Урок русского языка для 7 класса к УМК Львовых на тему Местоименные наречия

Местоименные наречия (урок для 7 класса по УМК Львовых)
Цель: сформировать представление о разрядах местоименных наречий.
Планируемые результаты:
Предметные: имеют общее представление о разрядах местоименных наречий, пробуют отличать их от других схожих частей речи.
Метапредметные: самостоятельно находят необходимую информацию, используя доступные ресурсы; составляют таблицу; рассуждают по плану; распределяют, понимая общее и различия.
Личностные: самостоятельно определяют проблему и область затруднения, планируют свои действия, аргументируют, рефлексируют.
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
2. ЭТАП ПОСТАНОВКИ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕМЫ УРОКА И МОТИВАЦИИ.
На доске записаны слова: как-нибудь, почему, по-другому, там, тогда, кое-где, зачем, по-моему, много, как, негде, по-своему, никогда.
Первый ученик утверждает, что все эти слова относятся к одной части речи
Второй – что к разным.
Задание: определи, к разным или к одной части речи относятся записанные слова, и аргументируй свой ответ.
План рассуждения (также дан на доске):
Я считаю, что данные слова относятся к одной/разным частям речи, потому что
Они обозначают
Отвечают на вопросы
Имеют следующие морфологические признаки
Определите уровень затруднения по пятибалльной шкале, где 5 – это очень трудно, а 1 – я уже знаю ответ.
Постановка проблемного вопроса – определение цели урока (что хотим сегодня узнать?)- узнать, кто из учеников был прав и почему.
Определение задач: каким образом мы это узнаем? Что для этого нужно сделать? – изучить материалы учебника, выполнить упражнения, узнать отличия данных слов от схожих частей речи.
3. ЭТАП ПОИСКА ОТВЕТОВ

А) Самостоятельная работа с учебником - поиск необходимых сведений и составление таблицы. (с. 12)
Б) Прослушивание сообщения учителя и дополнение таблицы.
 
Обычно выделяют 6 групп местоименных наречий:

1. Указательные наречия: так, там, здесь, отсюда, тут, туда, тогда, оттуда.
А за Уралом
Зауралье,
А там своя, иная даль.
(А. Т. Твардовский)
Я счастлив тем, что я оттуда,
Из той зимы, из той избы.
(А. Т. Твардовский)
2. Неопределённые наречия: где-то, куда-то, когда-то, как-нибудь, где-либо, кое-где, кое-как.
Где-то далеко летят поезда...
(М. Леонидов)
Где-нибудь в лесу писали
Друг у друга на спине...
(А. Т. Твардовский)
3. Вопросительные наречия: как, где, когда, почему, зачем, куда, отчего, откуда.
Так скажу: зачем мне орден?
Я согласен на медаль.
(А. Т. Твардовский)
Я говорю, отчего люди не летают так, как птицы?
(А. Н. Островский)
4. Относительные наречия это те же вопросительные, но в функции союзных слов: как, где, когда, почему, отчего.
Ты знаешь край, где всё обильем дышит,
Где реки льются чище серебра.
(А. К. Толстой)
5. Отрицательные наречия: нигде, никуда, никогда, никак, негде, некуда.
Она никогда не упоминала о Владимире.
(А. С. Пушкин)
Ещё нигде не румянилась заря, но уже забелелось на востоке.
(И. С. Тургенев)
6. Определительные наречия: везде, всюду, всегда, по-всякому, всячески, по-иному, по-другому, много.
Стояла осень, дороги всюду были непролазные...
(А. Яшин)

ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО

Распределительный диктант: распределите записанные слова в 5-6 колонок, названия которым дайте самостоятельно (работают в парах, помогая друг другу). Учитель подсказывает, что будет отдельная группа слов, которая не войдёт ни в одну колонку, такие слова нужно выписать отдельно, под таблицей.
Как-нибудь, почему, по-другому, там, тогда, кое-где, зачем, по-моему, много, как, негде, по-своему, никогда.
указательные
неопределённые
вопросительные
относительные
отрицательные
определительные

там
тогда
как-нибудь
кое-где
почему
зачем
как
почему
как
негде
никогда
по-другому
много

Не вошли ни в одну группу: по-моему, по-своему.
Проверка таблицы.
- Почему слова как и почему нужно записать в две колонки сразу?
- Какие слова не вошли в таблицу? Почему?
- В «Грамматике 80» рассматриваются ещё две группы местоименных наречий личные (по-моему, по-нашему, по-вашему) и возвратные (по-своему).
Определите разряды местоименных наречий.
Упражнение 392.

РЕФЛЕКСИЯ, ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

- Попробуем ответить на вопрос: кто из учеников был прав? Почему?

Прав был первый ученик. Все [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] делятся на знаменательные и местоименные. Если знаменательные наречия называют признак или различные обстоятельства, то местоименные наречия только указывают на них. Местоименные наречия совмещают в себе значения наречия и местоимения, в предложении могут использоваться как для обобщения, так и для выражения вопроса.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Упр. 393 письменно
Выучить разряды местоименных наречий.