Личностный рост воспитанников как цель и результат воспитательного процесса


Личностный рост воспитанников как цель и результат воспитательного процесса

1. Личностный рос воспитанника, как цель и результат педагогического процесса.
2. Влияние учебной деятельности на развитие умственных способностей.
3. Индивидуальная работа с детьми и индивидуальный подход при организации учебного процесса.
4. Индивидуальная работа как одна из основных условий достижения личностного роста воспитанников.
5. Духовное начало как условие личностного роста.
Тема глобальна и многогранна, она вечна и всегда будем актуальна. Ее значимость для педагогов важна не только в теоретическом плане, но и практическом, прикладном. Я пыталась определиться с тем, что обозначать в качестве цели личностное развитие воспитанника и способы отслеживания результативности этом направлении.
Для этого мы должны определиться в подходе к пониманию личностного роста. Что за этим стоит? Очевидно, наш набор личностных качеств ребенка, которые, по А. В. Хуторскому, можно сгруппировать так:
креативные качества - обеспечивают условия создания учеником творческого продукта деятельности;
когнитивные качества - обеспечивают процесс познания учеником внешнего мира;
методологические (оргдеятелъностные) - обеспечивают организацию образовательной деятельности ребенка в познании и творении.
Каждой группе названных личностных качеств соответствуют определенные способности, с помощью которых происходит самореализация ученика.
Не забудем и о динамичности процесса. Личностный рост обнаруживается в деятельности ребенка и в изменении во времени его свойств и качеств, что и составляет его развитие, рост. Отметим, что не всякая деятельность служит формированию качеств человека, отвечающих нашим нормам нравственности.
Личность целостна. Поэтому и условия для ее развития должны быть направлены на развитие всех ее сторон. Достигается это путем включения ребенка в познавательную, нравственную, трудовую, коммуникативную, эстетическую и физическую деятельность.
Обратимся к качествам личности.
Когнитивные качества:
физиологические (умение видеть, слышать, осязать, обонять, чувствовать на вкус);
интеллектуальные (любознательность, эрудированность, сообразительность, логичность, обоснованность, аналитичность, синтетичность, увлеченность);
склонность к эксперименту, умение задавать вопросы, видеть противоречия, делать выводы и обобщения, нестандартность мышления;
умения понять и оценить иную точку зрения, вступить в содержательный диалог;
владение базовыми знаниями, умениями и навыками;
способность воплощения добываемых знаний в духовные, материальные и деятельностные формы.
Креативные качества:
эмоционально-образные качества: вдохновленность, одухотворенность, эмоциональный подъем в творческих ситуациях; воображение, фантазия, образность, способность к эмпатии;
инициативность, изобретательность, смекалка, неординарность, самобытность;
способность и генерация идей;
раскованность мыслей, чувств, движений в сочетании с умением выдерживать нормы поведения;
преодоление стереотипов;
прогностичность, предсказательность, формирование гипотез, конструирование версий, интуиция, медитация;
глубина и независимость результатов образования;
реализация своих творческих способностей в форме выполнения и защиты творческих работ, участие в конкурсах, олимпиадах и т. д.
Оргдеятелыюстные (методологические) качества:
знание своих индивидуальных особенностей, черт характера; оптимальных темпов и форм занятий каждым из учебных предметов;
осознание и умение объяснить цели своих учебных занятий;
наличие новой достойной цели, программы ее достижения, упорство в доведении дела до конца, верность цели, умение ставить цели, целеустремленность;
умение выполнить намеченный план, осознать полученный результат, сравнить его с результатами одноклассников;
умения формулировать правила деятельности, спрогнозировать ее результаты;
навыки самоорганизации: планирование, коррекция этапов и способов деятельности, гибкость и вариативность действий, реализуемость планов;
-сравнение результатов с целями; самоанализ, самооценка;
способность взаимодействия с товарищами, взрослыми, умение отстаивать свои идеи, выносить непризнание окружающих, «держать удар», решительность, коммуникативность;
- способность организовать деятельность группы.
Совершенно особо следует остановиться на духовно-нравственном росте. Это душевная щедрость, отклик на нужды людей, дар чуткости, дар внимания, заботы о другом человеке. Эти качества вес мы хотели бы видеть в наших детях, но развивать их мало кому удается.
Нравственное становление ребенка происходит в д/доме, где педагоги ценят и особо хранят отношения доброты, прощения, терпения, смирения.
Теперь самое время задаться вопросом: а как, у нас обстоят дела с целью и результатом личностного роста воспитанника. При этом помним мнение Е. Д. Божевича, что «настойчивые попытки педагогической психологии и дидактики создать единую систему примеров развития детей в процессах обучения пока успехом не увенчались»
И нам, конечно, будет интересно знать, как и что у нас получается. Будем пытаться определить критерии развития личности с помощью всех доступных средств. В качестве таковых могут выступать не только психологические тесты и срезы, но и наши наблюдения за детьми в течение ряда лет, дневниковые записи и пометки. Каждый воспитатель просто обязан их вести. Тогда ничего не будет забыто или упущено. Тогда будет ясно виден путь, лестница, по которой движется каждый ребенок, и нам будет понятно, что с ним происходит
Наряду с названными в практику моей работы активнее должны войти и другие методики изучения- личностного роста учащихся. Это и опрос, и интервью, и анкетирование, и метод незаконченных предложений а также изучение работ школьников. Остановлюсь на двух последних.
Метод незаконченных предложений является разновидностью письменного опроса, когда опрашиваемые учащиеся дописывают сами незаконченные предложения. Например: «Больше всего я ценю в людях ...» или «Наша школа - это ...». В таком задании вопрос исследователя дается в скрытой форме, а опрашиваемый ставится в позицию отвечающего самому себе, что заставляет интенсивнее думать, искать более полные и искренние ответы.
Очень много штрихов в «портрет» воспитанника можно внести
путем анализа различных поделок, рисунков, сочинении, творческих работ учащихся. По их качеству можно сделать заключение об аккуратности, ответственности, воображении ученика. Богатыми диагностическими возможностями обладает такой метод, как сочинение. С его помощью можно получить информацию об интересах учащихся, их ориентациях, отношении к школе, различным видам деятельности, учителям, товарищам, себе и одновременно включить их в процесс активного, творческого осмысления своей системы отношений!
Это достаточный срок для каких-либо заметных изменений в качествах личности ребенка, и чтобы собрать и обработать информацию. Лучше бы начинать в первом учебном полугодии, а в конце учебного года иметь результаты, которые бы отражались в индивидуальной карте развития воспитанника, так как во многом от его последовательности и настойчивости будет зависеть успех.
Таким образом, мы бы год за годом отслеживали личностный рост каждого учащегося и имели бы богатейший материал для работы с детьми, знали бы, что и как у нас получается или не получается, какие необходимы коррективы.
Такой мне видится наша работа по данной проблеме.
2. Личностный рост учащихся как цель и результат педагогического процесса.
Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием психологических черт и особенностей, образующих ее индивидуальность, составляющих своеобразие человека, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения), в способностях, индивидуальном стиле деятельности. Нет двух одинаковых людей с одинаковым сочетанием указанных психологических особенностей - личность человека неповторима в своей индивидуальности. Процесс развития каждого человека сугубо индивидуален.
Фундамент личности - личностный потенциал - это система наследственных, нереализованных стремлений, личностные задатки, содержащие в себе возможность к реализации. Которое реализуется с момента зачатия уже в утробе матери. Таким образом и становятся.
Человек с момента своего зарождения попадает в определенную жизненную среду и находится с ней в постоянном взаимодействии: он развивается, обучается, воспитывается, здесь формируется его неповторимый личностный склад, определяющий возможности уже самостоятельного вмешательства и преобразования этой среды личностью
Велика роль воспитателя в формировании индивидуально-психологических и личностных особенностей человека, которые могут способствовать, помогать, создавать условия для личностного роста, а также личностный рост стремлений:
1. Стремление к силе личности - высокой самооценке, уверенности в себе (к слабости - заниженной самооценке, неуверенности).
2. К свободе личности - самостоятельности, опоре на себя (к зависимости, опоре на других).
3. К самореализации, к развитию ценностей
В процессе жизнедеятельности может изменяться актуальность любых жизненных стремлений, поскольку «отрицательные» факторы личности также стремятся к своей реализации; и тогда положительный полюс может смениться на отрицательный (особенно в ситуациях хронической дезадаптации личности, систематическом ее неуспехе). В такой ситуации блокируется процесс самореализации, и говорить о личностном росте не приходится.
Личностный рост - результат особой работы, особой деятельности личности, которая разворачивается после того, как личность совершает под влиянием внешних и внутренних стимулов нечто, что переживается ею самой как своеобразный выход за ее пределы, за рамки уже достигнутого ею. И темп продвижения по различным направлениям личностного роста является сугубо индивидуальным в связи с тем, как личность преодолевает барьеры на пути своего роста.
Главная цель детского дома - создать наиболее благоприятные условия для раскрытия и реализации того потенциала, который заложен в человеке.
Развитие человека как личности и объекта деятельности - это обязательно развитие:
интеллекта;
- эмоциональной сферы;
устойчивости к стрессам;
уверенности в себе и самопринятия;
позитивного отношения к миру и принятия других;
самостоятельности, ответственности;
мотивации, самоактуализации, самосовершенствования (в том числе и мотивации учения как важнейшего элемента мо-
В связи с этим воспитатель должен:
- создавать оптимальные условия для реализации каждым воспитанникам своих потенциальных возможностей;
стимулировать включение в поисковый процесс не только логических механизмов, но и интуиции, озарения, предвосхищения;
стимулировать потребность личности в творчестве;
изменять принципы организации усвоения предмета
формировать самостоятельность, как показателя личностного роста;
быть эмоционально гибким, так как учитель с высоким уровнем развития эмоциональной гибкости обогащает педагогическое взаимодействие, формирует у учащихся чувство психологической защищенности, обеспечивает достижение высокой продуктивности педагогической деятельности.
Совершенно очевидно, что развитие определенных личностных качеств (таких, как ответственность, автономность, личностный позитивизм) является значимой целью воспитания учащегося. С достижением этих целей воспитания и соответствующим личностным ростом связаны успешность социальной адаптации ребенка, его нервно-психическое самочувствие и психологическое здоровье. Психически здоровая личность способна к эффективному личностному росту.
Подчеркивая необходимость и ценность воспитательного процесса, следует сказать о том, что человек является не только объектом психолого-педагогических воздействий, объектом воспитания, но и обязательно - субъектом самовоспитания, активным субъектом саморазвития и самосовершенствования. Эти процессы неразрывны. Любой эффективный воспитательный момент всегда предполагает запуск процессов активного саморазвития и самокоррекции личности.
Таким образом, задачей воспитательного процесса как раз и является запуск механизма субьектности воспитания, процесса самостроительства личности.
Адекватная и правильная самооценка побуждает ребенка к активности, направленной на формирование тех качеств, которые развиты недостаточно хорошо, а также к избавлению от недостатков.
Возрастное пространство - это прогресс субъекта - личностный рост самостоятельности и ответственности. Переход от одной возрастной ступени к другой (возрастной кризис) облегчается за счет форм деятельности, общих для разных возрастов и характерных для невозрастного пространства.
Диагностический компонент педагогической деятельности.
Познание воспитанника должно помогать созданию оптимальных условий для его обучения и воспитания, развития индивидуальности.
Классификации В. А. Крутецкого и Н. В. Кузьминой содержат различные параметры оценки педагогических способностей. Это способность передавать уСтщш&5;Гучебный материал, способность проникать во внутренний мир, способность ярко и четко выражать свои мысли и чувства, способность непосредственного эмоционально-волевого влияния на ребенка, педагогическое воображение (имеется в виду предвидение последствий своих действий), способность к распределению внимания.
В последнее время особое внимание уделяется еще одной педагогической способности - владению диагностическим компонентом педагогической деятельности. Наличие данной способности способности позволяет говорить об воспитателе, как о «педагоге-диагносте».
Диагностический компонент воспитательной деятельности обеспечивает решение ряда педагогических задач, таких как:
прогнозирование и анализ результатов деятельности;
владение техникой наблюдений и тестирования;
изучение и учет учебных возможностей и психологических
особенностей воспитанников.
изучение других компонентов среды воспитания;
выявление причин затруднений в учебе, пробелов в знаниях;
соотнесение своих знаний, умений и опыта с потребностями конкретных педагогических ситуаций;
наличие чувства эмпатии, проявляющегося в быстром, сравнительно легком и глубоком проникновении в индивидуальность каждого учащегося*
особая чувствительность к изменениям, происходящим в субъекте педагогической деятельности под влиянием различных воздействий, понимание причин, вызвавших эти изменения.