Интеллектуальная игра по русскому языку


Интеллектуальная викторина по русскому языку «Что? Где? Когда?»
(для учащихся 5 класса)
До начала игры необходимо расставить столы, чтобы отделить игровое пространство одной команды от другой, подготовить листочки и ручки.
Краткое описание хода игры:
Класс делится на 4 команды. Команда выбирает командира, придумывает название.
Вступительное слово ведущего. Представление команд.
Знакомство с правилами игры.
Проведение игры.
Подведение итогов
Награждение.
Ход игры
Как вы думаете, хорошо ли вы знакомы с русским языком? Что мы с ним знакомы, я согласна. Ведь это наш родной язык – мы на нём говорим, читаем, пишем письма, слышим его по радио и с экранов телевизоров. Но хорошо ли мы его знаем? Много ли грамматических ошибок встречается в ваших тетрадях? Вы скажете, что писать совершенно без ошибок, мало кто умеет. Но не надо огорчаться. Помните, еще великий поэт А.С. Пушкин считал, что ошибка – обычное дело в русской речи. Он даже подтвердил это в своих стихах, сказав: Как уст румяных без улыбки,Без грамматической ошибки Я русской речи не люблю.
  Великий поэт всегда ценил хорошую шутку. И в данном случае он, несомненно, шутил. Ведь, изучая его рукописи, учёные смогли найти совершенно ничтожное количество ошибок. О, Пушкин был великий знаток русского языка.
А теперь, друзья, давайте проверим, хорошо ли вы владеете русским языком. Пусть сегодня в соревнование вступят 4 команды, и мы определим знатоков русской речи.
Правила игры:
Игра проходит в несколько этапов – раундов.
На обсуждение вопроса дается 30 секунд.
На столах имеются листочки, в которые нужно будет внести верный ответ.
По истечении времени все команды поднимают карточки со своим вариантом ответа. Командиры по очереди зачитывают их. За правильные ответы команды получают баллы. За неправильные ответы баллы не зачисляются. Каждый вопрос имеет свою цену.
Победителем считается команда, набравшая большее количество баллов.
Первый раунд. Вопросы.
Ответьте на вопросы. За каждый правильный ответ команда получает по 1баллу.
Обратимся к истории. В 863 году в жизни славянских народов произошло важное событие. Назовите его. (Два брата – монахи Кирилл и Мефодий – составили славянский алфавит.)
Назовите дату празднования Дня славянской письменности. (25 мая.)
Как называлась древняя славянская азбука? (Кириллица).
Сколько букв в русском алфавите? (33)
Во что превратятся башня, борт, бочка, быль, жар, жалость, если заменить в них начальные звонкие согласные парными им глухими? (Башня – пашня, борт – порт, бочка – почка, быль – пыль, жар – шар, жалость – шалость.)
Вопросы на смекалку. За каждый правильный ответ команда получает по 2 балла.
Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело. (Нос.)
Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые подопытные. (Уши.)
Он в голове у легкомысленного, несерьёзного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез; на него бросают слова и деньги, кто их не ценит. (Ветер.)
Ответьте на вопрос, вспомнив известную пословицу. За каждую отгаданную пословицу команда получает 3 балла.
 Что не вырубишь топором?  (Что написано пером.)
Чем долг красен? (Платежом.)
Где черти водятся?  (В тихом омуте.)
Теоретические вопросы. 4 балла.
Лексика – это? (Раздел науки о языке, который изучает словарный состав языка.)
Что такое фразеология? (Раздел языкознания, изучающий фразеологический состав языка.)
Что такое фонетика? (Раздел языкознания, изучающий звуки речи.)
Как называется наука, изучающая нормы произношения? (Орфоэпия.)
Назовите значимые части слова. Какие из них служат для образования новых слов? А какие образуют формы одного и того же слова. (Значимые части слова: приставки, суффиксы служат для образования новых слов, окончание служит для изменения слова и выражения его грамматического значения).
Что такое орфография? (Правописание, система правил, определяющих единообразие способов передачи речи (слов и грамматических форм) на письме.)
Второй раунд. Словообразовательный.
Хочешь приз? 3 балла.
Вспомните слова, в которые «вмонтировано» слово приз. Например, каприз. Кто больше придумает, тому 3 балла.
 Анаграммы. 3 балла.
Анаграммы – слово или словосочетание, образованное перестановкой букв, составляющих другое слово. Мука – кума. Задание на скорость. Какая команда, быстрее переставляя буквы в словах, найдёт все анаграммы?
Ракета, лакей, лапоть, марка, волос. (Карета, лейка, пальто, рамка, слово).
 Метаграммы. 3 балла
Метаграммы – слова, получающиеся при замене одной буквы другой.
Я хищным не был никогда,овес, трава – моя еда.Но вдруг лечу я в небеса – и больше не хочу овса.Ты Р поставишь вместо С,и вот отгадка всех чудес. (Осёл – орёл)
 Псевдоанаграммы. 2 балла
Восстановите слова, в которых буквы переставлены местами.
НЕАП НОКУС ФРАЖИ НАУЛ СЕЛЬР ЛАГФ ЛОЕКЬ
Ответы. Пена, конус, жираф, луна, рельс, флаг, колье.
Третий раунд. Шарады. 4 балла
Шарады – это особые, более сложные загадки, в которых надо отгадать слово по частям. Первые шарады появились ещё в древнеримской литературе. Но особенно их полюбили в 18 веке; в них даже играли в дворянских салонах.
Составьте слово!
Приставка такая же, как в слове полёт. Корень такой же, как в слове дарить. Суффикс такой же, как в слове дружок. Окончание такое же, как в слове лес. (Подарок)
Первый слог – мужское имя, буква гласная – второй. Слово в целом знак почтовый, угадайте вы, какой? (Марка)
Моё начало – буква алфавита, Она всегда шипит сердито. Второго корабли боятся И обойти его стремятся. А целое весной жужжит: то сядет на цветок, то снова полетит. (Шмель)
Начало слова – лес, потом – стихотворенье, а целое растёт, хотя и не растенье. (Борода)
Первое – нота, второе – игра, целое встретится у столяра. (Долото)
Мой первый слог – предлог, второй – сигнал беды, а весь я иногда вам нужен для воды. (Насос)
Пятый раунд. Грамматическая арифметика. 2 балла
ЯР + любимое лакомство собаки (Яркость)
ЯР + необходимый предмет для отправления письма (Ярмарка)
РОВ + ПОЗА = вид транспорта (Паровоз)
ТОСКА + ПАР + ШОВ = молочный продукт (Простокваша)
РОВ + ГРОЗА = ? (Разговор)
БА + большой деревянный сосуд = ? (Бабочка)
БА + музыкальный звук = ? (Батон)
КАР + знак препинания = ? (Карточка)
КИТ + РАНА = ? (Картина)
ПАРК + ИВА =? (Крапива)
Шестой раунд. Вопросы – шутки. 2 балла
1. Чем кончаются день и ночь? Ь
2. Что стоит посредине земли? М
3. Чем кончается лето и начинается осень? О
4. Какие слова состоят из ста согласных? СТОН, СТОГ, СТОЛ, СТОЙ
5. Подберите слово, прочтение которого слева направо давало бы название рыбы, а справа налево – название известного европейского города. НАЛИМ
6. Какой предлог является названием ноты? ДО
7. Как большой дом превратить в маленький? ПРИ ПОИОЩИ СУФФИКСА - ИК ДОМИК
8. Как называются жители Дании? Датчане
9. Как называются жители Швеции? Шведы
10. Как называются жители Литвы? Литовцы
11. Как называются жители Латвии? Латыши
12. Назовите несколько слов, начинающихся с четырёх согласных?
ВСПЛЕСК, ВЗГЛЯД, ВСТРЕЧА, ВСТРЕВОЖЕННЫЙ
13. Назовите деепричастие, в котором было бы три буквы Я.
ЯВЛЯЯСЬ
Седьмой раунд. Конкурс «Как об этом говорят?». 1 балл
  Задание: подберите подходящий по смыслу фразеологизм.
1.    О том, кто часто меняет свои решения. (У него семь пятниц на неделе.)
2.     О человеке, которого трудно заставить поверить чему-либо, убедить в чём-нибудь. (Фома неверующий.)
3.     О кротком и безобидном человеке. (Мухи не обидит.)
4.     О болтливом человеке. (У него язык без костей.)
Восьмой раунд. Конкурс «Знаете ли вы басни?». 1 балл
  Определите, из каких басен эти крылатые выражения.
  1. «И в сердце льстец всегда отыщет уголок». («Ворона и лисица».)
2. «Попрыгунья Стрекоза лето красное пропела». («Стрекоза и муравей».)
  3. «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать». («Волк и ягненок».)
     
Девятый раунд. Конкурс «Наборщики» . 3 балла.
Задание: наберите наибольшее количество слов из слова «языкознание»  за одну минуту.