Интегрированный урок-обобщение по литературному чтению Весёлый хоровод

Сценарий интегрированного урока
по литературному чтению, музыке и физической культуре "Весёлый хоровод"
Тема: Обобщение по разделу «Устное народное творчество»
Тип урока: урок-праздник
Класс: 2
Учитель: Е.В.Печура
Цель урока
наблюдение над произведениями русского устного народного творчества разных жанров;
развитие творческих способностей детей, их памяти, внимания, воображения;
способствовать развитию интереса к устному народному творчеству; обогащению речи, интонации;
совершенствовать коллективные формы работы, работу в группах и парах
Задачи урока, направленные на достижение личностных результатов обучения: развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; развитие доброжелательности, самостоятельности; привитие любви к русской литературе.
Задачи урока, направленные на достижение метапредметных результатов обучения: развитие познавательных способностей учащихся; расширение и обогащение словаря читателя; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.
Задачи урока, направленные на достижение предметных результатов обучения: формирование осознанного правильного, выразительного чтения и рассказывания; умение выражать своё отношение к прочитанному и услышанному.
Формы работы: фронтальная, работа в парах, индивидуальная, коллективная, групповая
Образовательные ресурсы: аудиозапись русских народных песен «Блины (минусовка)», «Со вьюном я хожу», оформление доски детскими рисунками, выставка поделок, изготовленными детьми, карточки-помогайки для составления небылиц
Ход урока
Учитель: Сегодня у нас необычный урок, а урок-праздник. Тема нашего урока «Весёлый хоровод».
Не наяву и не во сне,
Без страха и без робости
Мы снова бродим по стране,
Которой нет  на глобусе.
На карту не нанесена,
Но знаем ты и я,
Что есть она,
Что есть страна
Литературия.

Учитель: - Сегодня на уроке мы с вами попадём в самую весёлую, потешную, интересную часть Литературии - сказки и потешный  фольклор. А что ещё входит в устное народное творчество? Назовите жанры устного народного творчества.
(ответы детей)
- У каждого народа есть своё устное творчество. Оно бережно сохраняется и передаётся из поколения в поколение. Если бы не было устного народного творчества, мы бы не знали о прошлой жизни наших предков, не знали бы народных героев. В устном народном творчестве отражается вся жизнь народа, сохраняется богатство родного языка. Построить хорошую жизнь можно, только зная своё прошлое, принимая знания и мудрость наших бабушек и дедушек.
На уроках чтения, ИЗО, технологии, окружающего мира, физической культуры, музыке мы с ребятами знакомились с русским народным творчеством. Прочитали много сказок, изучили разные народные промыслы и росписи народных мастеров и умельцев, играли в русские народные игры, пели различные хороводные песни. Вот поэтому мы сегодня и постараемся наполнить вот этот чудесный короб-шкатулку (кстати, тоже народное творчество) замечательными творениями русского народа.
               Выходят Потешницы в русских костюмах (исполнители – мамы)
Марья: – Здравствуйте, дорогие гости! Низкий поклон! (кланяются). Всем почёт и уважение. Я - Потешница Дарья.
Дарья: ,Я – Потешница Марья. Собрались мы позабавиться да потешиться.
Марья: Поиграть, пошутить, посмеяться.
Дарья: Смеха вам, веселья да радости.
Марья: Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли слышно? Всем ли места хватило?
Дарья: Давно мы вас ждали – поджидали, праздник не начинали.
Марья: Припасли мы вам забавушек на всякий вкус. Кому – правда, кому – сказка, кому – песенка.
Учитель
Как Марфуша для Петра Наварила, напекла Девяносто два блина, Два корыта киселя, Пятьдесят пирогов – Не нашла и едоков.
Учитель: Больше всего народ любил петь песни. Как называются те песни, которые сочинил народ? Вспомните, когда пели народные песни? О чём в них пелось? Помогали ли эти песни простому народу?
(Дети отвечают на вопросы учителя)
Ребята исполняют русскую народную песню  «Блины».
Учитель: Многие из нас без труда припомнят, как просили папу, маму, бабушку или дедушку рассказать сказку тогда, когда им было совсем не до нас – очень заняты. Но, видя, что мы не отстаем, они на ходу, с хитрецой, растягивая слова, начинали:
- В некотором царстве,
- В некотором государстве
Жил – был царь, у царя был сад,
В саду был пруд, в пруду был рак
Кто слушал - тот дурак.
Дарья: Вот спасибо. Потешили вы нас.
Учитель: Эта докучная сказка с грубо оскорбляющей  издёвкой. Но таких сказок у нас мало -   грубость не характерна русскому народному творчеству. Среди наших сказок есть поэтичные сказки
Марья: Красна песня ладом, а сказка складом.
(Инсценировка сказки детьми «Как мужик корову продавал»)
Учитель: Сказка ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок. Чему учит инсценированная сказка? (ответы детей)
Марья: Ой, а я так люблю всякие диковинки, вот послушайте:
На веточке на голой,
Покрытой не листвой,
Сидел козёл весёлый,
Чирикал сам с собой
Там заяц-лежебока
Тащил в зубах кота,
Лиса ловила мошек-
Такая красота!
А рядом – свесив уши,
Капусту ел медведь,
А ты сиди и слушай,
А я не буду петь!
Учитель: Ребята, что за жанр устного народного творчества сейчас рассказала нам Марья?
Учитель: Действительно, это небылица. И именно скороговорки, частушки и небылицы принято относить к потешному  фольклору, которые ребята очень любят.
Дарья и Марья вместе: А ну-ка, мы отдохнем, а вы нас позабавьте – потешьте небылицами
Работа в группах
1 группа ребят:
Ехала деревня мимо мужика.
Вдруг из под собаки лают ворота.
2. Крыши испугались,
Сели на ворон.
Избы убежали
Из деревни вон.
Все вместе:
Чепуха, чепуха, чистая чепуха.
Чи-ки, чи-ки, ах-ха-ха. На самом деле чепуха.
2 группа ребят:
Бегала дубинка с мальчиком в руках.
А за ним тулупчик
С бабой на плечах.
Кнут схватил собаку
парить мужика.
А мужик со страху
влез на ворота.
Вместе Деревня закричала: «Озеро горит,
Сено со дровами тушить пожар спешит».
МИНИ-СЦЕНКИ:
1 группа ребят:
– Здорово, кума!
– Да на рынке была.
– Никак глуха?
– Купила петуха.
– Прощай, кума!
– Пять рублей дала.

2 группа ребят:
– Андрейка, сыночек, ты пирог съел?
– Нет, не я.
– А ещё хочешь?
– Хочу.

Учитель: А теперь ребята, попробуем сами сочинить свои небылицы. Работать будете в парах. (Для каждой пары раздать карточку-помогайку)

Самопрезентация каждой пары

Сценка «Филя и Уля» в исполнении двух учащихся
Частушки в исполнении ребят
А у нас во дворе
квакали лягушки
А я с печки босиком,
думала подружки.

По деревне я шла
и Ванюшу видела
Под кустом сидел и плакал
– курица обидела!

Я плясала в три ноги
Потеряла сапоги
Оглянулася назад
Сапоги мои лежат.

Если б не было воды
Не было бы кружки.
Если б не было девчат
Кто бы пел частушки.

 Учитель: А вы себя никто не узнал в этих частушках? Недаром народ высмеивал не лучшие, а плохие качества человека. Что полезного взяли для себя?
Учитель: Иногда мы даже не подразумеваем, что встречаемся с устным народным творчеством. Например, когда играем с маленькими детьми. Оказывается, что такие игры как «Ладушки», «Идёт коза рогатая», «Сорока» – все это устное народное творчество. Но вы уже взрослые и вам неинтересно играть в такие игры. Но есть очень много интересных русских народных игр, в которые играли ваши бабушки и дедушки. Они дошли и до нас. Давайте и мы сегодня на уроке разучим русскую народную хороводную игру «Со вьюном я хожу»
Потешницы: Дружно смеялись, дружно и в круг вставайте - хороводную игру начинайте
Чур, ведущего игры выбираем по считалке!
(чтение считалки учащимся)
– Заяц белый, где ты бегал?
– В лес зелёный.
– Что там делал?
– Лыко драл.
– Куда клал?
– Под колоду.
– Кто украл?
– Родион.
– Выйди вон.
Хороводная игра «Со вьюном я хожу»
Дети стоят в кругу, лицом в центр. Один ребёнок- ведущий, у него в руках «венок» - зелёная лента. Все дети поют, стоя на месте. Ведущий ходит между детьми восьмёркой, обходя каждого. На последних словах кланяется тому, перед кем окончили петь.
Со вьюном я хожу,
Со зелёным я хожу,
Я не знаю, куда вьюн положить (посл. 2 строки повторить 2 раза)

С началом второго куплета за ведущим ходит второй ребёнок (кого пригласили)
Положи ты вьюн,
Положи ты вьюн,
Положи ты вьюн
На правое плечо (посл. 2 строки повторить 2 раза)

Движения повторяются, приглашается третий ученик
С началом третьего куплета за ведущим ходят трое детей (кого пригласили)
А со правого,
А со правого,
А со правого,
НА ЛЕВО положи (ходят уже четверо детей)

По окончании песни в центре четверо детей кладут на пол вьюнок, а сами под плясовую музыку пляшут свободно, остальные им хлопают. Как только заканчивается музыка, хватают вьюнок. Кто первым схватил, тот и новый ведущий.
Учитель: Ребята, а сколько скороговорок придумал русский народ.

- Кто из вас знает какие-нибудь скороговорки? (ответы детей)

А теперь давайте проговорим эту скороговорку, но не просто...

С удивлением, подумайте, как человек удивляется.

С радостью, подумайте, как человек радуется.

С грустью, подумайте, как человек грустит.
Дарья: Интересно, а кто кого переговорить сумеет? В моём сундучке много скороговорок
(Соревнуются дети из обеих групп и гости).
Марья: Мастера скороговорить соревновались. Певцы тоже. Ну, что ж, делу время, а потехе час. Пора и нам с вами про дела вспомнить, праздник заканчивать.
Учитель: Пронесите, ребята, любовь к русскому устному народному творчеству через всю свою жизнь, подарите её своим младшим братикам и сестричкам, наверняка они у вас есть или будут.

Рефлексия

1) Продолжите предложение:
-Сегодня на уроке я
2) При помощи яблочек покажите, какое у вас настроение
Красный – мне очень понравилось на уроке, я работал с удовольствием
Зелёный - урок понравился, но я работал не в полную силу

Учитель: А на прощанье всем по пряничку. Да не по простому, а по разгонному.
Дарья: Есть такой обычай русский, коли на стол поставят такие прянички – пиру конец. А кто скушал – молодец!
(Всех гостей угощают пряничком)

15