Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 3 классе, по УМК «Начальная школа 21 век»


Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 3 класса
(УМК «Начальная школа 21 века»)
№ № Тема урока Кол-во часов Характеристика деятельности обучения Дата Коррекция
1четверть – 45ч.
Повторение – 20ч.
1 1 Повторяем фонетику.
1 Работа со схемой (задание «дополни схему»), Проблемные ситуации «Вспомни 2 класс» и «Давай подумаем». Сравнение буквенной записи слов с транскрипцией; уметь обозначать звуки буквами;
уметь давать характеристику звуков; формирование приёмов мыслительной деятельности. 03.09.13г. 2 2 Вспоминаем правила написания большой буквы.
1 Сопоставление, анализ слов и выбор сочетаний слов по образцу. уметь писать имена собственные;
умение определять последовательность действий. 04.09. 3 3 Фонетический разбор слова.
1 Упражнение: правила переноса слов, анализ ошибок. Обсуждение порядка выполнения фонетического анализа слова. Отработка алгоритма правила.
знать алгоритм выполнения фонетического разбора слова; уметь сравнивать звуки и буквы; выполнять фонетический разбор слова учебно-организационные: определять причины возникших трудностей, выбирать пути преодоления ошибок. 05.09. 4 4 Вспоминаем правило переноса слов.
1 Упражнения: правила переноса слов. Обсуждение правил переноса слов. Фронтальная работа.
уметь применять правила переноса слов при письме
учебно-интеллектуальные: формирование приемов мыслительной деятельности06.09. 5 5 Повторяем: текст, его признаки и типы.
1 Работа с текстом стихотворения, коллективное обсуждение этого текста. Наблюдение над текстом-описанием. Индивидуальная работа: подбор заголовка и выбор окончания текста. уметь различать типы текстов; находить главное; подбирать заголовок
учебно-организационные умение планировать свою деятельность. 09.09. 6 6 Фонетический разбор слов.
Урок закрепления знаний
1 Наблюдение: омонимы. Работа в парах. Алгоритм фонетического анализа слова. уметь выполнять фонетический разбор слова учебно-организационные: определять причины возникших трудностей, выбирать пути преодоления ошибок 10.09. 7 7 Повторяем правила обозначения гласных после шипящих.
Урок обобщения и систематизации знаний
1 Индивидуальная работа: отработка правила обозначения гласных после шипящих.
уметь применять правила написания сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу учебно-организационные: соотносить результат своей деятельности с правилом. 11.09. 8 8 Повторяем состав слова.
Комбинированный 1 Повторение: части слова и их обозначение. Обсуждение порядка разбора слова по составу знать алгоритм разбора слова по составу; уметь разбирать слова по составу учебно-организационные: умение определять последовательность действий. 12.09. 9 9 Повторяем правописание безударных гласных в корне слова.
Комбинированный 1 Упражнения на повторение орфограммы: письмо с пропусками букв, классификация слов по наличию (отсутствию) данной орфограммы, замена звуковой записи слов буквенной знать способы проверки безударных гласных в корне слова; уметь выделять безударные гласные в корне слова учебно организационные: умение определять последовательность действий 13.09. 10 10 Повторяем признаки и типы текстов.
Урок обобщения и систематизации знаний
1 Комплексная фронтальная работа над текстами: формулирование основной мысли текста, определение типа текста, выбор подходящего заголовка, составление плана. Решение проблемных ситуаций
уметь различать типы текстов; составлять план;
подбирать заголовок учебно-интеллектуальныеформирование приёмов мыслительной деятельности 16.09. 11 11 Разбор слова по составу.
Комбинированный 1 Упражнения на отработку операций алгоритма разбора слова по составу (нахождение суффикса и приставки). Решение проблемных задач, знать части слова; уметь выделять части слова по алгоритму учебно - организационные: соотносить результат своей деятельности с правилом. 17.09. 12 12 Повторяем правила правописания согласных в корне слова.
Комбинированный 1 Упражнения на повторение орфограммы: отработка действий контроля, списывание, замена звуковой записи слов буквенной, классификация слов знать способы проверки согласных в корне слова; уметь подбирать проверочные слова учебно-организационные: соотносить результат своей деятельности. с правилом. 18.09. 13 13 Административная контрольная работа № 1 (входная)
Проверка знаний 1 Запись текста под диктовку, уметь писать под диктовку текст с изученными орфограммами.
учебно-информационные: умение ориентироваться в информационных потоках окружающего мира. 19.09. 14 14 Работа над ошибками. Повторяем словообразование.
Урок обобщения и систематизации знаний 1 Повторение изученных способов словообразования: развернутое толкование слов, образование слов заданным способом, работа с таблицей учебника. Индивидуальная работа уметь выделять части слова; уметь определять способ словообразования; образовывать слова разными способами
учебно-организационные: умение определять последовательность действий. 20.09. 15 15 Повторяем правило правописания непроизносимых согласных в корне слова.
Комбинированный
1 Выполнение упражнений на выполнение данной орфограммы: классификация слов, замена звуковой записи слов буквенной. Повторение правила деления слов для переноса. Коллективная работа.
знать способы проверки непроизносимых согласных в корне слова; уметь подбирать проверочные слова, умение определять последовательность действий 23.09. 16 16 Текст и его заглавие.
Комбинированный 1 Фронтальная работа: возможные тексты по данным заголовкам, выбор наиболее подходящего заголовка и окончания текста, продолжение текста знать особенности текстов разных типов; уметь отвечать на вопросы; находить в тексте главное; подбирать заголовок, адекватно воспринимать устную речь 24.09. 17 17 Разбор слова по составу и словообразование.
Комбинированный 1 Упражнения: полный письменный разбор слов по составу; исправление неверно выполненных разборов; нахождение слов, соответствующих данной схеме
знать части слова и способы словообразования;
уметь выделять части слова и определять способ образования, умение определять последовательность действий. 25.09. 18 18 Контрольная работа по теме: «Повторение орфограмм корня »
Контроль и оценка знаний 1 Запись текста под диктовку. уметь писать под диктовку текст с изученными орфограммами, умение планировать свою деятельность; ставить цель, отбирать средства для выполнения задания 26.09. 19 19 Работа над ошибками. Повторяем правописание суффиксов.
Урок обобщения и систематизации знаний 1 Упражнения на повторение изученных орфограмм, конструирование слов с использованием изученных правил, классификация слов
уметь выделять суффиксы в словах; уметь применять орфограммы суффиксов, умение определять последовательность действий 27.09. 20 20 Повторяем правописание приставок.
Урок обобщения и систематизации знаний
1 Анализ языкового материала: определение принципа классификации слов. Упражнение на повторение изученных орфограмм.
уметь выделять приставки в словах;
уметь применять правила правописания приставок 30.09. 21 21 Заглавие и начало текста.
Закрепление знаний
1 Коллективное обсуждение начала текста. Озаглавливание текста. Анализ и корректирование текста. Запись исправленного текста в тетрадь
умение определять последовательность действий
уметь выделять главную мысль; корректировать текст;
адекватно воспринимать устную речь. 01.10. 22 22 Предложение и его смысл. Слова в предложении.
Комбинированный 1 Сопоставление определений предложения в рубрике «Вспомни 2 класс». Наблюдение над языковым материалом: смысл предложения, слова в предложении, границы предложения знать признаки предложения;
уметь устанавливать связь слов в предложении;
выделять словосочетания учебно-интеллектуальные:
умение выделять отдельные признаки предметов с помощью сравнения, высказывать суждения на основе сравнения. 02.10. 23 23 Виды предложений по цели высказывания и интонации.
Комбинированный 1 Фронтальная работа: выбор ответа на вопрос о целях высказывания предложения. Индивидуальная работа: определение целей высказывания предложения. Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое». Работа с рисунками знать виды предложений по цели высказывания и интонации, уметь различать предложения по цели высказывания и по интонации, распределять объекты в группу по общему признаку 03.10. 24 24 Последовательность предложений в тексте. Учимся писать письма.
Урок обобщения и систематизации знаний. 1 Работа в группах по восстановлению последовательности предложений в тексте. Индивидуальная работа: подбор заглавий к тексту, анализ и корректирование текста. уметь редактировать текст,адекватно воспринимать устную речь 04.10. 25 25 Деление текста на абзацы.
Урок обобщения и систематизации знаний.
1 Фронтальная работа: восстановление последовательности абзацев. Наблюдение над особенностями абзаца как микротемы текста.
уметь делить текст на части; определять последовательность абзацев; умение определять последовательность действий; 07.10. 26 26 Главные члены предложения.
Комбинированный
1 Проблемная ситуация в рубрике «Давай подумаем». Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое». Анализ языкового материала. Коллективное обсуждение правила. Работа в парах знать определение главных членов предложения уметь находить грамматическую основу предложения умение выделять отдельные признаки предметов с помощью сравнения, высказывать суждения на основе сравнения. 08.10. 27 27 Повторяем написание разделительного Ъ и разделительного Ь. Урок обобщения и систематизации знаний 1 Проблемная ситуация: различение разделительных ь и ъ. Наблюдение над языковым материалом. Повторение: слова с непроизносимым согласным звуком уметь применять правила написания разделительных ъ и ь;
различать разделительные ь и ъ, распределять объекты в группу по общему признаку. 09.10. 28 28 Главные члены предложения.
Комбинированный 1 Коллективное обсуждение правила и алгоритма нахождение подлежащего и сказуемого. «Путешествие в прошлое». Анализ яз-вого материала. «Давай подумаем» знать главные члены предложения;
уметь находить грамматическую основу предложения
умение определять последовательность действий 10.10. 29 29 Учимся писать приставки.
Комбинированный 1 Наблюдение над языковым материалом. Коллективное выведение правила, его обсуждение. Анализ слов с приставками на з//с, знать правило написания слов с приставками на з/с; уметь писать слова с приставками на з/с. 11.10. 30 30 Учимся писать приставки на з /с.
Комбинированный 1 Классификация слов с приставками на з//с. Упражнения: отработка алгоритма применения правила знать правило написания слов с приставками на з- и с-;
уметь писать слова с приставками оканчивающимися на з- и с- 14.10. 31 31 Подлежащее.
Комбинированный 1 Обсуждение проблемной ситуации в рубрике «Давай подумаем». Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое» Упражнения: отработка алгоритма нахождения подлежащего, корректирование ошибок в употреблении подлежащего и сказуемого. Кроссворд. 15.10. 32 32 Сказуемое
Комбинированный 1 Наблюдение над языковым материалом. Обсуждение проблемной ситуации в рубрике «Давай подумаем». Анализ алгоритма нахождения сказуемого. Отработка алгоритма, знать определение сказуемого; уметь выделять сказуемое в предложении 16.10. 33 33 Учимся писать письма.
Комбинированный 1 Коллективная работа: составление плана текста по вопросам. Наблюдение над обращением в письмах
знать понятие «обращение»; уметь составлять план текста 17.10. 34 34 Подлежащее и сказуемое.
Урок закрепления знаний 1 Решение проблемной задачи рубрики «Давай подумаем» Сопоставление слов, словосочетаний и предложений. Кроссворд. Анализ языкового материала: сочетаемость слов. Работа в парах: конструирование предложений
знать определение подлежащего; уметь выделять подлежащее в предложении, умение выделять отдельные признаки предметов с помощью сравнения, высказывать суждения на основе сравнения, уметь находить и выделять грамматическую основу предложения 18.10. 35 35 Учимся писать письма.
Комбинированный 1 Анализ текстов учащихся, корректирование. Самостоятельная работа: написание письма
знать понятие «обращение»; уметь подписывать письма; обращаться к адресату; 21.10. 36 36 Второстепенные члены предложения.
Комбинированный
1 Проблемная ситуация в рубрике «Давай подумаем». Обсуждение правили. Нахождение второстепенных членов в предложении. Коллективная работа по усвоению алгоритма. Инд. работа: составление предлож. знать понятие второстепенные члены предложения; уметь находить в предложении второстепенные члены; устанавливать связь слов в предложении 22.10. 37 37 Обстоятельство.
Комбинированный
1 Сравнение предложений и решение проблемной ситуации. Коллективное выведение правила
знать определение обстоятельства; уметь находить в предложении второстепенные члены; устанавливать связь слов в предложении 23.10. 38 38 Учимся писать приставку с-.
Комбинированный 1 Обсуждение правила. Самостоятельная работа: применение правила. Упражнения: составление слов с приставками, исправление ошибок; знать правило написания приставки с; уметь применять правило написания приставки с; уметь выделять приставку в словах 24.10. 39 39 Обстоятельство.
Комбинированный
1 Решение проблемной задачи: значение обстоятельства. Упражнения: исправление ошибок, замена обстоятельства фразеологизмом. Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое» знать значения обстоятельства; уметь различать в предложении главные и второстепенные члены; устанавливать связь слов в предложении 25.10. 40 40 Учимся писать письма
Комбинированный 1 Работа в парах: корректирование текста письма. Индивидуальная работа: составление плана письма
знать последовательность написания письма;
уметь составлять текст письма по плану 28.10.
41-42 41-42 Определение.
Комбинированный 2 Решение проблемной задачи: роль и значение определения в предложении. Упражнения: нахождение определений
знать определение определения; знать значения определения; уметь распознавать в предложении главные и второстепенные члены; устанавливать связь слов в предложении 29.10. 30.10. 43 43 Учимся писать слова с двумя корнями
Комбинированный 1 Анализ языкового материала: сложные слова с соединительной гласной. Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое». Повторение: проверяемые безударные гласные. Письмо под диктовку; знать понятие сложные слова; знать способы образования сложных слов; знать соединительные гласные -уметь писать сложные слова 31.10. 44 44 Контрольная работа за 1 четверть.
Контроль и оценка знаний. 1 Письмо текста под диктовку, определение изученных орфограмм в словах; писать под диктовку текст с изученными орфограммами 01.11. 45 45 Работа над ошибками.
Запоминаем соединительные гласные о, е.
Комбинированный 1 Упражнения: сложные слова с соединительными гласными. Классификация слов с орфограммами в приставке, в корне, в суффиксе. Письмо под диктовку. знать соединительные гласные о, е; уметь писать сложные слова, распределять объекты в группу по общему признаку. 02.11. 2четверть – 35ч.
46 1 Учимся писать письма
Комбинированный 1 Работа с текстом: восстановление начала письма. Самостоятельная работа: исправление текста.
знать слова приветствия и прощания;
уметь составлять план письма; уметь использовать разные формы приветствия и прощания;
редактировать текст. 11.11. 47 2 Дополнение.
Комбинированный 1 Проблемная ситуация «Давай подумаем». Наблюдение над языковым материалом. Коллективное обсуждение правила. Нахождение дополнений. «Путешествие в прошлое» знать определение дополнения;
уметь различать в предложении главные и второстепенные члены; находить дополнения в предложении формирование приёмов мыслительной деятельности 12.11. 48 3 Учимся писать буквы о, ё после шипящих в корне слова.
Комбинированный 1 Наблюдение над обозначением звука [о] после шипящих в корнях слов. Коллективное выведение правила. Обсуждение алгоритма применения правила. Тренировочные упражнения
знать определение дополнения; уметь различать в предложении главные и второстепенные члены; находить дополнения в предложении учебно-организационные: владеть способами контроля и оценки деятельности, соотносить результат своей деятельности с эталоном, образцом, правилом. знать правило написания слов с буквами о,е после шипящих в корне слова; уметь писать слова с буквами о, е после шипящих в корне слова. 13.11. 49 4 Дополнение.
Комбинированный 1 Проблемная ситуация «Давай подумаем». Наблюдение над языковым материалом. Коллективное обсуждение правила. Нахождение дополнений. «Путешествие в прошлое» знать значения дополнения; уметь различать в предложении главные и второстепенные члены; находить дополнения в предложении. 14.11. 50 5 Учимся писать буквы о, ё после шипящих в корне.
Комбинированный 1 Индивидуальная работа: классификация слов с о и ё после шипящих в корне слова. Письмо по памяти.
знать правило написания слов с буквами о,е после шипящих в корне слова; уметь писать слова с буквами о, е после шипящих в корне слова 15.11. 51 6 Учимся писать письма.
Комбинированный 1 Индивидуальная работа: корректирование текста с избыточным употреблением фразеологизмов. Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое»
знать понятие фразеологизм; уметь составлять план письма; редактировать текст; использовать фразеологизмы в письменной речи. 18.11. 52 7 Однородные члены предложения.
Комбинированный 1 Проблемная ситуация в рубрике «Давай подумаем». Обсуждение правила. Работа с рубрикой «Обрати внимание». Работа со схемами
знать определение однородных членов предложения;
уметь находить в предложении однородные члены;
уметь определять однородные члены как члены предложения 19.11. 53 8 Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц].
Комбинированный 1 Сопоставление звуковой и буквенной записи слов, постановка орфографической задачи. Обсуждение алгоритма применения правила. Классификация слов с –ци –цы в корне, с окончанием –ы; знать правило написания звука [ы] после звука [ц]; уметь применять правило 20.11. 54 9 Однородные члены предложения.
Комбинированный 1 Индивидуальная работа со схемами. Работа в группах: примеры с законченным и незаконченным перечислен. Наблюдение над союзами. Рубрика «Обрати внимание»
знать о связи однородных членов при помощи союзов и интонации; уметь находить в предложении однородные члены; определять, каким членом предложения они являются знать о связи однородных членов при помощи союзов и интонации; 21.11. 55 10 Знаки препинания при однородных членах предложения.
Комбинированный 1 Наблюдение над языковым материалом. Коллективное формулирование правила. Письмо по памяти и под диктовку. Повторение: звук [ы] после звука [ц]
знать правила написания знаков препинания в предложениях с однородными членами; ставить запятые в предложениях с однородными членами; умение планировать свою деятельность; ставить цель, отбирать средства для выполнения задания 22.11. 56 11 Учимся писать письма.
Урок закрепления знаний 1 Самостоятельная работа: написание письма с опорой на текст. Творческая работа; уметь составлять план письма; уметь составлять текст письма по плану; редактировать текст; 25.11. 57 12 Однородные члены предложения.
Урок закрепления знаний 1 Наблюдение: пунктуация при однородных членах, соединенных союзами. Анализ схем. Фронтальная и индивидуальная работа со схемами. Повторение: буква и в корне, правила переноса слов. уметь составлять предложения с однородными членами; ставить знаки препинания в предложении с однородным членами; 26.11. 58 13 Контрольная работа по теме: «Правописание слов, образованных сложением; О-Ё после шипящих; И - Ы после Ц»
Контроль и оценка знаний. 1 Письмо текста под диктовку распознавая изученные орфограммы уметь писать текст под диктовку; распознавать изученные орфограммы;
27.11. 59 14 Работа над ошибками
Учимся ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами.
Комбинированный 1 Упражнения: связь между однородными членами, исправление ошибок в употреблении однородных членов. Работа с рубрикой «Давай подумаем» знать правила постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами; уметь составлять предложения с однородными членами; ставить запятые в предложениях с однородными членами владеть способами контроля и оценки деятельности, соотносить результат своей деятельности с эталоном, образцом, правилом. 28.11. 60 15 Однородные члены предложения
Урок закрепления знаний 1 Анализ языкового материала: доказательство постановки знаков препинания, исправление ошибок, конструирование предложений. Повторение: буква ё после шипящих в корне слова; уметь составлять предложения с однородными членами; ставить знаки препинания в предложении с однородными членами 29.11. 61 16 Учимся ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами.
Урок закрепления знаний 1 Упражнения: однородные члены, связанные союзами и интонацией. Работа в парах уметь составлять предложения с однородными членами; ставить запятые в предложении с однородными членами. 02.12. 62 17 Списывание.
Контроль и оценка знаний. 1 Безошибочное списывание текста.
уметь безошибочно списывать текст 03.12. 63 18 Учимся писать письма.
Комбинированный 1 Обсуждение проблемного вопроса. Работа с рисунком учебника. Самостоятельная работа, уметь составлять план текста; составлять текст по плану. 04.12 64 19 Повторяем фонетику и состав слова
Урок обобщения и систематизации знаний 1 Комплексная работа с текстами упражнений: фонетический анализ слов и разбор слов по составу.
уметь разбирать слова по составу; уметь выполнять фонетический разбор слова. 05.12. 65 20 Повторение изученных орфограмм.
Комбинированный 1 Классификация родственных слов. Сопоставление звуковой и буквенной записи слов. Конструирование предложений с однородными членами и постановка знаков препинания уметь применять орфограммы при написании слов; аргументировать свой выбор. 06.12 66 21 Части речи.
Комбинированный
1 Проблемная ситуация в рубрике «Давай подумаем». Классификация слов по значению: слова, отвечающие на вопросы кто? что? какой? что делать? Коллективное обсуждение правила. Работа с рисунком учебника.
знать части речи и различать их между собой;
уметь классифицировать слова по значению 09.12. 67 22 Самостоятельные и служебные части речи.
Комбинированный 1 Наблюдение: самостоятельные и служебные части речи. Коллективное формулирование правила. Вопросы рубрики «Давай подумаем». Классификация: изменение слов по образцам. Работа с рубрикой «Обрати внимание»; знать понятия самостоятельные и служебные части речи; знать как «работают» служебные части речи; уметь различать самостоятельные и служебные части речи. 10.12. 68 23 Имя существительное.
Комбинированный 1 Коллективное обсуждение вопросов, связанных с изучением имени существительного. «Давай подумаем».
Классифицировать существительных по вопросам и значениям знать определение имени существительного;
уметь находить имена существительные 11.12. 69 24 Повторение изученных орфограмм.
Урок обобщения и систематизации знаний 1 Обобщение изученных орфограмм. Решение орфографической задачи. Работа в парах: конструирование предложений; уметь применять правила при написании слов; аргументировать свой выбор; 12.12. 70 25 Учимся писать изложение.
Комбинированный 1 Обобщение сведений, необходимых для написания изложения. Работа с текстом: тип, смысловая цельность. Обсуждение проблемной ситуации. Работа в группа; знать понятие изложение; уметь писать изложение по вопросам. 13.12. 71 26 Род имен существительных.
Комбинированный 1 Коллективное обсуждение правила. Упражнени6 определение рода имен существительных. Работа с рубрикой «Обрати внимание» знать, что в русском языке существительные бывают м.р., ж.р., ср.р. и определение существительных ж.р., м.р., ср.р., уметь определять род имён существительных16.12. 72 27 Административная контрольная работа (за 1 полугодие)
Контроль и оценка знаний. 1 Письмо текста под диктовку распознавая изученные орфограммы; уметь писать под диктовку; применять изученные правила 17.12. 73 28 Работа над ошибками.
Род имен существительных.
Урок закрепления знаний 1 Наблюдения и упражнения: род неизменяемых имен существительных. «Обрати внимание»; уметь определять род имен существительных 18.12. 74 29 Учимся писать изложение.
Урок закрепления знаний 1 Индивидуальная работа: написание изложения текста-описания, взаимопроверка ( в парах). Решение проблемы,
уметь писать изложение по вопросам 19.12. 75 30 Число имен существительных.
Комбинированный 1 Проблемная ситуация в рубрике «Давай подумаем». Обсуждение правила. Классификация: имена существительные в форме единственного числа и множественного числа. Самостоятельная работа: определение числа имен существительных в тексте.
знать формы числа существительных и их определение;
уметь определять число имен существительных 20.12 76 31 Правописание ь после шипящих у имен существительных.
Комбинированный 1 Наблюдение над языковым материалом. Коллективное формулирование правила. Обсуждение алгоритма применения правила. Классификация слов с ь после шипящих и без него. Творческая работа: отгадать слово 23.12. 77 32 Контрольная работа за 2 четверть.
Контроль и оценка знаний. 1 Письмо текста под диктовку распознавая изученные орфограммы; уметь писать под диктовку; применять изученные правила; владеть способами контроля и оценки деятельности, соотносить результат своей деятельности с эталоном, образцом, правилом. 24.12. 78 33 Работа над ошибками. Правописание ь после шипящих у имен существительных.
Комбинированный 1 Тренировочные упражнения. Работа с рубрикой «Давай подумаем»; формирование приёмов мыслительной деятельности. 25.12 79 34 Число имен существительных.
Урок закрепления знаний 1 Решение проблемной задачи в рубрике «Давай подумаем». Обсуждение рубрики «Обрати внимание». Упражнение: определение рода и числа имен существительных; уметь определять число имен существительных 26.12. 80 35 Изменение имен существительных по числам.
Урок закрепления знаний 1 Наблюдение над языковым материалом. Повторение: безударные гласные в словах. Письмо под диктовку
уметь изменять имена существительные по числам; 27.12. 3четверть – 50ч.81 1 Изменение имён существительных по числам.
Урок закрепления знаний 1 Наблюдение над языковым материалом. Повторение: безударные гласные в словах. Письмо под диктовку.
уметь изменять имена существительные по числам;
способность выбирать средства языка в соответствии с речевой ситуацией 82 2 Учимся писать изложение.
Урок закрепления знаний 1 Написание изложения, составление плана
уметь передавать содержание услышанного текста по плану 83 3 Изменение имен существительных по падежам.
Комбинированный 1 Введение понятий падеж, косвенный падеж. Алгоритм определения падежа слова в предложении; знать понятия падеж, косвенный падеж; знать названия падежей и падежные вопросы; уметь определять падеж имени существительного в предложении 84-85 4-5 Падеж имен существительных.
Комбинированный 2 Обучение определению падежа имени существительного в предложении, распределению имен существительных по падежам; знать названия падежей и падежные вопросы; уметь определять падеж имени существительного в предложении. 86-87 6 -7 Учим слова с удвоенными согласными в корне.
Комбинированный 2 Написание слов с удвоенными согласными в корне слова.
знать написание слов с удвоенными согласными;
уметь писать слова с удвоенными согласными 88 8 Учимся писать письма.
Урок закрепления знаний 1 Написание писем с пересказом от первого лица.
уметь составлять текст по плану; писать письма с пересказом от первого лица. 89 9 Падеж имен существительных.
Комбинированный 1 Обучение изменению имен существительных по падежам; знать названия падежей и падежные вопросы; уметь изменять имена существительные по падежам; владеть способами контроля и оценки деятельности, соотносить результат своей деятельности с эталоном, образцом, правилом. 90 10 Учимся писать суффикс -ок- в именах существительных.
Комбинированный 1 Значимая часть слова – суффикс. Состав слова
знать правило правописания суффикса -ок-;
уметь выделять значимую часть слова, выделять суффикс; применять правило написания суффикса –ок- 91 11 Падеж имён существительных.
Урок закрепления знаний 1 Изменение имён существительных по падежам
умение определять последовательность действий.
умение планировать свою деятельность; ставить цель, отбирать средства для выполнения задания уметь изменять имена существительные по падежам 92 12 Учимся писать суффиксы -ец- и -иц- и сочетания -ичк- и -ечк-.
Комбинированный 1 Состав слова. Суффикс
знать правило правописания суффиксов –ец-, -иц-;
уметь применять это правило; уметь выделять в словах суффиксы -ец- и иц- и сочетания -ичк- и -ечк- 93 13 Работа с текстом.
Урок закрепления знаний 1 Обучение составлению текста с элементами описания
уметь различать типы текстов; составлять план текста с элементами описания; способность выбирать средства языка в соответствии с речевой ситуацией. 94 14 Склонение имён существительных.
Комбинированный 1 Склонение имён существительных. Классификация по склонениям; знать типы склонения имен существительных; уметь различать типы склонения имен существительных 95 15 Учимся писать сочетания -инк- и -енк-.
Комбинированный 1 Ознакомление с правописанием сочетаний-инк-, -енк-; знать правописание сочетаний -инк-, -енк-;
уметь писать слова с сочетаниями –инк-, -енк- 96 16 Контрольная работа по теме «Суффиксы»
Контроль и оценка знаний 1 Проверка усвоения изученного
уметь писать под диктовку текст с изученными орфограммами; учебно-организационные: владеть способами контроля и оценки деятельности, соотносить результат своей деятельности с эталоном, образцом, правилом. 97 17 Работа над ошибками. Склонение имён существительных.
Урок закрепления знаний. 1 Склонение имён существительных, основные грамматические и синтаксические признаки
уметь выделять основные грамматические и синтаксические признаки имен существительных;
уметь определять тип склонения существительных 98 18 Правописание безударных окончаний имен существительных 1-го склонения.
Комбинированный 1 Безударные окончания имён существительных 1-го склонения знать способы проверки безударных окончаний существительных 1-го склонения; уметь писать безударные окончания существительных 1-го склонения 99 19 Работа с текстом.
Урок закрепления знаний
1 Написание продолжения текста. Выделение главного
уметь выделять главное в тексте; уметь писать продолжение текста по его началу; формирование приёмов мыслительной деятельности. 100 20 Склонение имён существительных.
Комбинированный 1 Склонение имён существительных. Несклоняемые имена существительные; знать определение несклоняемых имен существительных; уметь склонять имена существительные, классифицировать слова по склонениям 101 21 Склонение имен существительных.
Урок закрепления знаний.
1 Склонение имён существительных.
Проверка уровня знаний, полученных при изучении темы.
уметь склонять имена существительные, классифицировать слова по склонениям;
уметь выполнять самостоятельно тестовые задания 102 22 Правописание безударных окончаний имён существительных 1-го склонения.
Урок закрепления знаний. 1 Введение алгоритма применения правила.
Склонение имён существительных; уметь классифицировать слова по склонениям; объяснять выбор безударного падежного окончания существительного 103 23 Имена существительные одушевленные и неодушевлённые.
Комбинированный
1 Введение понятия одушевленные и неодушевленные имена существительные. Анализ языкового материала.
знать определения одушевленных и неодушевленных имен существительных; уметь анализировать языковой материал 104 24 Учимся писать безударные окончания имён существительных 2-го склонения.
Комбинированный
1 Введение алгоритма применения правила. Правописание падежных окончаний имён существительных 2-го склонения; знать способы проверки безударных окончаний существительных 2-го склонения; уметь писать безударные окончания существительных 2-го склонения; анализировать языковой материал 105 25 Учимся писать изложение.
Урок закрепления знаний
1 Ознакомление с приемом корректировки готового плана текста. Написание изложения. Корректировка готового плана; уметь пересказывать текст от первого лица, корректировать готовый план 106 26 Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые.
Урок закрепления знаний 1 Определение одушевлённых и неодушевленных имён существительных уметь различать имена существительные одушевленные и неодушевленные. 107 27 Учимся писать безударные скончания имён существительных 2-го склонения.
Урок закрепления знаний 1 Правописание падежных окончаний имен существительных 2-го склонения; уметь писать безударные окончания существительных 2-го склонения; уметь разъяснять сущность усвоенных правил и применять их. 108 28 Имена существительные собственные и нарицательные.
Комбинированный 1 Ознакомление с понятием имена собственные и нарицательные, знать понятия имена собственные и нарицательные; уметь писать имена собственные 109 29 Правописание гласных в окончаниях имен существительных после шипящих и ц.
Комбинированный 1 Ознакомление с алгоритмом написания гласных в окончаниях имен существительных после шипящих и ц.
знать правило написания гласных в окончаниях имен существительных после шипящих и ц ;уметь применять орфограмму 110 30 Учимся писать изложение.
Урок закрепления знаний
1 Написание изложения, уметь выполнять порядок действий при написании изложения; уметь передавать содержание прочитанного текста. 111 31 Способы образования имён существительных.
Комбинированный
1 Словообразование слов. Ознакомление с приемом различения слов по способу их образования.
знать способы образования существительных; уметь классифицировать слова по способу образования.
совершенствование диалогической речи учащихся; умение составлять устный рассказ, устно описывать объект наблюдения. 112 32 Правописание безударных окончаний имён существительных 3-го склонения.
Комбинированный
1 Правописание падежных окончаний имен существительных 3-го склонения. Введение алгоритма применения правила; знать способы проверки безударных окончаний существительных 2-го склонения; уметь писать безударные окончания существительных 3-го склонения; уметь развернуто объяснять выбор безударного окончания 113 33 Способы образования имен существительных.
Урок закрепления знаний
1 Словообразование. Ознакомление с приемами словообразования имен существительных при помощи тренировочных упражнений; уметь образовывать имена существительные разными способами. 114 34 Учимся писать безударные окончания имен существительных 3-го склонения.
1 Правописание падежных окончаний имён существительных 3-го склонения уметь писать безударные окончания имен существительных 3-го склонения 115 35 Учимся писать изложение.
Урок закрепления знаний
1 Ознакомление с приемами анализа и корректировки текста изложения уметь писать изложение по самостоятельно составленному плану 116 36 Контрольное изложение.
Контроль и оценка знаний 1 Проверка усвоенных знаний. Написание изложения по самостоятельному составленному плану. уметь писать изложение по самостоятельно составленному плану 117 37 Повторяем фонетику и состав слова.
Урок обобщения и систематизации знаний 1 Состав слова. Фонетика. Закрепление знаний, полученные при изучении темы уметь разбирать слова по составу; уметь выполнять фонетический разбор слов 118 38 Повторяем правописание безударных окончаний имён существительных
l-го, 2-го и 3-го склонения.
Урок обобщения и систематизации знаний 1 Правописание безударных окончаний имён существительных l-го, 2-го и 3-го склонения
уметь писать безударные окончания имен существительных, способность выбирать средства языка в соответствии с речевой ситуацией. 119 39 Контрольная работа «Правописание окончаний имен существительных»
Контроль и оценка знаний 1 Проверка знаний, полученных при изучении темы
уметь писать под диктовку текст с изученными орфограммами 120 40 Работа над ошибками.
Имя прилагательное.
Комбинированный
1 Введение понятия имя прилагательное. Имя прилагательное, начальная форма. Классификация имен прилагательных; знать определение имени прилагательного; знать признаки имени прилагательного; уметь классифицировать имена прилагательные, согласовывать с именем существительным, видеть связь между прилагательным и существительным 121 41 Правописание окончаний имен существительных множественного числа.
Комбинированный
1 Изменение имен существительных по числам и падежам
знать правила правописания окончаний существительных множественного числа; уметь изменять имена существительные по числам и падежам, правильно писать безударные окончания имен существительных мн.числа. 122 42 Повторение. Работа с текстом.
Урок обобщения и систематизации знаний 1 Предложение. Текст. Отличительные особенности предложения и текста. Текст повествования с элементами описания. Изложение. Изложение текста повествования с элементами описания. уметь восстанавливать порядок предложений в тексте, подбирать заголовок, составлять план. 123 43 Имя прилагательное.
Комбинированный
1 Изменение имен прилагательных по родам числам и падежам знать определение имени прилагательного; уметь изменять имена прилагательные по родам, числам и падежам. 124 44 Списывание.
Контроль и оценка знаний.
1 Безошибочное списывание текста
уметь безошибочно списывать текст; умение определять последовательность действий 125 45 Повторяем правописание безударных окончаний имён существительных.
Урок обобщения и систематизации знаний Закрепление знаний, полученные при изучении данной темы. Правописание безударных окончаний имен существительных уметь классифицировать слова по орфограммам; применять изученные орфограммы;
уметь писать безударные окончания имен существительных 126 46 Контрольная работа за 3 четверть.
Контроль и оценка знаний Проверка знаний уметь писать под диктовку текст с изученными орфограммами и выполнять грамматические задания. 127 47 Работа над ошибками. Имя прилагательное.
Комбинированный Ознакомление с именами прилагательными в роли сказуемых; знать синтаксическую роль имен прилагательных в предложении; уметь определять синтаксическую роль имени прилагательного в предложении. 128-129 48-49 Правописание имен существительных на -ий-, ия, -ие.
Комбинированный Правописание окончаний имён существительных.
Самостоятельное выполнение упражнений в рабочей тетради; знать правило правописания окончаний имен существительных на -ий, -ия, -ие; уметь правильно писать окончания имен существительных на -ий, -ия, -ие, устанавливать связь изученного материала с ранее пройденным, применять полученные знания 130 50 Повторение правил правописания безударных окончаний имён существительных.
Урок обобщения и систематизации знаний Закрепление навыков написания безударных окончаний имен существительных; уметь применять правила правописания безударных окончаний имён существительных; способность выбирать средства языка в соответствии с речевой ситуацией. 4четверть – 40ч.
131-132 1-2 Качественные имена прилагательные.
Комбинированный 2 Ознакомление со значением прилагательных, со степенями сравнения имен прилагательных. Образование прилагательных с приставкой не-, с суффиксами –оват, ,
-еват, -оньк, -еньк. Сравнительные степени имени прилагательного. Наблюдение за языковым материалом при использовании степеней сравнения качественных прилагательных в устной и письменной речи 133 3 Изложение с элементами сочинения.
Комбинированный 1 Ознакомление с написанием текста с элементами сочинения Ознакомление с правилом составления текста-рассуждения; знать правило составления текста-рассуждения; уметь анализировать текст. 134 4 Правописание окончаний имён прилагательных.
Комбинированный 1 Имя прилагательное. Правописание окончаний имён прилагательных и способы их проверки; знать виды прилагательных по значению; знать определение качественных прилагательных; уметь сравнивать признаки предмета, различать имена прилагательные, подбирать антонимы к ним; -уметь образовывать прилагательные с приставкой не-, с суффиксами –оват, -еват, -оньк, -еньк. 135 5 Учимся писать изложение.
Урок закрепления знаний.
1 Повторение правила составления текста-рассуждения.
Написание текста по плану. Создание текста-рассуждения. Анализ текста; уметь самостоятельно писать изложение с элементами сочинения по данному плану. 136 6 Правописание окончаний имен прилагательных.
Комбинированный 1 Изменение прилагательных по падежам
знать способы проверки безударных окончаний имен прилагательных; уметь писать окончания имен прилагательных 137 7 Краткая форма качественных прилагательных.
Комбинированный 1 Имя прилагательное. Степени сравнения имен прилагательных. Краткая форма качественных прилагательных 138 8 Правописание окончаний имен прилагательных.
Урок обобщения и систематизации знаний 1 знать способы проверки безударных окончаний имен прилагательных; уметь писать окончания имен прилагательных; уметь анализировать текст, самостоятельно писать текст по данному плану 139 9 Контрольная работа по теме «Окончания имен прилагательных»
Контроль и оценка знаний 1 Запись текста под диктовку, применяя изученные правила. 140 10 Работа над ошибками.
Относительные имена прилагательные.
Комбинированный 1 Упражнение в классификации имен прилагательных. Обсуждения и обработка правила: что обозначают имена прилагательные, имеют ли они степени сравнения, какие формы у них есть 141 11 Учимся писать сочинение.
Комбинированный 1 Наблюдение за языковым материалом в устной и письменной речи. Обучение написанию сочинения. 142 12 Правописание относительных имен прилагательных.
Комбинированный 1 Работа над развитием умений писать относительные имена прилагательные 143 13 Как образуются относительные имена прилагательные.
Комбинированный
1 Упражнение в классификации имен прилагательных. Обсуждения и обработка правила: что обозначают имена прилагательные, имеют ли они степени сравнения, какие формы у них есть. 144-145 14-15 Правописание относительных имен прилагательных.
Комбинированный
2 Писать и находить в тексте относительные имена прилагательные Работа над развитием умения образовывать относительные имена прилагательные суффиксальным и приставочно-суффиксальным способами 146 16 Учимся писать сочинение.
Урок закрепления знаний 1 Наблюдение за языковым материалом. Написание сочинения; знать правило правописания -н- и -нн-;
уметь образовывать относительные имена прилагательные суффиксальным и приставочно-суффиксальным способами 147 17 Правописание относительных прилагательных.
Комбинированный 1 Работа над совершенствованием умений образовывать слова по схемам. Классификация слова с суффиксами -oв, -ан-, -ян-, -енн- 148 18 Административная контрольная работа (итоговая)
Контроль и оценка знаний. 1 Запись текста под диктовку, применяя изученные правила. 149-150 19-20 Работа над ошибками.
Притяжательные имена прилагательные.
Комбинированный 2 Классификация имен прилагательных 151 21 Правописание притяжательных прилагательных
Комбинированный 1 Коллективное обсуждение правила и наблюдение над притяжательными прилагательными 152 22 Составление текста по его части.
Урок закрепления знаний 1 Индивидуальная работа по восстановлению целостности текста.
знать определение притяжательных прилагательных;
способы их образования; различать качественные, относительные и притяжательные прилагательные 153 23 Повторяем фонетику и состав слова.
Урок обобщения и систематизации знаний 1 Повторение фонетики, фонетический разбор слова, разбор слова по составу 154-156 24-26 Правописание краткой формы имен прилагательных.
Комбинированный 3 Коллективное обсуждение правила и наблюдение над притяжательными прилагательными.
Обучение сравнению имен прилагательных.
Обучение образованию форм превосходной степени качественных имен прилагательных по образцу 157-158 27-28 Местоимение.
Комбинированный 2 Введение понятия местоимение. Нахождение местоимений в тексте 159 29 Работа с текстом.
Урок закрепления знаний 1 Работа с языковым материалом 160-162 30-32 Личные местоимения.
Комбинированный 3 Введение понятия личные местоимения. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица. Нахождение местоимений в тексте; знать правило правописания краткой формы прилагательных; уметь образовывать краткую форму имен прилагательных, применять правило правописания краткой формы прилагательных 163 33 Контрольная работа по теме «Имя прилагательное и его грамматические признаки»
Контроль и оценка знаний 1 Запись текста под диктовку, применяя изученные правила; знать понятие местоимение; уметь находить местоимение в тексте. 164 34 Правописание местоимений с предлогами.
Комбинированный 1 Обучение записи местоимений с предлогами 165 35 Как изменяются местоимения.
Комбинированный
1 Склонение имен существительных по падежам. Ознакомление с изменением местоимений. Упражнение в определении грамматических признаков местоимения
знать постоянные и непостоянные грамматические признаки местоимений; уметь находить местоимения и слова, которые они заменяют; изменять местоимения по падежам, определять их грамматические признаки 166 36 Списывание.
Контроль и оценка знаний. 1 Безошибочное списывание текста
уметь безошибочно списывать текст 167 37 Правописание местоимений.
Урок закрепления знаний
1 Коллективное обсуждение правила Обучение записи местоимений с предлогами
уметь находить местоимения и слова, которые они заменяют; изменять местоимения по падежам, определять их грамматические признаки 168 38 Как изменяются местоимения.
Урок закрепления знаний 1 Ознакомление с изменением местоимений. Упражнение в определении грамматических признаков местоимения
знать понятие личные местоимения; знать местоимения 1, 2 и 3-го лица; уметь находить местоимения и слова, которые они заменяют, определять лицо местоимений 169 39 Повторение пройденного: фонетический разбор, состав слова.
Уроки обобщения и систематизации знаний учащихся 1 Выполнение упражнений в грамматической тетради; проверка навыков выполнения самостоятельной работы 170 40 Повторение пройденного: правописание прилагательных и местоимений.
Уроки обобщения и систематизации знаний 1 Выполнение упражнений в грамматической тетради; проверка навыков выполнения самостоятельной работы Итого