Формирование ключевых образовательных компетенций учащихся на уроках физики через проектно-исследовательскую деятельность

Хохрина Ольга Викторовна
МОУ СОШ № 32 г. Южно - Сахалинска


Анализ психологических исследований в нашей школе показал, что учащиеся, знающие как решить задачу, требующую логического мышления, не всегда знают, как решить проблему, требующую того же мыслительного процесса, если она составлена по-другому. Школьники, похоже, яснее понимают поверхностное сходство, нежели чем структурную идентичность явления. А на самом деле здесь очень важно понимание контекста. Это подтверждается также и наблюдениями, которые постоянно ведут учителя школы: выпускники, овладевая познавательной и деятельностной процедурами в ситуациях, которые формируются в классе, не всегда способны использовать это в реальных жизненных ситуациях. Поэтому и стала работать в режиме экспериментальной деятельности по формированию общеучебных умений и навыков учащихся, целостного отношения к знаниям, развитие познавательных и творческих способностей и интересов.
Причин неуспеваемости и низкого качества знаний несколько, но одно из главных является неумение учиться. Поэтому считается, что акцент в современном школьном образовании нужно сделать на формировании у обучаемых общих и общеучебных умений, навыков, обобщённых способов деятельности - ключевых образовательных компетенций. Как отмечает А.В. Хуторской: «Образовательная компетенция – это совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определённому кругу объектов реальной деятельности, необходимых для осуществления личностно и социально-значимой продуктивной деятельности»[6].
Формирование ключевых образовательных компетенций учащихся как направление деятельности учителя на современном этапе развития общества видится довольно актуальным, поскольку «содержание образования состоит из четырёх основных структурных элементов, каждый из которых представляет собой определённый специфический опыт познавательной деятельности, фиксированной в форме её результатов – знаний, осуществления известных способов деятельности – в форме умений действовать по образцу, творческой деятельности – в форме умений принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях, установления эмоционально-ценностных – в личностных ориентаций».
Освоение этих четырёх элементов позволяет сформировать у учащихся способности осуществлять сложные культуросообразные виды действий, которые в современном образовании носят название компетентностей.
В проектно-исследовательской деятельности предлагаю формирование следующих ключевых образовательных компетенций учащихся (по А.В.Хуторскому)[6]:
- ценностно-смысловые компетенции
- общекультурные компетенции;
- учебно-позновательные компетенции;
- информационные компетенции;
- коммуникативные компетенции;
- компетенции личностного самосовершенствования.
Цель опыта: создание функционально-динамической модели по формированию ключевых образовательных компетенций учащихся на уроках физики через проектно-исследовательскую деятельность.
Для достижения намеченной цели необходимо решить ряд следующих задач:
Провести диагностику с целью определения уровня развития ключевых образовательных компетенций учащихся.
Разработать алгоритм действий по формированию ключевых образовательных компетенций учащихся т определить минимальные сроки получения первых значимых результатов применения новой технологии.
Построить микроструктуру учебного занятия, позволяющего формировать и совершенствовать ключевые образовательные компетенции учащихся.
скорректировать микроструктуру учебного занятия: содержание учебного материала, методы обучения, формы организации учебно-позновательной деятельности учащихся, с помощью которых осуществляются образовательные задачи, и достигается реальный результат на каждом этапе урока.
Провести контрольную диагностику уровней сформированности ключевых образовательных компетенций по окончании внедрения новой технологии.
Организовать рефлексию собственной деятельности по внедрению новой технологии в практику.
Рассмотрим более подробно, как решать поставленные задачи в рамках технологии формирования ключевых образовательных компетенций учащихся на уроках физики через проектно-исследовательскую деятельность.
Первый этап - построения функционально-динамической модели предполагает выявления начального уровня развития ключевых образовательных компетенций учащихся с целью определения дальнейших путей их развития и совершенствования, а также формирование новых компетенций учащихся.
По завершении проведённой входной диагностики необходимо провести анализ полученных результатов и сделать соответствующие выводы об уровне развития тех или иных компетенций учащихся и их готовности к проектно-исследовательской деятельности.
На втором этапе разрабатывается алгоритм действий по формированию ключевых образовательных компетенций учащихся.
На третьем этапе – этап построения макроструктуры учебного занятия.
- восприятие предлагает сосредоточенность внимания учащихся на познавательном объекте;
- осмысление – понимание учащимися изучаемого содержания учебного материала;
- запоминание – сохранение знаний в памяти учащихся;
- применение – овладение умениями применять знания на практике;
- обобщение и систематизация – сведение изученного в единую систему.
Четвёртый этап – корректирование микроструктуры учебного занятия.
Развивать ключевые образовательные компетенции учащихся на уроках физики можно различными методиками. Однако наиболее перспективным видится метод проектно-исследовательской деятельности учащихся.
Как отмечают многие отечественные педагоги и психологи, проектная деятельность учащихся – это совместная учебно-познавательная, творческая и игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.
Рассмотрим, каким образом проектно-исследовательская деятельность может способствовать формированию, развитию и совершенствованию отдельных ключевых образовательных компетенций учащихся.
Ценностно-смысловые компетенции: это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностями ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.
Можно привести такие формы организации учебного занятия, как:
СИМПОЗИУМ – форма урока, при которой участники выступают с сообщениями, представляющими их точки зрения, после чего отвечают на вопросы «аудитории» (класс).
Пример: «Влияние выхлопных газов на окружающую среду», «Перспективы
развития теории элементарных частиц» и т.д.
Общекультурные компетенции. Круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлён, обладать познаниями и опытом деятельности, это – особенности национальной о общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени.
Деловая игра: цель – выработать у учащихся умение решать проблемы, возникающие в практической деятельности, творческой мышление, способность оценивать деятельность. Деловая игра – это имитационная игра, в которой воспроизводится настоящая деятельность конкретных работников.
Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальным познавательными объектами. В рамках данных компетенций определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от вероятных, статистических и иных методов познания.
Исследовательская практическая работа. Учащиеся самостоятельно осуществляют учебное исследование, а затем докладывают о его результатах и обосновывают или подтверждают этим материалом теоретическое положение изучаемой темы.
Пример: Выяснить от каких физических величин зависит выталкивающая сила. Исследовать зависимость сопротивления тела от температуры. Охарактеризовать изображение получаемой при помощи линзы (рассеивающей, собирающей).
Исследовательские методы обучения:
- «Деловая корзина». В «деловой корзине», в качестве которой может выступать небольшой ящик, помещаются задания, написанные на листках бумаги; школьники по очереди вынимают из «корзины» задания и выполняют их сугубо самостоятельно, затем весь класс коллективно выполняет все задания, что приводит к ещё более глубокому их анализу.
Информационные компетенции. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио-видеозапись, электронная запись, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать её.
Здесь уместно использовать метод проектов. Ученикам предлагается создать проекты, работа над которыми предполагает достаточно длительное время (в течение учебной четверти). После этого необходимо правильно оформить письменный отчёт и защитить свой проект на семинарском занятии. Очень высокий эффект такого вида деятельности достигается при использовании ресурсов сети Интернет.
Работу над проектом можно организовать на различных уровнях сложности в зависимости от степени готовности ученика к данному виду работы.
Коммуникативные компетенции. Включают знания необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удалёнными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.
В данном случае уместно использование дискуссионных методов обучения:
- Дискуссия – обсуждение спорного вопроса, обмен мнениями, идеями между двумя или более лицами. Цель – обнаружить различия в понимании вопроса и в товарищеском споре установить истину, прийти к единой точке зрения. Первый шаг в каждой дискуссии – определить желаемый результат.
Пример: Роль исследований учёных – физиков в приближении Конца Света. Как взвесить Землю? Что нужно сделать, чтобы стала возможной жизнь на Марсе?
Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Данную группу компетенций можно развивать практически всеми выше указанными формами и методами.

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Результаты школьного теста умственного развития входная диагностика (начало 2007/2008 уч. года), контрольная диагностика после первого года использования технологии опыта (начало 2008/2009 уч. года).

Тестирование проводилось в 7-х – 11-х классах МОУ СОШ № 32. Всего в исследовании приняло участие 198 школьников. По результатам исследования для анализа групповых данных все испытуемые были разделены на 5 групп:
I группу составили наиболее успешные ученики, набравшие по тесту более 95 баллов;
II группу – близкие к успешным, набравшие 80 - 95 баллов;
III группу – средние по успешности, набравшие 60 - 80 баллов;
IV группу – малоуспешные, набравшие 40 – 60 баллов;
V группу – наименее успешные, набравшие менее 40 баллов.


Группа
20011\2012 уч.год
2012-2013 уч. год

1
10%
15%

2
21,2%
22,9%

3
29,6%
24,7%

4
22%
19,6%

5
9%
7,8%

Распределение уровня общего умственного развития по группам

Проанализировав результаты мониторинга, можно предположить, что вышеизложенная система работы является эффективной. Условия, создаваемые в рамках данной системы действительно способствуют формированию ключевых образовательных компетенций у учащихся.

































Список литературы
Давыденко Т.М., Тонков Е.В. Проектирование учебного занятия: Учебное пособие. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2002.
Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Сыманюк Э.Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход: Учеб. пособие. – М: Московский психолого-социальный институт, 2005.
Краевский В.В., Хуторской А.В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах // Педагогика. – 2003. – № 3.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Соч. в 2-х тт. – Т.1. – М., 1989.
Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. Учебное пособие. –М.: Издательский центр «Академия», 2003.
Хуторской А.В. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов// Интернет-журнал "Эйдос". – 2003. – 4 февраля. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Шамова Т.И., Давыденко Т.М., Шибанова Г.Н. Управление образовательными системами: Учебное пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. – М., 1999.
15