Статья «Формирование бережного отношения учащихся к природе. Экологическое воспитание на уроках географии и во внеурочной воспитательной работе »


«Формирование бережного отношения учащихся к природе.
Экологическое воспитание на уроках географии и во внеурочной воспитательной работе »
Система работы по проблемной теме
( выступление на педсовете)
учителя географии ГБОУ СОШ № 20 Рвачевой И.Г.
Природа предоставляет большие возможности для разнообразной деятельности детей, для формирования у них гуманных чувств к представителям растительного и животного мира, способствует развитию личности ребенка. Приобретенное в детстве умение видеть и слышать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает глубокий интерес к ней, расширяет их знания, способствует формированию характера, интересов. В. А. Сухомлинский неоднократно обращал внимание воспитателя на необходимость открыть ребенку книгу природы как можно раньше, чтобы каждый день приносил что-то новое, «чтобы каждый шаг был путешествием к истокам мышления и речи - к чудесной красоте природы». Каждое знакомство с природой - урок развития детского ума, творчества, чувства.
Безусловно, природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на все его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью. У ребенка восприятие природы острее, чем у взрослого, так, как он соприкасается с природой впервые. Ребенок считает , что он первооткрыватель сокровищ природы, удивляется, радуется этому. Ему кажется, что он первый услышал стрекотание кузнечика, для него поет зяблик, он первый увидел , что снег - это множество красивых снежинок. Окраска, форма и запах цветов, пение птиц, журчание ручья, плеск воды, шелест травы - все это позволяет почувствовать природу. Задача взрослых научить его не только наблюдать, но и понимать природу. Сделав это, ребенок захочет узнать о ней больше. Из пристального внимания к природе, привязанности к родным местам и развивается любовь к своему краю, к родной природе, к Родине. «Красота - это кровь и плоть человечности, добрых чувств, человечных отношений... Улыбка, восхищение, изумление перед красотой - это тропинка, которая может привести к детским сердцам».
Открыть в ребенке все доброе, светлое пробудить в нем стремление к знанию, активности, самостоятельности, воспитать у него трудолюбие, привить чувство красоты - вот первейшая задача педагога
Практика педагогического процесса показывает, что приобщать ребенка к миру природы необходимо с раннего возраста. Эта проблема наиболее актуальна в наше время. «Человек был и всегда останется сыном природы, и то что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатствам духовной культуры. Мир, окружающий ребенка, -это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума.»Задача взрослого - помочь открыть ребенку окружающий мир природы, воспитывать заботливое отношение ко всему живому. Поэтому так важно специально учить ребят всматриваться, восхищаться красотой мира природы, учить выявлять экологические проблемы , анализировать и предлагать решение этих проблем.
Общение с природой дает положительный эффект: снимает психологическую напряженность, агрессивность, стрессы, формирует гуманные чувства и любовь ко всему живому.
Какими же методами можно приобщать ребят к природе?
Прежде всего, это постоянные многократно повторяющиеся наблюдения за животными, растениями, объектами и явлениями неживой природы. Красота природы обостряет восприятие, пробуждает творческую мысль, заставляет ребят соотнести свои знания в области естественных наук с вопросами охраны окружающей среды, позволяет обратить внимание на отрицательные моменты деятельности человека по отношению к природе, вовремя исправить допущенные ошибки, помочь растениям, животным, окружающей природе родного края. Что позволяет сделать процесс обучения радостным, интересным, вызвать у ребенка стремление к открытию - значит облегчить процесс обучения.
Решению этой задачи поможет приобщение ребенка к миру природы с ее наблюдения.
Наблюдение - сложная познавательная деятельность, она зарождается в раннем возрасте, со временем способствует процессу познания мира. Главное в наблюдении - создать высокий эмоциональный настрой, дать ребенку возможность почувствовать то, что он видит, научить выявлять , как позитивные, так и негативные моменты сотрудничества человека и окружающей среды.
Большое значение имеет оформление наблюдения. Процесс приобщения ребенка к природе желательно осуществлять в игровой форме, вызывая тем самым у ребенка радостное, веселое настроение. Все это помогает ему лучше понять свойства и качества, признаки объектов природы, простейшие связи и отношения. Регулярное общение с природой, наблюдение за растениями и животными , наблюдение за морем или полем позволит ребенку получить яркие впечатления, настроит на гармонию с миром природы. Тесный эмоциональный контакт с природой поможет воспитать заботливое, гуманное отношение к ней. Важно предупреждать у детей любые проявления бессердечия, черствости, жестокого обращения с животными, что необходимо для осознания ребенком себя как части живой природы.
Считаю необходимыми выполнения заданий по наблюдению за природой. Выполнение таких творческих заданий предполагает не только увидеть и описать увиденное, но и найти дополнительный материал о жизни наблюдаемого объекта, выявить экологические проблемы и предложить пути их решения.
Способствует расширению кругозора и повышению интереса к естественным наукам работа с дополнительной литературой и написание с последующей защитой сообщений и рефератов.
Способствуют закреплению изученного материала по темам, дополнительная информация о экологических проблемах разных регионов (области, города , поселки) и географических объектов ( реки ,озера, моря, географические оболочки и т. д.), выполнение учащимися творческих работ : сообщения , рефераты , объемные работы «Осенний лес», «На дне моря»; изготовление поделок из природного материала (ракушки, дерево, семена); рисование на камнях, изготовление панно с использованием сухих растений.
Работа по составлению детьми кроссвордов после изученной темы позволяет систематизировать и проверить уровень усвоения материала, способствует развитию мыслительных способностей ребенка.
Развитию эстетических и эмоциональных чувств в отношении к природе помогают творческие странички «проба пера», в которых ребята выражают свое отношение к природе.
Воспитательную работу по предмету считаю обязательной и необходимой в учебно-воспитательном процессе школы: выпуск газеты « Эковзгляд », проведение педлекториев по вопросам экологического воспитания и защите окружающей среды. Экологический эрудицион « Земля в опасности », проведения конкурсных программ «Самое синие в мире Черное море моё », проведение праздников «Бал первоцветов», «Последние краски осени» и т.д.Большое положительное значение имеют домашние животные, уход за ними, наблюдение и общение с ними, оказывает положительное значение в экологическом воспитании детей. Стали традиционными конкурсно - познавательные программы : « Мой ласковый и нежный зверь » « Зверьё моё » и т.д.
Эти чувства ребята излагают в сочинениях-рассуждениях «Мой четвероногий друг», в рассказах о своих домашних питомцах «Зверье мое», «Мой ласковый и нежный друг», что также имеет свои положительные моменты.
Для формирования у детей правильного понятия об экологии, формированию любви и бережному отношению к природе весьма полезны экскурсии. Они также помогают обобщить знания учащихся по предмету, понять, что дети усвоили, восполнить пробелы в их знаниях. А где воспитывать у ребят любовь к родной природе, показать все ее разнообразие, красоту, если не на экскурсии?
Во время экскурсий в природу школьники могут глубже познакомиться с природными условиями и ресурсами родного края, постановкой охраны природы, выявить под руководством1 педагога неучтенные достопримечательности местной природы, выяснить степень возможного участия в охране природы и правильном использовании природных ресурсов. Экскурсии воспитывают культуру поведения в природе, эстетические чувства, пробуждают и укрепляют чувство прекрасного.
Важно также приблизить ребенка к естественной природной среде: использовать сад, огород, цветник около дома, для приобщения кэлементарному труду по созданию благоприятных условий для жизни живых существ. Немаловажное значение отводиться уходу за комнатными растениями (полив, пересадка, размножение), а также 4 работе на пришкольном участке и выполнению простейших опытов по уходу за сельскохозяйственными растениями.
Необходимо организовывать воспитательную работу с детьми так, чтобы трудовая деятельность детей (выращивание цветов, разбивка клумб, уход за растениями) была в тоже время деятельностью эстетической. Труд , проникнутый эстетическими побуждениями и ощущениями, развивает чувство красоты трудовой деятельности. Ребенок, переживший эстетические чувства от результатов собственной деятельности, (ухаживание за растениями, животными) становится более чувственным к красоте в окружающей природе, к предметам, созданным руками человека. Тот , кто познал цену своих усилий, пережил эстетические чувства, не способен к порче, разрушению, созданному природой и человеческими руками. Ребенок начинает ценить результаты не только своего, но и чужого труда, и гуляя в парке или в лесу он лишний раз подумает прежде чем сорвать цветок или сломать ветку.
«...Если ребенок вырастил цветок для того, чтобы любоваться его красотой, если единственным вознаграждением за труд стало наслаждение красотой и творение этой красоты для счастья, радости другого человека, - он не способен на зло, подлость, цинизм, бессердечность... Красота воспитывает нравственную чистоту, человечность лишь тогда, когда труд, создающий красоту, очеловечен высокими нравственными побуждениями, прежде всего, проникнут уважением к человеку.»