Урок по математике на тему:Единицы скорости. Взаимосвязь величин: скорость, время, расстояние.


Организационная информация.
Направление Предметы начальной школы.
Тема урока Единицы скорости. Взаимосвязь величин: скорость, время, расстояние
Предмет Математика.
Класс 4
Авторы урока Аферова Л.А.– учитель начальных классов.
Образовательное учреждение МБОУ СОШ №5 г. Лысково Методическая информация.
Тип урока Урок открытия новых знаний
Цель урока Создать условия для осмысления учащимися понятия «скорость движения», её применения и связи с ранее изученными единицами длины и времени.
Задачи урока Познавательные: создать условия для осмысления учениками понятия "скорость движения", её применения и связи с ранее изученными единицами длины и времени;
Развивающие: содействовать развитию практических навыков работы с величинами; познакомить детей с особой формой записи единиц измерения скорости.
Воспитательные: создать и поддерживать атмосферу доброжелательности и сотрудничества между учителем и детьми, между самими учащимися. Умение применения знаний безопасного перехода улиц.
Используемые педагогические технологии, методы, приёмы ИКТ- технология, РКМЧП
словесные, наглядные, частично- поисковые методы; практические методы
индивидуальная, дифференцированная работы, работа в группах.
Знания, умения, навыки, которые приобретут ученики в ходе урока -Единицы скорости. Её применения и связи с ранее изученными единицами длины и времени;
- Умение находить скорость движения по известному расстоянию и времени;
- Умение сотрудничать и самостоятельно добывать необходимую информацию.
Необходимое оборудование Мультимедийный проектор, интерактивная доска, система голосования, м- рулетка, см- лента, классная линейка (1 м), карточки для групповой работы
Ход и содержание урока, деятельность учителя и учеников.
Этап урока Действия учителя Деятельность обучающихся
УУД
1.Организационный момент
2.Целеполагание и мотивация.
3. Актуализация знаний.
4. Усвоение новых знаний и способов действий
5. Первичная проверка понимания
7.Применение знаний и умений в новой ситуации.
8.Рефлексия деятельности на уроке.
9.Итог урока.
10.Домашнее задание.
Подготавливает учащихся к восприятию учебного материала.
Организует и направляет познавательную активность учащихся для выявления темы и задач урока.
Показ видеоролика.
Предлагает задания с именованными величинами, организует работу для создания проблемы, просит найти пути решения.
Предлагает сравнить результаты исследований с выводом в учебнике.
Организует самостоятельную практическую работу в группах для усвоения новых знаний и способов действий.
Предлагает выполнить тест для анализа результа-
тов деятельности. С помощью системы голосования
Предлагает вопросы для проведения рефлексии.
Обеспечивает понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.
Воспринимают информацию, сообщаемую учителем.
Осуществляют самостоятельную поисковую деятельность, определяют тему и задачи урока.
Ищут ответ на вопрос «Что такое скорость?»
Выполняют задания, сталкиваются с проблемой, ищут пути решения.
Сравнивают результаты собственных исследований с выводом в учебнике, записывают результаты в тетрадь.
Выполняют самостоятельную практическую работу в группах, делают выводы, приводят примеры, знакомятся с новыми способами действий.
Выполняют самостоятельную работу.
Выполняют тест, оценивают свои результаты деятельности.
Анализируют результаты собственной деятельности. Регулятивные. Организовывать своё рабочее место под руководством учителя.
Коммуникативные. Сотрудничать с товарищами при выявлении темы и задач урока.
Коммуникативные. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках. Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
Общеучебные. Обучающийся узнает
Что такое скорость движения ,устанавливает связь с ранее изученными единицами длины и времени
Коммуникативные.
Сотрудничать и самостоятельно добывать необходимую информацию.
Регулятивные. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном, вносить необходимые дополнения исправления, в свою работу, если она расходится с образцом.
Регулятивные. Определять вид деятельности, выявлять границы собственного знания или незнания.
Общеучебные. Обучающийся научится применять знания в новой ситуации.
Личностные. Адекватно воспринимать оценку учителя, оценивать результаты учебной деятельности.
Личностные.
Уметь осуществлять познавательную и личностную рефлексию, слушать и понимать других.
Ход урока
Примечание
1.Мотивация учащихся.
Внимание! Начинаем урок математики!
Девиз нашего урока:
«Наблюдаю – замечаю – размышляю - делаю вывод»
Ребята, давайте пожелаем друг другу удачи.
2. Целеполагание и мотивация.
Тему урока постарайтесь отгадать. Подсказки на экране.
Тема нашего урока начинается со слов «Что….?»,
«Как…..?» (Что такое скорость? Как найти скорость?)3. Актуализация знаний.
Неоднократно Денис задавал вопросы про задачи, связанные с движением. Он проявил любознательность. Давайте посмотрим, что у него получилось. Сможете ли вы ответить на вопрос «Что такое скорость?» после просмотра видеоролика.
Из видеоролика мы увидели, что скорость связана с движеним.
-С помощью какого прибора мы можем измерить скорость автомобиля? (спидометр)
-А если скорость можно измерить, можно ли ее сравнивать? (да)
-Какой вывод можно сделать? (Скорость-это величина, а, значит, есть и единицы измерения)
-Какие величины связаны с движением? (путь, расстояние, время)
-Запишите единицы длины в порядке возрастания.
Запишите единицы времени в порядке возрастания.
- Я предлагаю несколько выражений с этими величинами.
-С каким выражением вы не смогли справиться? Почему?(разные величины)
-А я утверждаю, что можно. Попробуем это доказать.
Что мы имеем: 160км, 2ч
Составьте с этими величинами задачу, связанную с движением. (Автомобиль за 2ч проехал 160 км)
-Какой вопрос напрашивается? (Сколько он проедет за 1ч?)
Давайте узнаем.
160 км : 2ч = 80км/ч
расстояние время скорость
S : t = v
Км : ч = км/ч
Т.е. единицы измерения у скорости должны содержать и расстояние и время.
-Так что же значит 80 км/ч (это автомобиль за 1 ч проходит 80 км)
-Что же такое скорость? (Это расстояние, пройденное за единицу времени)
4.Усвоение новых знаний и способов действий
Убедимся, что мы правильно рассуждали.
-Откроем учебник на стр.39. Прочитайте правило.
Вывод.
-на следующем слайде вы видите комнатную муху и гепарда. С какой скоростью летит муха? Что это значит? Какова скорость гепарда?
Физкультминутка
-Немного отдохнем и во время отдыха попробуем использовать новое понятие «скорость»
Изобразите:
1. Как вы с утра идете в школу!
2. Опаздываете на урок!
3. Как мы идем в столовую!
4. Прозвучал звонок на перемену!
5. Мама зовет делать уроки!
6. С другом возвращаемся домой из школы!
7. Друзья зовут играть в прятки!
8. Опаздываете на автобус!
( Скорость разная. Зависит от жизненной ситуации. )5. Первичная проверка понимания.
- Давайте попробуем сами измерим скорость у некоторых предметов. Для этого мы разделимся на 4 группы.
- Каждая группа получит задание. Читайте внимательно. Договоритесь, кто будет отвечать.
Группа №1
С помощью шага измерьте расстояние в от одной стены до другой. При помощи секундомера замерьте сколько времени потребовалось, чтобы пройти этот путь. Найди скорость движения. Запишите.
Длина шага-______________________________
Количество шагов-__________________
S(расстояние)=___________________________
t(время)=_____________________________________
V(скорость)=_________________
Вывод.
Группа №2.
Проведите опыт: с одинаковой высоты одновременно отпустите лист бумаги и скомканный лист. Чья скорость падения больше? Попробуйте определить время падения листа, затем скомканного, по отдельности.
S(Высота)-_____________
t(время)=__________________________t₂-V(скорость)=________________________v₂-__
Вывод.
Группа №3
Возьмите игрушечную машинку. При помощи секундомера замерьте сколько времени потребовалось, чтобы машина прошла путь до полной её остановки. С помощью рулетки измерьте расстояние, которое проехала машинка. Найдите скорость движения машины. Запишите.
S(расстояние)=_________________________________
t(время)=______________________________________V(скорость)=___________________________________
Вывод.
Группа №4
Посмотрите на различные летающие объекты.
Что общего между ними?____________________________________
На какие две группы можно разделить эти объекты?__________________________________________________
Соотнесите объект с его скоростью.
Отчет каждой группы. Вывод.
9. Рефлексия деятельности на уроке.
Система голосования. Вопросы флипчарта.
Раз вы такие сообразительные, попробуем пойти следующее испытание. Приготовьте пульты и включите систему.
1. Заяц, когда ему угрожает опасность пробегает за 6 секунд 72 м. С какой скоростью бежит заяц?
(12м, 12 м/с, 432 м/с)
2. У кого скорость больше: у Лены или у Бори, если Боря идет от дома до школы 10 мин, а Лена 15 мин?
(у Лены; У Бори; Нет решения. Не знаю расстояния до школы.)3. ширина проезжей части дороги 18м. Зеленый сигнал светофора горит 18 сек. С какой наименьшей скоростью может двигаться пешеход с того момента, как светофор загорелся, чтобы пройти дорогу без аварийной ситуации?
(1 м/с, 10 м/с, 36 м/с)
-Запомни! Переходи улицу по переходу. Разговаривать с друзьями или играть во время движения по «зебре» опасно, у светофора ограниченное время!
4. Выберите утверждение.
(Мне все понятно; Еще сомневаюсь, допускаю ошибки; Я большую часть заданий не понял, мне нужна помощь;)10. Итог урока.
- Что нового, интересного узнали на уроке?
- Что понравилось?
- Где испытывали затруднения?
- За что можете себя похвалить?
11. Домашнее задание.
Благодарю всех за работу!
Слайд 1
Слайд №2,3,4
Слайд 5
Видеоролик
Слайд 6
На классной доске вывешивается корзина и записываются предположения детей
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Система голосования