Коммуникативная компетенция как одна из целей обучения ИЯ


Коммуникативная компетенция как одна из целей обучения ИЯ
Учитель немецкого языка МБОУ СШ №85 Смирнова И.Н.
Основной целью обучения ИЯ является формирование коммуникативной компетенции. Термин «компетенция» (от лат. сompetere –быть способным к чему-либо) был введён Н.Хомским.
Коммуникативная компетенция – это способность решать средствами языка актуальные задачи общения. Единицами коммуникативной компетенции являются:
• сферы коммуникативной деятельности;
• темы, ситуации общения и программы их развёртывания;
• речевые действия;
• социальные и коммуникативные роли собеседников;
• тактика коммуникации в ситуациях при выполнении программы поведения;
• типы текстов и правила их построения;
• языковые минимумы.[4 ] В настоящее время в зарубежной методике выделяют несколько составляющих коммуникативной компетенции:
1. лингвистическая компетенция, подразумевающая знание словарных единиц и грамматических правил, которые преобразуют лексические единицы в смысловые высказывания;
2. социологическая компетенция, т.е. способность выбирать и использовать адекватные языковые формы и средства в зависимости от цели и ситуации общения, социальных ролей участников коммуникации;
3. социально – культурная компетенция – знание культурных особенностей носителей языка, их привычек, норм поведения, традиций, умение понимать и адекватно использовать их в процессе общения, оставаясь при этом носителем другой культуры;
4. стратегическая компетенция, т.е. вербальные и невербальные средства, к которым человек прибегает, если коммуникация не состоялась;
5.дискурсивная компетенции – способность понимать различные виды коммуникативных высказываний, строить целостные, связанные и логичные высказывания;
6. социальная компетенция – умение и желание взаимодействовать с другими, уверенность в себе и в своих силах для осуществления коммуникации.
Однако анализируя состояние образовательного процесса по ИЯ в школе, можно сказать, что на практике реализуются только некоторые компоненты коммуникативной компетенции, а именно – лингвистическая и социолингвистическая. В отечественной методике существует комплекс целей обучения. Е.Н. Соловьёв утверждает, что школа Е.И. Пассова в вопросах коммуникативного преподавания языка занимает ведущее место и приводит его классификацию целей обучения, а именно – четыре аспекта цели обучения ИЯ:
1.Учебный практический аспект. Речь идёт об владении четырьмя видами речевой деятельности: рецептивными – аудированием и чтением, продуктивными – говорением и письмом, а также связанными с ними тремя аспектами языка – лексикой, фонетикой, грамматикой. «Практический аспект предполагает овладение всеми формами общения и всеми речевыми функциями для того, чтобы овладение ИЯ было средством межличностного общения, обогащения духовного мира, пропаганды отечественной культуры, дружбы между народами, экономического и социального прогресса.» .[18,11 ] 2.Воспитательный аспект обучения предполагает формирование у учащихся мировоззрения, идейной убеждённости. Патриотизма, нравственности, ответственности за себя и происходящее вокруг, а также эстетическое и духовное развитие личности.
3. Образовательный аспект предполагает приобретение знаний о культуре страны или стран изучаемого языка, включая литературу, музыку, архитектуру, историю и т. д. , а также знание о строе языка, его системе, характере, особенностях, сходстве и различии с родным языком.
4. Развивающий аспект обеспечивает осознание средств выражения мыслей, того, как люди произносят, какие слова употребляют для названий предметов, сравнение и сопоставление явлений родного и иностранного языков, развитие языковой догадки, памяти, логики, умение общаться, таких черт характера как трудолюбие, активность, целеустремлённость, умение учиться .[18,2 ] При сравнении нашей и зарубежной классификации можно заметить, что наша классификация более широко охватывает условия становления образованной личности( присутствие воспитательного аспекта).
На данный момент в государственном образовательном стандарте РФ рассматриваются следующие компетенции:
• речевая компетенция – развитие коммуникативных умений в четырёх основных видах речевой деятельности( говорение, аудирование, чтение, письмо);
• языковая компетенция – овладение фонетическими, орфографическими, грамматическими и лексическими языковыми средствами в соответствии с темами, сферами общения, отобранными для основной школы;
• социокультурная компетенция – приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям стран изучаемого языка;
• компенсаторная компетенция – развитие умения выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передачи информации;
• учебно-познавательная компетенция – дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений: ознакомление с доступными учащимся способами и приёмами самостоятельного изучения языка и культуры, в том числе с использованием новых информационных технологий. .[8]
Список литературы:
1.Мильруд Р.П., Максимова И.Р. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранным языкам. ИЯШ .-2000 №4, с.9-15
2. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. – М.:Просвещение, 1991.- с223
3.Педагогический словарь. http://www.ec/znanie/info/rus/terms.html?unt=2104.Cоловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций: Пособие для студентов пед. вузов и учителей/ Е.Н. Соловова.-М.: Просвещение, 2002-239с.