Методическая статья «Профессиональный и личностный рост музыкального руководителя в условиях реализации ФГОС ДО»

Профессиональный и личностный рост музыкального руководителя в условиях реализации ФГОС ДО

Т. А. Туркотова,
г. Анжеро-Судженск, Кемеровская обл.
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование впервые стало самостоятельным уровнем общего образования. Закон впервые закрепил за дошкольным образованием статус полноправного, более того - исходного, базового уровня образовательной системы.
С одной стороны, это признание значимости дошкольного образования в развитии ребенка, с другой – повышение требований к дошкольному образованию, а значит и к музыкальному руководителю.
Какие же цели и задачи должен перед собой ставить современный музыкальный руководитель, работающий по обновленным стандартам дошкольного образования?
Основным постулатом, которым теперь руководствуется педагог ДО является п. 1. ст.64 «Закона об образовании»: « Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста» [1]. Это положение, разумеется, находит свое отражение в ключевых принципах Федерального Государственного Образовательного Стандарта ДО, которые заключаются в следующем:
- полноценное проживание ребёнком всех этапов детства;
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- реализация Программы в формах, специфических для детей, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
Таким образом, стандарт ДО предоставляет условия для профессионального и личностного роста в педагогической деятельности. Стандарт ДО становится стандартом и качества дошкольного образования, и качества полноценной творческой жизни детей и взрослых в ДОУ.
Стандарт ДО задает стратегию развития дошкольного образования, в качестве системы вариативного развивающего образования, открывая самые широкие возможности и для музыкального руководителя.
 В чем состоят собственно образовательные задачи музыкального руководителя, как участника образовательного процесса в свете реализации ФГОС ДО?
Поскольку разработчиками ФГОС ДО подчеркивается, что результатом дошкольного образования должна стать социализация детей, формирование у ребенка жизненно важных базовых ценностей культуры мира, особое внимание музыкальный руководитель должен уделять развитию мотивационной сферы (это потребность в познании мира музыки, эмоций, чувств и фантазий, желание погружения в творчество и и т.п.) При этом музыкальный руководитель создает условия и развивающую среду, в которой становится возможным развитие дошкольника с учетом его психофизиологических особенностей и потребностей. Сегодня становится очевидным, что музыкальное воспитание детей дошкольного возраста призвано не только заложить первичные музыкальные сведения, но и выявить природный творческий потенциал, обогатить эмоциональную и интеллектуальную сферы детей и на этой основе сформировать музыкально-эстетическую культуру личности. Эмоциональное благополучие каждого ребенка становится одной из основных задач дошкольного педагога.
По сути, музыкальный руководитель должен признать отказ от структуры традиционного мышления в педагогической деятельности, но стать для дошкольника проводником в мир музыки и эстетики, верным помощником на пути к познанию нового. Именно от осознания педагогом необходимости постоянного повышения уровня профессиональной квалификации, зависит эффективность реализации образовательных технологий. Теперь ребенок становится субъектом музыкальной деятельности, такой нестандартный подход требует от музыкального руководителя умения применять нестандартные приемы организации музыкальной деятельности.
В условиях нового подхода музыкальному руководителю необходимо изучать связанные с музыкой и музыкальной деятельностью потребности и интересы детей, их родителей, хорошо знать возможности коллектива.
Подводя итог, можно выделить перечень основных профессиональных компетенций, которыми должен обладать музыкальный руководитель в условиях современных образовательных стандартов ДО:
умение определять цели своей педагогической деятельности с учетом целей и требований ФГОС ДО;
владение современными педагогическими технологиями и методами;
умение адаптировать типовую программу с учетом особенностей дошкольников и условий образовательной деятельности в своем ДУ;
умение разработать собственные программные, методические и дидактические материалы;
уметь обеспечить развитие ребенка по всем направлениям его развития (социально-личностное, физическое, художественно-эстетическое, познавательно-речевое) в соответствии с нормативными требованиями к содержанию и методам, реализуемым в ДОУ;
уметь осуществлять диагностику стартового и итогового уровня развития детей, динамическое наблюдение за их продвижением, выбор и реализацию программы дошкольного образования с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
организовывать результативное сотрудничество с семьей воспитанников и другими специалистами, включенными в систему дошкольного образования.
Среди личностных качеств следует отметить наличие активной жизненной позиции, необходимой для установления деловых контактов с коллегами (участие в творческих конкурсах, публикации, представления педагогического опыта), способность к изменениям, внимательность, компетентность.
Планка требований достаточно высока, но эти требования призваны реализовать основную миссию музыкального руководителя, очень точно раскрытую М. А. Федориной: «воспитывать детей так, чтобы однажды, пройдя немалую часть жизненного пути, среди шума грохочущего города, среди нарастающего крика «SOS!» по всей Земле воспитанники могли расслышать и шелест заблудившегося в траве ветра, и отстукивающий ритм фокстрота дождь, и ту далекую, всегда прекрасную и манящую мамину колыбельную» [7, с. 13].
Литература
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.11.2013) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2014) - "Российская газета", N 303, 31.12.2012.
Новые формы организации игрового и учебно-воспитательного процесса с использованием ИКТ и обучающих развивающих программ для дошкольного образования. Учебно-методическое пособие, Москва, 2012
Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования"- "Российская газета", N 238, 23.10.2013.
Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" - "Российская газета", N 265, 25.11.2013.
Единая рамочная Концепция качества дошкольного образования - «Институт стратегических исследований в образовании», год разработки не известен. -48 стр.
Деркунская В.А. ФГОС Дошкольного образования о музыкальном развитии ребенка. // Справочник музыкального руководителя – 2014 №2-С. 4-9.
Электронный сборник материалов муниципального методического объединения музыкальных руководителей г. Апатиты «От ФГТ к ФГОС ДО: развитие воспитанников ДОУ в музыкальной деятельности» - декабрь, 2013-44 стр..