, das Tun, die Intelligenz, bewirken, das Engagement Иметь представление о том, кто и что влияет на выбор профессии молодежи в Германии Рассказ о кумирах молодежи
73.
Археолог Герман Шлиманн и его мечта о Трое. Иметь представление о деятельности немецкого исследователя Г. ШлиманнаРассказ о Г. Шлиманне74.
Развитие речи по теме: «Моя будущая профессия». Der zukunftige Beruf, die BerufswahlУметь составить рассказ о своей будущей профессии, объяснить почему ее выбрал, почему она важна в жизни общества Контроль усвоения знаний, умений и навыков, контроль монологической речи
75.
Домашнее чтение: «Черно-белый цвет». Sich balgen, hereinplatzen, ausspucken, schwungvoll, sich zusammenreissen, schlucken, anstarrenУметь читать текст с полным пониманием прочитанного, уметь выполнять задания к тексту, отвечать на вопросы учителя Контроль техники чтения и перевода, контроль выполнения заданий к тексту
76.
Аудирование по теме: «Профессии». Уметь воспринимать тексты на слух, уметь выполнять задания самостоятельно Контроль навыков аудирования, самостоятельная работа учащихся
77.
Новая лексика по теме: «Средства массовой информации». Das Massenmedium, der Fernseher, die Zeitung, die Zeitschrift, Computer Уметь отвечать на вопросы учителя, используя новую лексику по теме урока Контроль усвоения лексического материала
78.
Повторение предлогов с родительным и дательным падежами Повторение предлогов с родительным и дательным падежами Die Anzeige, unschlagbar, unbesiegbar, tristУметь читать тексты с полным пониманием содержания, уметь выполнять задания по грамматике Тесты по контролю понимания содержания текста, контроль грамматических навыков
79.
Проверочная работа по теме: «Предлоги с дательным и винительным падежами». Изученный грамматический материал Уметь применять полученные знания, умения и навыки при выполнении заданий по грамматике Самостоятельная работа учащихся
80.
Диалог по теме: «Какие задачи стоят перед средствами массовой информации?» Изученный грамматический материал Kompliziert, fertig warden, einsehen, der Hersteller von Computertechnik, ersetzen, der HandgriffУметь ориентироваться в немецкой газете или журнале, обмениваться информацией о прочитанном в газете Высказывание на основе прочитанного
81.
Повторение по теме: «Средства массовой информации». Das Fernsehen, gleichzeitig, die Sendung, der Spielfilm, das Filmfan, das Fernsehprogramm,vorziehen, der Bildschirm, ablenkenУметь читать телевизионную программу с выборочным пониманием Составить телепрограмму на неделю
82.
Дискуссия по теме: «Телевидение, как самое популярное средство массовой информации». Pro, contra, zur Meinungsbildung, beitragen, politische Probleme einsichtig machenInformationen verbieten, politische Probleme und politische Ereignisse kommentierenУметь вести дискуссию о значении телевидения в нашей жизни. Позитивные и негативные стороны телевидения Фронтальный опрос лексики по теме: «Средства массовой информации»
83.
Диалог по теме: «Компьютер и его место в жизни молодежи». Die Computerkids, die Sucht, beherrschen, cool, alles schaffen, sauer sein, die Ahnung habenУметь выразить свое мнение на основе прочитанного, вести беседу о месте компьютера в жизни молодежи Контроль монологического высказывания
84.
Чтение: «Интернет как помощник в учебе». Употребление союзов «wenn», «als» «если», «когда» Der Netz, der Erwerbstatiger, erwerben, unterstutzen, nutzenПонимать статьи об интернете и формулировать основную мысль статьи Контроль чтения текста с опорой на словарь
85.
Чтение: «Радио». Der Horer, vermitteln, der Sender, sich wenden, der Bericht, unterhaltsam, senden, das Mittel, treffen, haltenЗнать о немецком радио, рассказать об одной из передач Чтение текста с вычленением новой лексики
86.
Аудирование по теме: «Школьная газета - СМИ в школе». повторение предлогов Der Stand, der Samstag, die Klamotten, aufpassen, der Babysitter, babysittenУметь вести диалог-расспрос о школьных СМИ Контроль навыков аудирования87.
Делаем свою школьную стенгазету. изученный грамматический материал Изученный лексический материал Уметь подобрать материал для школьной стенгазеты, оформить ее Подготовка к защите проекта
88.
Защита проекта: «Школьная стенгазета» Защита проекта
89.
Беседа по теме: «Роль средств массовой информации в нашей жизни». Die Erfindung, die Meinungsbildung, die Aktualitat, die Reaktion, verdrangenУметь вести беседу по теме урока. Написать очерк, статью по интересной теме Статья по теме на выбор
90.
Повторение по теме: «Роль интернета в жизни школы». Уметь показать важность пользоваться интернетом в школе, при подготовке к урокам Контроль монологической речи
91.
Практикум: «Друзья по переписке». Der Basketball-Freak, ran und ab geht s, sieh anschaffenУметь отвечать на вопросы, читать объявления с опорой на сноски, рассказать о своем друге по переписке, обосновать свой выбор партнера по переписке Письмо другу по переписке
92.
Чтение: «Мнения различных людей о средствах массовой информации». Erfordern, ausschiessen, der Radiofan, positive, negative, die DiskussionУметь разыграть сценку на основе полилога, высказать свое мнение о средствах массовой информации Контроль диалогической речи
93.
Культура чтения в Германии и России. Die Vorliebe, widmen, audiovisuell, sich gonnenУметь выражать свое мнение о чтении книг, газет, журналов, сравнивать культуру чтения в Германии и России монологическое высказывание по теме урока
94.
Чтение: «Когда мы вырастем». Erleichert, verschlingen, ausschalten, naschen, schleichen, verbietenУметь читать художественный текст с пониманием основного содержания, определять его характер, выражать свое мнение о прочитанном Тесты на понимание содержания
95.
Домашнее чтение: «Бабушка разговаривает с телевизором» Haufig, anschauen, schulzig, das Zeug, lugen, Tranen vergiessen, Pardon Уметь читать текст с полным пониманием содержания, выражать свое мнение, выполнять задания к тексту Контроль техники чтения и перевода, выполнение заданий к тексту
96.
Тестовая работа по теме: «СМИ» изученный грамматический материал Изученный лексический материал Уметь использовать полученные знания, умения и навыки при выполнении тестовой работы Контроль усвоения знаний, умений и навыков
97.
Домашнее чтение: «Женщина в голубом» Rutschen, unbegablich, das raumliche Denken, eventuell, sich einmischen, falten, heiserУметь читать текст с полным пониманием прочитанного, уметьвыполнять задания к тексту Контроль техники чтения и перевода, выполнение заданий к тексту
98.
Детальное чтение: «Женщина в голубом» Rutschen, unbegablich, das raumliche Denken, eventuell, sich einmischen, falten, heiserУметь отвечать на вопросы учителя, пользуясь текстом Контроль монологического высказывания, детальное чтение
99.
Обобщающее повторение за курс 9 класса изученный грамматический материал Изученный лексический материал Уметь применять полученные знания, умения и навыки, накопленные за курс 9 класса Контроль усвоения знаний, умений и навыков за курс 9 класса
100.
Тестирование за курс 9 класса изученный грамматический материал Изученный лексический материал Уметь применять полученные знания, умения и навыки при выполнении тестовой работы Контроль усвоения знаний, умений и навыков за курс 9 класса
101.
102
Итоговая аттестация. Формы сдачи экзамена по немецкому языку.
Резервный урок Иметь представление о сдаче экзамена в форме ГИА и ЕГЭ Требования к уровню подготовки обучающихся (8-9 класс)
Требования к обучению продуктивным видам речевой деятельности
А) говорение
На данном этапе желательно сформировать элементарную коммуникативную компетенцию в говорении и письме: школьники должны проявлять способность и готовность варьировать и комбинировать языковой материал, ориентируясь на решение коммуникативных задач и наиболее распространенных ситуациях общения.
Требования к обучению диалогической речи
Школьникам обеспечивается возможность научиться:
Что-либо утверждать и обосновывать сказанное, т.е. решать комплексные коммуникативные задачи типа «Вырази свое мнение и обоснуй его» или «Сообщи партнеру о … и вырази свое отношение к услышанному от него» и т. д.
Ввести групповое обсуждение (унисон, спор):
- включаться в беседу;
Поддерживать ее;
Проявлять заинтересованность, удивление и т.п. (с опорой на образец или без него)
Ввести ритуализированные диалоги в стандартных ситуациях общения, используя речевой этикет (если необходимо – с опорой на разговорник, словарь).
Требования к обучению монологической речи
Ученикам дается возможность:
Делать краткое сообщение в русле основных тем и сфер общения: семейно-бытовой, учебно-трудовой, социокультурной применительно к своей стране, стране изучаемого языка (например о распорядке дня, любимых занятиях, природе, спорте, охране окружающей среды)
Выражать свое отношение к прочитанному, используя определенные речевые клише типа «Es hat mir gefallen/ nicht gefallen … Eine besonders groβe Bedeutung hat …»; “Den gröβten Eindruck hat auf mich … gemacht”.
Строить обсуждения по схеме: тезис+аргумент+резюме, т.е. что-то охарактеризовать, обосновать.
Сочетать разные коммуникативные типы речи, т.е. решать комплексные коммуникативные задачи: сообщать и описывать, рассказывать и характеризовать с опорой на текст.
Б) письмо
При существующих условиях обучения вносятся значительные ограничения в обучении письменной речи.
Требования к обучению письму
Школьники учатся:
Письменно готовить краткую аннотацию с непосредственной опорой на текст
Заполнять анкету, формуляр, писать письмо.
Требования к овладению продуктивными языковыми средствами
Произносительная сторона речи, графика, орфография
Школьники должны сохранять и по возможности совершенствовать приобретенные знания, умения и навыки.
Лексическая сторона речи
Ученикам предлагается овладеть дополнительно к усвоенным ранее 110-120 лексическим единицам, включающими устойчивые словосочетания и реплики-клише.
Это прежде всего слова, обозначающие:
- способы проведения немецкими школьниками летних каникул;
- излюбленные места отдыха немцев в Германии и за ее пределами;
- впечатления детей о летних каникулах, о внешнем виде друг друга после летнего отдыха;
- мнения об отношении к школе, учебным предметам, учителям;
- представление об учителе, каким его хотят видеть подростки;
- проблемы, связанные с международными обменами школьниками;
- подготовка к поездке в Германию (изучение карты, заказ билетов, покупку сувениров, одежды, упаковку чемоданов);
- веяния моды;
- правила для путешествующих;
- подготовка немецких школьников к приезду гостей из нашей страны;
- встречу на вокзале;
- экскурсию по Берлину;
- впечатления о городах Германии, их достопримечательностях;
- проблемы чтения (читать – значит общаться; читая немецкие книги, мы можем продолжить путешествие по Германии);
- что читает молодежь в Германии;
- что мы знаем о немецкой поэзии, о таких ее представителях, как Гете, Шиллер, Гейне;
- что предлагает своим читателям каталог современной детской литературы;
- какие книги мы читаем с удовольствием, какие нет.
Грамматическая сторона речи
Ученикам предлагается для активного использования в речи временные придаточные предложения с союзами als, wenn.
Требования к обучению рецептивным видам речевой деятельности
На третьем этапе необходимо достичь сформированности элементарной коммуникативной компетенции в области аудирования и продвинутой коммуникативной компетенции применительно к чтению. Учащиеся овладевают в достаточной мере ознакомительным и изучающим видами чтения, а также приемами просмотрового чтения.
АудированиеШкольники учатся:
Воспринимать на слух и понимать монологическое сообщение, относящееся к разным коммуникативным типам речи (описание, сообщение, рассказ), содержащее отдельные незнакомые слова, о значении которых можно догадаться по контексту или сходству слов с родным языком.
Воспринимать на слух аутентичный текст и выделять его основную мысль (прогноз погоды, объявление на вокзале, рекламу и т.д.).
Воспринимать на слух и понимать основное содержание диалогов (интервью, обмен мнениями и т.п.), т.е. понимать, о чем идет речь.
Чтение
Школьникам обеспечивается возможность:
Прочитать и понять основное содержание легких аутентичных текстов, содержащих новые слова, о значении которых можно догадаться на основе контекста, словообразования, сходства с родным языком, а также опуская те новые слова, которые не мешают пониманию основного содержания текста (ознакомительное чтение).
Найти в процессе чтения основную мысль (идею) текста, разграничить существенные и второстепенные факты в содержании текста, проанализировать отдельные места, определяя подлежащее, сказуемое для полного понимания частично адаптированных и простых аутентичных текстов разных жанров, содержащих значительное количество незнакомых слов, используя при необходимости словарь (изучающее чтение).
Пользоваться в процессе чтения сносками, лингвострановедческим комментарием к тексту и грамматическим справочником.
Просмотреть несложный текст (несколько небольших текстов) в поисках нужной (интересующей) информации, т.е. овладеть приемами просмотрового чтения (прогнозировать содержания по заголовку, выделение наиболее значимой для читающего информации).
Требования к овладению рецептивными языковыми средствами
Лексическая сторона речи
За счет увеличения количества читаемых текстов и упражнений на их основе растет рецептивный словарь. Его объем – примерно 800 лексических единиц, включающих реалии, устойчивые словосочетания, клише (дополнительно к усвоенным ранее).
Словообразование
Школьники учатся распознавать структуру производного и сложного слова:
- выделять знакомые компоненты в незнакомом окружении (корни слов, аффиксы);
- по формальным признакам определять принадлежность незнакомого слова к грамматико-семантическому классу слов (существительное, прилагательное, глагол).
Грамматическая сторона речи
Синтаксис
Ученики учатся узнавать в тексте и понимать значение:
- временных придаточных предложений с союзами nachdem, während;
- определительных придаточных предложений с относительными местоимениями der, die, das в качестве союзных слов.
Морфология
Ученики учатся узнавать и понимать:
- значение глагольных форм в Präsens, Perfekt, Präteritum, Passiv;
- значение отдельных глагольных форм в Konjunktiv: könnte, Es ware schön …
Минимальные требования к овладению учащимися немецким языком к концу базового курса обучения
Требования к минимально достаточному уровню подготовки школьников по иностранному языку определяются государственным образовательным стандартом. Они устанавливают нижнюю границу обученности иностранным языкам, в том числе немецкому, достигаемую школьниками к концу обучения в 9 классе, а именно умения:
В области говорения:
Вести диалог этикетного характера в стандартных ситуациях общения (уметь поздороваться, представиться обратиться, поблагодарить и т.д.), используя соответствующие формулы речевого этикета;
Вести диалог-расспрос (интервью), а также переходя с позиции спрашивающего на позицию сообщающего;
Вести диалог – обмен мнениями (унисон, спор), используя также оценочные суждения;
Выражать просьбу, совет, приглашение к совместному действию;
Рассказать о себе, о своем друге, школе;
Давать характеристику отдельных лиц (друзей, учителей, персонажей текста);
Описывать природу, город, село;
Делать краткие сообщения о своих действиях, о семье, друге, городе/селе;
В области аудирования:
Воспринимать на слух и понимать в целом аутентичные высказывания в самых распространенных стандартных ситуациях общения, используя просьбу уточнить, переспрос и т.д.;
Понимать основное содержание несложных, кратких аутентичных текстов и выделять определенную значимую для себя информацию (прогноз погоды, объявления, программы радио- и телепередач), догадываясь о значении части незнакомых слов по контексту, сходству с родным языком и обходя слова, не мешающие извлечению значимой информации;
В области чтения:
Понимать основное содержание легких аутентичных текстов разных жанров, выделяя основную мысль (идею) и существенные факты, опуская второстепенную информацию (значение части незнакомых слов, содержащихся в тексте, раскрывается на основе догадки по контексту, по сходству с родным языком, с опорой на словообразование, а часть слов, не мешающих пониманию основного содержания, игнорируется);
Понимать полностью содержание несложных аутентичных текстов (публицистических, научно-популярных, а также инструкций, проспектов), используя для этого все известные приемы смысловой переработки текста (догадку, анализ, выборочный перевод), обращаясь при необходимости к словарю;
Просматривать несложный аутентичный текст типа расписания (поездов, автобусов), меню и т.п., а также нескольких других текстов (например, статьи из газет) и выбирать нужную или запрашиваемую информацию;
В области письма:
Написать простое письмо, поздравительную открытку зарубежному другу;
Заполнить анкету, формуляр (например, в гостинице).
Цели и планируемые результаты обучения немецкому языку в рамках базового курса
Целью обучения немецкому языку в рамках базового курса является овладение учащимися способностью осуществлять непосредственное общение с носителями немецкого языка в наиболее распространенных ситуациях повседневного общения и читать несложные аутентичные тексты с целью извлечения информации о странах изучаемого языка, их культуре и быте. Это предполагает достижение школьниками минимально достаточного уровня коммуникативной компетенции, в процессе которого происходит воспитание, образование и развитие школьников средствами немецкого языка.
Коммуникативная цель обучения представляет собой сложное интегративное целое, включающее в себя следующие аспекты:
Коммуникативные умения, сформированные на основе языковых, лингвострановедческих и социокультурных знаниях, навыков:
- умение осуществлять устно-речевое общение в стандартных ситуациях в рамках учебно-трудовой, бытовой, культурной сфер общения, в том числе умение делать краткие связные сообщения о себе, своем окружении; обсуждать актуальные проблемы современной молодежи на основе текста, выражать свое мнение о прочитанном;
- умение воспринимать на слух и понимать краткие сообщения типа объявлений;
- умение читать и понимать содержание несложных аутентичных текстов разных жанров с разной глубиной и точностью понимания;
- умение письменно оформлять и передавать элементарную информацию, в частности писать письмо.
2. Воспитание школьников, осуществляемое через систему личностных отношений и постигаемой культуре и процессу овладения этой культурой, что предполагает формирование у них:
- системы моральных ценностей;
- оценочно-эмоционального отношения к миру;
- положительного отношения к иностранному языку, к культуре народа, говорящего на этом языке, способствующего развитию взаимопонимания, толерантности;
- понимания важности изучения иностранного языка и потребности пользоваться им как средством общения в условиях вхождения нашей страны в мировое сообщество.
3. Образование средствами иностранного языка, которое предполагает:
- понимание особенностей своего мышления;
- сопоставление изучаемого языка с родным, осознание особенностей каждого;
- знание о культуре, страницах истории, реалиях и традициях изучаемого языка;
- представление о достижениях национальных культур (собственной и иной) в развитии общечеловеческой культуры, о роли родного языка в зеркале культуры другого народа и включение школьников в диалог культур.
4. Развитие учащихся, осуществляемое в процессе освоения ими опыта творческой, поисковой деятельности, осознания явлений как своей, так и иной действительности, их общности и различия, что предполагает формирование у школьников:
- механизма языковой догадки и умения переноса знаний и навыков на новую ситуацию на основе осуществления широкого спектра проблемно-поисковой деятельности;
- языковых, интеллектуальных и познавательных способностей;
- ценностных ориентаций, чувств и эмоций;
- способности и готовности вступать в иноязычное общение, потребности в дальнейшем самостоятельном изучении иностранного языка.
5. Общеучебные и специальные учебные умения: умение учится (работать с книгой, учебником, справочной литературой, использовать перевод).
6. Компенсаторные умения: умение выходить из трудного положения за счет, например перифраза, использование синонима (при дефиците языковых средств).
В целом формируемая коммуникативная компетенция представляет собой сложное многокомпонентное целое, которое можно рассматривать на разных уровнях.
Критерии оценивания знаний, умений и навыков учащихсяЧтение и понимание иноязычных текстов
Основным показателем успешности овладения чтением является степень извлечения информации из прочитанного текста. В жизни мы читаем тексты с разными задачами по извлечению информации. В связи с этим различают виды чтения с такими речевыми задачами как понимание основного содержания и основных фактов, содержащихся в тексте, полное понимание имеющейся в тексте информации и, наконец, нахождение в тексте или ряде текстов нужной нам или заданной информации. Поскольку практической целью изучения иностранного языка является овладение общением на изучаемом языке, то учащийся должен овладеть всеми видами чтения, различающимися по степени извлечения информации из текста: чтением с пониманием основного содержания читаемого (обычно в методике его называют ознакомительным), чтением с полным пониманием содержания, включая детали (изучающее чтение) и чтением с извлечением нужной либо интересующей читателя информации (просмотровое). Совершенно очевидно, что проверку умений, связанных с каждым из перечисленных видов чтения, необходимо проводить отдельно.
Чтение с пониманием основного содержания прочитанного (ознакомительное)
Оценка «5» ставится учащемуся, если он понял основное содержание оригинального текста, может выделить основную мысль, определить основные факты, умеет догадываться о значении незнакомых слов из контекста, либо по словообразовательным элементам, либо по сходству с родным языком. Скорость чтения иноязычного текста может быть несколько замедленной по сравнению с той, с которой ученик читает на родном языке. Заметим, что скорость чтения на родном языке у учащихся разная.
Оценка «4» ставится ученику, если он понял основное содержание оригинального текста, может выделить основную мысль, определить отдельные факты. Однако у него недостаточно развита языковая догадка, и он затрудняется в понимании некоторых незнакомых слов, он вынужден чаще обращаться к словарю, а темп чтения более замедлен.
Оценка «3» ставится школьнику, который не совсем точно понял основное содержание прочитанного, умеет выделить в тексте только небольшое количество фактов, и у него совсем не развита языковая догадка.
Оценка «2» выставляется ученику в том случае, если он не понял текст или понял содержание текста неправильно, не ориентируется в тексте при поиске определенных фактов, не умеет семантизировать незнакомую лексику.
Чтение с полным пониманием содержания (изучающее)
Оценка «5» ставится ученику, когда он полностью понял несложный оригинальный текст (публицистический, научно-популярный; инструкцию или отрывок из туристического проспекта). Он использовал при этом все известные приемы, направленные на понимание читаемого (смысловую догадку, анализ).
Оценка «4» выставляется учащемуся, если он полностью понял текст, но многократно обращался к словарю.
Оценка «3» ставится, если ученик понял текст не полностью, не владеет приемами его смысловой переработки.
Оценка «2» ставится в том случае, когда текст учеником не понят. Он с трудом может найти незнакомые слова в словаре.
Чтение с нахождением интересующей или нужной информации (просмотровое)
Оценка «5» ставится ученику, если он может достаточно быстро просмотреть несложный оригинальный текст (типа расписания поездов, меню, программы телепередач) или несколько небольших текстов и выбрать правильно запрашиваемую информацию.
Оценка «4» ставится ученику при достаточно быстром просмотре текста, но при этом он находит только примерно 2/3 заданной информации
Оценка «3» ставится, если ученик находит в данном тексте (или данных текстах) примерно 1/3 заданной информации.
Оценка «2» выставляется в том случае, если ученик практически не ориентируется в тексте.
Понимание речи на слух (аудирование)
Основной речевой задачей при понимании звучащих текстов на слух является извлечение основной или заданной ученику информации.
Оценка «5» ставится ученику, который понял основные факты, сумел выделить отдельную значимую для себя информацию (например, из прогноза погоды, объявления, программы радио или телепередач), догадался о значении части незнакомых слов по контексту, сумел использовать информацию для решения поставленной задачи (например, найти ту или иную радиопередачу).
Оценка «4» ставится ученику, который понял не все основные факты. При решении коммуникативной задачи он использовал только 2/3 информации.
Оценка «3» свидетельствует, что ученик понял только 50% текста. Отдельные факты понял неправильно. Не сумел полностью решить поставленную коммуникативную задачу.
Оценка «2» ставится, если ученик понял менее 50% текста и выделил из него менее половины основных фактов. Он не смог решить поставленную перед ним речевую задачу.
Говорение
Говорение в реальной жизни выступает в двух формах общения: в виде связных высказываний типа описания или рассказа и в виде участия в беседе с партнером.
Выдвижение овладения общением в качестве практической задачи требует поэтому, чтобы учащийся выявил свою способность, как в продуцировании связных высказываний, так и в умелом участии в беседе с партнером. При оценивании связных высказываний или участия в беседе учащихся многие учителя обращают основное внимание на ошибки лексического, грамматического характера и выставляют отметки, исходя только исключительно из количества ошибок. Подобный подход вряд ли можно назвать правильным. Во-первых, важными показателями рассказа или описания являются соответствия темы, полнота изложения, разнообразие языковых средств, а в ходе беседы - понимание партнера, правильное реагирование на реплики партнера, разнообразие своих реплик. Только при соблюдении этих условий речевой деятельности можно говорить о реальном общении. Поэтому все эти моменты должны учитываться, прежде всего, при оценке произведений школьников. Во-вторых, ошибки бывают разными. Одни из них нарушают общение, т.е. ведут к непониманию. Другие же, хотя и свидетельствуют о нарушениях нормы, но не нарушают понимания. Последние можно рассматривать как оговорки.
В связи с этим основными критериями оценки умений говорения следует считать: соответствие теме, достаточный объем высказывания, разнообразие языковых средств и т.п., а ошибки целесообразно рассматривать как дополнительный критерий.
Обратимся к конкретным оценкам умения говорить.
Высказывание в форме рассказа, описания
Оценка «5» ставится ученику, если он в целом справился с поставленными речевыми задачами. Его высказывание было связанным и логически последовательным. Диапазон используемых языковых средств достаточно широк. Языковые средства были правильно употреблены, практически отсутствовали ошибки, нарушающие коммуникацию, или они были незначительны. Объем высказывания соответствовал тому, что задано программой на данном году обучения. Наблюдалась легкость речи и достаточно правильное произношение. Речь ученика была эмоционально окрашена, в ней имели место не только передача отдельных фактов (отдельной информации), но и элементы их оценки, выражения собственного мнения
Оценка «4» выставляется учащемуся, если он в целом справился с поставленными речевыми задачами. Его высказывание было связанным и последовательным. Использовался довольно большой объем языковых средств, которые были употреблены правильно. Однако были сделаны отдельные ошибки, нарушающие коммуникацию. Темп речи был несколько замедлен. Отмечалось произношение, страдающее сильным влиянием родного языка. Речь была недостаточно эмоционально окрашена. Элементы оценки имели место, но в большей степени высказывание содержало информацию и отражало конкретные факты.
Оценка «3» ставится ученику, если он сумел в основном решить поставленную речевую задачу, но диапазон языковых средств был ограничен, объем высказывания не достигал нормы. Ученик допускал языковые ошибки. В некоторых местах нарушалась последовательность высказывания. Практически отсутствовали элементы оценки и выражения собственного мнения. Речь не была эмоционально окрашенной. Темп речи был довольно замедленным.
Оценка «2» ставится ученику, если он только частично справился с решением коммуникативной задачи. Высказывание было небольшим по объему (не соответствовало требованиям программы). Наблюдалась узость вокабуляра. Отсутствовали элементы собственной оценки. Учащийся допускал большое количество ошибок, как языковых, так и фонетических. Многие ошибки нарушали общение, в результате чего возникало непонимание между речевыми партнерами.
Участие в беседе
При оценивании этого вида говорения важнейшим критерием также как и при оценивании связных высказываний является речевое качество и умение справиться с речевой задачей, т. е. понять партнера и реагировать правильно на его реплики, умение поддержать беседу на определенную тему. Диапазон используемых языковых средств в данном случае предоставляется учащемуся.
Оценка «5» ставится ученику, который сумел решить речевую задачу, правильно употребив при этом языковые средства. В ходе диалога умело использовал реплики, в речи отсутствовали ошибки, нарушающие коммуникацию.
Оценка «4» ставится учащемуся, который решил речевую задачу, но произносимые в ходе диалога реплики были несколько сбивчивыми. В речи были паузы, связанные с поиском средств выражения нужного значения. Практически отсутствовали ошибки, нарушающие коммуникацию.
Оценка «3» выставляется ученику, если он решил речевую задачу не полностью. Некоторые реплики партнера вызывали у него затруднения. Наблюдались паузы, мешающие речевому общению.
Оценка «2» выставляется, если учащийся не справился с решением речевой задачи. Затруднялся ответить на побуждающие к говорению реплики партнера. Коммуникация не состоялась.

Содержание базового курса обучения немецкому языку
Содержание обучения немецкому языку охватывания:
Языковые единицы: единицы языка в речи (от звуков, слов до целостного текста) и правила оперирования ими. В базовом курсе это наиболее частотные коммуникативно-значимые лексические единицы, используемые в типичных стандартных ситуациях общения, в том числе оценочная лексика, разговорные клише как элементы речевого этикета.
Лексика дается на широком социокультурном фоне, в частности предусматривается овладение безэквивалентной и фоновой лексикой в рамках изучаемой тематики, т.е. язык изучается в тесной связи с культурой носителя данного языка.
Предметное содержание, передаваемое с помощью языкового и речевого материала, т.е. то, о чем мы говорим, читаем, пишем и т.д. сюда входят сферы общения, темы, проблемы, характерные для типичных ситуаций общения со сквозной темой «Ученик и его сверстники из страны изучаемого языка. Окружающий их мир». Здесь также важную роль играет страноведческий и в целом социально-культурный контекст.
Речевые и умственные действия с иноязычным материалом, осуществляемые в процессе решения коммуникативных задач, которые ставит перед учащимися учитель (или учебник) или которые возникают у учащихся в результате собственных интенций. На их основе формируются знания, умения и навыки, выступающие как способы общения (виды речевой деятельности – аудирование, говорение, чтение, письмо) и как средства познавательной деятельности.
Чувства, эмоции, возникающие в связи с предметным содержанием и речевыми действиями, на основе которых формируются ценностные ориентации.
Ниже представлено содержание обучения немецкому языку на каждом из трех этапов базового курса в соответствии с основными компонентами этого содержания, выделенными выше.
Третий этап обучения (8-9 классы)
Предметное содержание речи
Сферы общения и тематика (предметы речи, проблемы)
Учащиеся должны уметь общаться со своими зарубежными сверстниками и взрослыми в наиболее распространенных ситуациях указанных ниже сфер общения в рамках следующей тематики.
А. социально бытовая сфера (у нас в стране и в немецкоязычных странах)
Я и мои друзья.
Кто, где и как провел каникулы.
Кто что читал.
Место чтения в жизни молодежи.
Проблемы в семье. Конфликты.
Готовимся к поездке в Германию.
Покупки.
В немецких семьях готовятся к встрече гостей.
Б. учебно-трудовая сфера общения (у нас в стране и в немецкоязычных странах)
Что нового в школе: новые предметы, новые одноклассники.
Конфликты в школе.
Об изучении иностранных языков.
Разные типы школ в Германии.
Будущее начинается уже сегодня. Как обстоит дело с выбором профессии?
В. Социально-культурная сфера общения (у нас в стране и в немецкоязычных странах)
Путешествие по Германии.
Экскурсии по городу, осмотр достопримечательностей.
Современная молодежь. Какие у нее проблемы?
Молодежная субкультура.
Деятели культуры, неимецкие классики Гете, Шиллер, Гейне; современные детские писатели.
Средства массовой информации. Это действительно 4-я власть?
Каталог наиболее распространенных ситуаций общения и социальных ролей
Школьники из разных стран (в том числе из немецкоязычных стран и из России) знакомятся в международном летнем лагере Школьники разных стран, переводчик (переводчик)
Мы расспрашиваем немецких друзей о том, какие возможности имеют немецкие дети для летнего отдыха Я-роль. Школьники разных стран
Обсуждаем с гостями своих любимых (нелюбимых) учителей, учебные предметы, увлечения, в том числе кто что охотно/неохотно читает, почему Российские, немецкие школьники, взрослые
Готовимся к поездке в ФРГ, беседуем с немецкими гостями: какие сувениры взять с собой, какие вещи, о том, что сейчас модно Я-роль. Российские, немецкие школьники, взрослые
Разговор по телефону: советуюсь с немецким другом, что взять в дорогу Я-роль. Немецкий/ая друг/подруга
Обсуждаем с немецким другом анкету для выезда по обмену за рубеж и заполняем ее Российские, немецкие школьники, взрослые
В немецкой семье готовятся к приему российских гостей, обсуждают, где кого разместить, чем порадовать Немецкая семья: отец, мать, сын, дочь
Подготовка праздничного стола: обсуждается, кто что приготовит, купит, как украсить стол ---------------«-------------«------------------«
Участвуем в экскурсии по Берлину (Мюнхену, Кельну), беседуем с жителями о городе, его достопримечательностях, выражаем свое мнение, впечатления Я-роль. Немецкие, российские школьники, экскурсовод, житель города
Беседуем с немецкими сверстниками об их любимых праздниках, рассматриваем каталоги товаров, обмениваемся мнениями о ценах Немецкие, российские школьники
Немецкие школьники интересуются, какие немецкие писатели нам известны, что мы любим вообще читать Немецкие, российские школьники, учителя
Посещаем магазины: покупаем сувениры, одежду, канцтовары, продукты питания, книги Покупатели, продавец
Гуляем по городу, любуемся историческими зданиями, парками, витринами, читаем вывески и рекламу, обмениваемся мнениями Я-роль. Немецкие, российские дети
Покупаем билеты на вокзале, прощаемся с немецкими друзьями, благодарим за внимание, за работу. Приглашаем к себе. ___»___________»___________»
Едем в поезде. Наши попутчики – немецкая семья: отец, мать, сын (дочь). Знакомимся. Они интересуются нашими впечатлениями от поездки, мы спрашиваем что они хотят посмотреть в нашей стране, даем советы Я-роль. Немецкие, российские дети и взрослые
Отвечаем на вопрос немецкого репортера и сами расспрашиваем немецких школьников о проблемах взаимоотношений между поколениями, насилия в семье и школе, альтернативного образа жизни молодежи Репортер, немецкие и российские школьники. Я-роль
Дружба, любовь. Как немецкие школьники ищут партнера/друзей? А как это происходит у нас? Немецкие школьники.
Я- роль
Когда есть проблемы с родителями, друзьями или в случае несчастной любви, к кому обращаются немецкие юноши и девушки? Обсуждаем письма немецкой молодежи к психологам и их ответы и рекомендации. А как с этим обстоит дело у нас? Ведущие дискуссии (модератор) , участники:
а) делающие обзор писем и
б) высказывающие свое мнение
Обмениваемся информацией с немецкими друзьями о планах на будущее, о проблемах выбора профессии, о наиболее престижных профессиях Я- роль. Немецкие и российские школьники
Обсуждаем с немецкими школьниками роль средств массовой информации и современных технологий. Увлечение компьютером – это необходимость или мания? Роль телевизора в твоей жизни Немецкие и российские школьники. Я- роль
Содержание обучения
К содержанию обучения относятся:
- Сферы общения;
- Темы/проблемы;
- Тексты;
- Ситуации общения;
- Языковой и речевой материал;
- Коммуникативно-програматические умения;
- Стратегии и приемы самостоятельной работы над языком и речью;
- Контроль и самоконтроль успешности в изучении немецкого языка.
Содержание обучения структурируется в соответствии с поставленными целями и задачами, соответствующим возрастным особенностям и личностно-ориентированным интересам школьников старших классов.
Отбор языковых и речевых средств осуществляется на основе таких критериев, как аутентичность, коммуникативность, прозрачность (доступность, понятность), информативность, актуальность, достоверность, мотивированность.
В рамках таких сфер общения, как социально-бытовая, социально-культурная, художественно-эстетическая, учебно-трудовая, выделяются ситуативно-тематические области общения,соответствующие им виды текстов, коммуникативно-речевые действия, выполняемые старшими школьниками в ходе решения коммуникативных задач, разговорные темы/проблемы, в рамках которых совершенствуются коммуникативно-програматические умения, которые составляют основу определенных коммуникативных действий.
Ознакомление с социально-бытовой и социально-культурной сферами общения планируется на первом этапе обучения – 10 классе.
Художественно-эстетическая и учебно-трудовая сферы общения являются предметом изучения на втором этапе обучения – 11 классе.
№ Ситуативно-тематические области Соответствующие виды текстов Коммуникативно- речевые действия Разговорные темы/проблемы. грамматикаКоммуникативно-прагматические умения
I. Jugendliche, wie geht es?
Wer ist das?
Конечные требования к уровням сформированности коммуникативных компетенций школьников старших классов
По завершении изучения немецкого языка в средней общеобразовательной школе учащиеся должны продемонстрировать следующие коммуникативно-прогматические умения.
В области аудирования (3 вида аудирования):
- полностью понять услышанное;
-понять основное содержание;
-извлечь необходимую информацию из прослушанного текста.
В области чтения (3 вида чтения):
-полностью понять прочитанное;
-понять основное содержание прочитанного;
-извлечь необходимую информацию из прочитанного текста.
В области говорения:
-задавать вопросы, расспрашивать, выражать благодарность, мнение, убеждение, надежду, восхищение, сомнение;
-участвовать в диалоге без предварительной подготовки;
-общаться по заданной ситуации в рамках изученной тематики социально-бытовой, социально-культурной, культурной и учебно-трудовой сфер общения;
-рассказывать о своих делах, друзьях, свободном времени, подготовке к экзаменам, будущих планах, сообщать мнение о прочитанном, поделиться впечатлениями, пояснить свою точку зрения на факты и события
В области письменной речи:
-писать простые связные тексты на знакомые или итересующие темы;
-правильно заполнять формуляры и анкеты;
-писать заявление о приеме на работу, автобиографию в краткой и развернутой форме;
- писать личное и деловое письмо с соблюдением правил письменного речевого этикета;
- писать поздравление, приглашение.