Статья ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ И ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ ПЕДАГОГОВ


Ядрова Надежда Викторовна
старший преподаватель кафедры ДНОВЛ филиала АО «НЦПК
«Өрлеу» ИПК ПР по Костанайской области» г. Костанай, Казахстан.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ И ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ ПЕДАГОГОВ
Профессиональный и личностный рост педагога - одна из актуальных целей педагогического образования. Акмеология показывает, что педагогической профессией и педагогическим мастерством можно овладеть только на индивидуально-личностном уровне.
Учитель, в первую очередь, носитель накопленных культурой общечеловеческих ценностей, активный субъект, реализующий в педагогической профессии свой способ жизнедеятельности, готовность принимать на себя ответственность за решение педагогических задач, вырабатывать свой стиль педагогической деятельности, стратегию профессионального мышления, поведения. [1]
Человеческий фактор является главным во всех сферах жизни общества и предполагает, переосмысление цели и содержания образования, его особого места в решении глобальных проблем, а так же вопросы, связанных с обучением, воспитанием и развитием целостной личности. Логическим центром обновления системы образования является переориентация современной педагогики на человека и его развитие, это выражается в переходе со «знаниевой» на новую образовательную парадигму, в центре которой ученик и его целостное развитие как высшая ценность.
Формированию новых подходов и взглядов в современном образовании способствует усиление гуманистических тенденций, где педагог, выступает не только потребителем, но и активным творцом культуры. Система образования, ориентированная на активность и самобытность её деятелей, выдвигает на первый план изучение проблем подготовки современного педагога, возможности её ориентации на совершенствование и развитие личности, усиление субъектности участников образовательного процесса, развитие направленности «человек-человек». [1]
Главными целями образования и условиями жизни современного общества являются в такой ситуации - развития у педагога способности к самостоятельной организации и конструированию собственного профессионального поведения в соответствии с учетом «вызовов» современности гуманистически развивающегося общества.
К благоприятным условиям, способствующим профессиональному и личностному росту педагога, относятся ситуации включения учителя в инновационные образовательные процессы. Инновации ориентированы на качественное изменение системы образования, её оптимизацию, требуют от педагога гибкости мышления на меняющиеся индивидуальные и групповые образовательные потребности и запросы, самостоятельности и креативности в принятии решений, осмысленного выбора способов профессиональной деятельности из широкого спектра возникающих педагогических альтернатив.
Педагогическая компетентность, как эффективное владение системой образовательных умений и навыков, позволяющая осуществлять учебно-воспитательную деятельность на грамотном профессиональном уровне и добиваться оптимального образования учащихся, является основной характеристикой деятельности педагога. Совокупность же знаний, умений, навыков, необходимых педагогу для того, чтобы эффективно применять на практике избираемые им методы педагогического воздействия, как на отдельных учеников, так и на детский коллектив в целом называют педагогической техникой. [2]
В понятие «педагогическая техника» принято включать такие показатели как: умение педагога управлять своим поведением и организмом (мимика, пантомимика, управление эмоциями, настроением); социально-перцептивные способности (внимание, наблюдательность, воображение), техника речи (дикция, темп речи); умение воздействовать на личность во время педагогического процесса (дидактические, организаторские, конструктивные, коммуникативные способности).Следующим понятием, которое необходимо раскрыть, говоря о профессиональном росте педагога, является педагогическое мастерство, под которым традиционно понимают доведённую до высокой степени совершенства образовательную компетентность, отражающую особую отточенность методов и приёмов применения психолого-педагогической теории на практике, благодаря чему обеспечивается высокая эффективность учебно-воспитательного процесса.
Главным условием развития педагогического мастерства является мотивация педагога к саморазвитию, включающему в себя переход потенциальных особенностей личности в актуальные, необходимые в период обновления процесса образования. Среди основных психологических требований к личности педагога, осваивающего новые педагогические технологии, выделяют следующие: критичность мышления, эмпатийность, толерантность, коммуникативность, рефлексивность, способность к сотрудничеству и др. Развитие этих качеств, способствует повышению уровня его готовности к инновациям вообще и к овладению новыми педагогическими технологиями, в частности. [2]
Готовность к нововведениям - это такое личностное проявление творческого стиля деятельности педагога, в котором сочетаются личностная направленность, стремление, потребность внедрять новые способы и формы профессиональной деятельности, т.е. мы наблюдаем своеобразное «сочетание» психологической, теоретической и практической готовности.
Высшим уровнем квалификации педагога называют педагогическое творчество. Оно связано не столько с продуцированием новых идей и принципов, сколько с их модернизацией, видоизменением. Только на высшем уровне своей профессиональной деятельности-новаторстве - педагог выдвигает и реализует новые, прогрессивные идеи, принципы, приёмы в процессе обучения и воспитания. [2]
Педагог-новатор – является автором новой педагогической системы, то есть совокупности взаимосвязанных идей и соответствующих технологий. Такой учитель, владеющий современными педагогическими технологиями и обладающий технологической культурой, должен проявлять гибкость при использовании методов и средств обучения, уметь модифицировать свои профессиональные действия, разрабатывая при этом свою собственную педагогическую технологию. Авторская методическая система - это совокупность индивидуальных приёмов, средств, а также оптимальных для педагога, его индивидуального стиля деятельности форм и методов, характеризующихся целостностью, оригинальностью и результативностью их применения.
Разработка и усовершенствование образовательных программ - одно из самых распространённых направлений инновационного педагогического поиска в образовательных учреждениях. А готовность педагога к созданию авторской технологии, характеризующейся согласованностью методических приёмов, оригинальностью их сочетания в целостной системе, соответствующей единому замыслу и личностному опыту, авторским стилем его педагогической деятельности - один из важнейших показателей личностного развития педагога. [1]
Таким образом, инновационная деятельность, осуществляемая учителем в образовательном учреждении, позволяет ему подниматься на разные уровни своего профессионально-личностного развития.
Список Литературы:
Никишина, И.В. Инновационная деятельность современного педагога в системе общешкольной методической работы / И.В.Никишина. - Волгоград, 2007.
Разина Н.А. Профессионально–личностное развитие педагога в условиях инновационной деятельности образовательного учреждения // Современные наукоемкие технологии. – 2008. – № 1. – С. 48-51.
© Ядрова Н.В., 2017 г.