Статья Перспективы внедрения ФГОС СОО и освоение методов обучения в свете требований по новым стандартам английский язык

Перспективы внедрения ФГОС СОО и освоение методов обучения в свете требований по новым стандартам.

Артюх Татьяна Анатольевна, Аваева Дарья Геннадьевна,
МБОУ "Лицей "Дубна" г. Дубны Московской области"

Разработка и внедрение образовательных стандартов нового поколения стало важным этапом модернизации российского образования. Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) "Об образовании в Российской Федерации" общее образование включает в себя три этапа, соответствующих уровню учебных программ:

Начальное общее образование (как правило, стандартная продолжительность обучения составляет четыре года): 1-4 классы;
Основное общее образование (стандартная продолжительность обучения составляет пять лет): 5-9 классы;
Среднее (полное) общее образование (стандартная продолжительность обучения составляет от двух до трех лет): 10-11 классы.
Стандарт устанавливает определенные требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы.
Таким образом, важнейшей задачей является обеспечение целевого и содержательного единства учебной деятельности на всём протяжении процесса образования. Непрерывность и преемственность между начальной, основной и старшей школой достигается при наличии следующих условий:
1) единая задача на всех образовательных этапах – выращивание функционально грамотной личности;
2) единство реализации психолого-педагогических принципов (см. Образовательную программу «Школа 2100»);
3) единство целей формирования познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных универсальных учебных действий (УУД);
4) единые подходы к отбору и организации учебного материала: использование принципа минимакса, единые предметно-содержательные линии, единая концепция методического аппарата и продуктивных заданий;
5) единые представления о языковой и речевой деятельности на всех уроках по всем предметам;
6) единые образовательные технологии (проблемный диалог, продуктивное чтение, технология оценивания учебных успехов).
УМК «Английский в фокусе» был выбран в нашей школе для реализации программы по английскому языку в 10-11 классах, так как обеспечивается преемственность обучения английскому языку по данному курсу с начальной школой.
Особенности учебников для старшей школы.
Прежде всего учебники должны:
1) обеспечивать интеграцию знаний в рамках целостной картины мира;
2) стимулировать учащихся к систематическому обращению к Интернету, дополнительной литературе, периодике, словарям и справочникам;
3) сочетать в себе развивающую функцию с подготовкой к ЕГЭ.
Всем вышеперечисленным параметрам отвечает УМК «Английский в фокусе». В учебниках данной линейки уделяется внимание развитию всех видов речевой деятельности (аудированию, говорению, чтению и письму) с помощью разнообразных коммуникативных заданий и упражнений. Материал организован таким образом, что позволяет регулярно развивать и совершенствовать все виды компетенций.
Методологические особенности старшей школы.
Концептуальная основа всего образовательного процесса в старшей школе: не развивать школьников, а помогать им развиваться самим.
Максимальная ориентация на развитие функциональной грамотности (умение решать любые жизненные задачи). Средствами всех предметов учить построению самостоятельного алгоритма деятельности, анализу его продуктивности с точки зрения возможности достижения поставленной цели и его коррекции в процессе выполнения намеченной работы.
Создание у учащихся целостного образа мироздания – картины мира, обеспечение у них единого философского осмысления природы, общества и человека.
Общие методические особенности старшей школы:
1) максимальная реализация различных форм самостоятельной и творческой деятельности (проектная, исследовательская и др.);
2) комплексное развитие различных видов речевой и коммуникативной деятельности, форм познавательной деятельности.
Обучение приёмам получения и обработки информации и различным типам речевой деятельности.
Реализуется через систему заданий и последовательное овладение и совершенствование:
1) умений конспектирования с листа и со слуха;
2) умений аннотирования и реферирования;
3) умений написания эссе и резюме (раздел учебникаWriting Skills имеет чёткую структуру: описание требований к функциональному письменному тексту; работа со структурой письменного текста; комплекс упражнений, направленных на актуализацию языковых средств, необходимых для создания письменного текста, работа с алгоритмом написания/составления текста; обсуждение – подведение итогов ранее проработанного материала и написание/создание собственного письменного текста;
4) навыков владения различными типами чтения и читательскими стратегиями (раздел Reading Skills – предлагает учащимся задания, выполняя которые формируются умения работы с текстом: задания на понимание основного содержания прочитанного, полного и точного понимания информации, выборочного понимания необходимой информации. Текстовый материал отобран в соответствии с возрастными интересами учащихся, содержит воспитательный аспект, представляет интерес для лингвистического анализа и отражает наиболее актуальные проблемы, что является мотивирующим фактором.
5) умений поиска информации, её анализа и систематизации;
6) навыков самостоятельной исследовательской деятельности.
Методические задачи при изучении предметов в старшей школе.
1) ознакомление с базовой информацией по предмету и с ключевыми понятиями (формирование картины предмета), подготовка к ЕГЭ;
2) формирование УУД средствами предмета;
3) знакомство и освоение активной и пассивной лексики, характерной для данного предмета, с ситуациями её употребления и сочетаемостью;
4) обучение чтению оригинальных текстов по данному предмету, слушанию, говорению и составлению собственных текстов с использованием лексических средств и конструкций, характерных для данного предмета( раздел Literature – знакомит учащихся с произведениями выдающихся британских и американских писателей, их биографиями. В данном разделе также осуществляется введение новых лексических единиц, формируется представление о стилистических приёмах и средствах, которые используют авторы для передачи смысла. Текст выступает как средство формирования языковых навыков, а также умений в чтении и говорении. Также формируется механизм антиципации – предвосхищения. Учащиеся зачастую выступают в роли писателей, предлагая свой вариант развития событий, и таким образом развивают навыки письменной речи, логического изложения мыслей и т. д.).
Воспитательные особенности образовательного процесса в старшей школе:
1) формирование умения самостоятельного анализа и оценки спонтанно получаемой информации и её критической систематизации и дифференциации;
2) овладение социальной культурой и нормами этики в ходе социально-активной деятельности, воспитание чувства социальной ответственности (Culture Corner – даёт представление о культуре и жизни англоговорящих стран. В этом разделе даются небольшие тексты (в том числе и образцы английского и американского фольклора), направленные на чтение с извлечением информации и содержащие лексику для рецептивного усвоения. Очень важно, что язык и культура страны рассматриваются в тесной взаимосвязи. У учащихся развивается интерес и воспитывается дружелюбное отношение к представителям других стран;
3) идентификация себя в качестве гражданина своей страны, а также формирование чувства принадлежности к определённому этносу (раздел Spotlight on Russia – это раздел, в который включены небольшие тексты о жизни в России по той же тематике, что и в разделе Culture Corner. Такая организация страноведческого материала отвечает принципу поликультурной вариативности и диалога культур. Тексты подобраны таким образом, чтобы каждый учащийся смог высказаться по предложенной теме. Кроме того, многие тексты включают в себя познавательный элемент, расширяя, таким образом, представление учащихся о своей стране. Сравнивая и сопоставляя культуры двух стран, ученики имеют возможность оценить свою собственную культуру с позиции ценностей другой, выявить отличия одного и того же явления;
4) присвоение в качестве собственных национального историко-культурного наследия и духовно-нравственных ценностей предыдущих поколений;
5) развитие ответственности за себя, своих близких и людей, которые нас окружают;
6) формирование экологической ответственности (раздел Going Green – благодаря наличию специально отобранных текстов, этот раздел повышает осведомлённость учащихся в сфере экологии планеты, знакомит со способами борьбы с загрязнением окружающей среды и способствует экологическому образованию. В мире всё чаще поднимается вопрос о необходимости включиться в борьбу с нанесением вреда природе, а данный раздел показывает, как это можно сделать).


Литература

Федеральный Закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) "Об образовании в Российской Федерации"
Приказ от 06.10.2009 №413 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»
Образовательная система «Школа 2100» :Педагогика здравого смысла : сб. мат. // Под науч. ред. А.А. Леонтьева. – М.: Баласс ; Изд. дом РАО, 2003.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного (полного) общего образования [Электронный ресурс]. – www:mon.gov.ru
Апальков В. Г. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]



15