Рабочая программа элективного курса по русскому языку Трудные случаи орфографии и пунктуации (10класс)


-152400 РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная
школа №40 г.Шахты Ростовской области
346505 Россия, г. Шахты Ростовская область ул. Фучика, 8а тел. 8(8636)26-11-49 e-mail: shkola40@rambler.ruРассмотрено: Утверждаю:
Протокол № от ___- педсовет от _____________
Руководитель МО Приказ № ______________
___________ Директор
МБОУ СОШ №40 г.Шахты

___________ А.Н.Дядюшкин
Рабочая программа
элективного курса по русскому языку
«Трудные случаи орфографии и пунктуации »
для учащихся 10класса
Образовательная область: Филология
Разработала:
Вдовенко И.Л.
учитель русского языка и литературы,
высшей квалификационной категории.
2015 г.
Пояснительная записка.
Значение курса и его место в учебном плане.
Элективный курс «Трудные случаи орфографии и пунктуации» в современной школе имеет познавательно-практическую направленность, т. е. он помогает более прочно и глубоко сформировать у учащихся орфографические и пунктуационные знания, умения и навыки., способствует становлению у детей учебной самостоятельности, развивает интерес к изучению русского языка и письменную связную речь.
В основу изучения орфографии и формирования орфографических навыков в школе положена работа над орфограммами. Школьники должны понять и усвоить сущность разных типов орфограмм, научиться находить их опознавательные признаки и в соответствии с этим применять то или иное орфографическое правило.
Необходимы некоторые обобщенные комментарии к понятиям «орфограмма», «опознавательные признаки орфограмм», а также комментарии к некоторым формулировкам правил. Создание элективного предмета по трудным вопросам орфографии диктуется также необходимостью прокомментировать как с практической, так и с теоретической стороны ряд трудных орфографических тем. Русская орфография справедливо считается одной из лучших орфографий буквенно-звуковых систем письма, однако и в ней есть трудные случаи, у них разная «природа» и разная степень трудности, особенно много трудностей в области слитных, раздельных и дефисных написаний. Есть и такие трудности в орфографии, которые выходят за рамки трудностей чисто орфографических: бывают трудны для интерпретации сами языковые категории, с которыми связано орфографическое оформление. К числу последних относится, например, разграничение частиц не и ни, а также разграничение частицы и приставки не. Нам представляется, что наиболее рациональным видом ответа на возникающие перед учениками вопросы будет описание отдельных трудностей русской орфографии на фоне общей системы русского правописания. Поэтому изложение трудных вопросов орфографии ведется в предлагаемом элективном курсе по разделам и на основе орфографических принципов, действующих в каждом из отдельных разделов русской орфографии.
Вторая часть элективного предмета предполагает изучение трудных вопросов пунктуации. Чтобы свободно владеть пунктуацией, необходимо постичь ее сущность, ее принципы, усвоить ее системность. Только таким образом понятая пунктуация способна отражать процессы речи – мысли.
Пунктуация как система, действующая ныне, складывалась исторически, функции знаков менялись, менялись и условия их применения. Эти изменения отражают жизнь языка, и поэтому правила, стабильные и узаконенные специальными документами, всегда неизбежно отстают от своего времени, так как фиксируют определенный временной отрезок, а практика употребления знаков идет дальше.
Элективный учебный предмет ориентирует на осмысленное пользование знаками препинания и развитие способности анализировать пунктуационное оформление разных по жанровой и функционально-стилевой принадлежности текстов, а также их стилистической направленности.
Изложение материала рассчитано на анализ трудностей и тонкостей русской пунктуации – причем пунктуации не как механического набора правил, а как живой, подвижной, развивающейся системы. Элективный предмет должен показать, как на базе правил происходит обогащение функций знаков в практике печати; по возможности обратить внимание на необходимость воспитания чувства языка, интуиции, что предполагает осмысление нерегламентированной пунктуации и умение отличить ненормативную пунктуацию от пунктуации ошибочной, что очень важно в школьной практике.
При комментировании так называемых трудных случаев орфографии и пунктуации (или спорных случаев) исходной точкой рассуждений служат основные положения стабильного свода правил.

Тема курса выбрана с учетом лингвистических интересов учеников.
Программа элективного курса «Трудные случаи орфографии и пунктуации» составлена в
соответствии с программой по русскому языку ( авторы-составители: А.И. Власенков, Л.М.
Рыбченкова ) и на основании Единых требований к знаниям выпускников средних
общеобразовательных школ.
Данный курс предназначен для учащихся 10 классов. Программа рассчитана на 19 часов (по 0,5ч.
в неделю).
Цели:
Повторить теорию школьного курса русского языка.
Выявить пробелы в знаниях учащихся и ликвидировать их путем практических занятий.
Повысить интерес учащихся к русскому языку.
Расширить активный и пассивный словарный запас учащихся.
Помочь учащимся в подготовке к ЕГЭ по русскому языку.
Развивать творческий и интеллектуальный потенциал школьников.
Задачи:
Знать нормы литературного языка.
Владеть приемами лингвистического анализа.
Уметь применять свои знания при анализе текстов и языкового материала.
Принципы организации обучения: открытость (для всех независимо от качества обученности); индивидуализация (индивидуальная практическая работа для каждого, основанная на технологии самообразования). На нескольких лекционных занятиях учащимся даются схемы, таблицы обобщающего характера, которые помогут им вспомнить ранее изученный теоретический материал. Затем на практических занятиях учащиеся выполняют упражнения и задания, направленные на углубление и закрепление умений и навыков. Практические упражнения носят дифференцированный характер: от простых к сложным, от тренировочных заданий («вставьте пропущенные буквы и объясните их правописание») до контрольных и творческих работ («написать диктант/изложение/сочинение»). Упражнения ведут учащегося за собой: от подробных комментариев к все более самостоятельным решениям и выбору, в чем проявляется развивающий характер заданий. Упражнения выполняются каждым учащимся индивидуально, затем выполненное упражнение проверяется учителем. Учащиеся анализируют допущенные ошибки, выполняют работу над ошибками. Если учащиеся выполняют работу правильно, то им дается более сложное задание.
Актуальность:
Необходимость повторения пройденного материала и подготовка к Единому государственному
экзамену по русскому языку.
Базовые понятия курса: орфография, орфограмма, орфографическое правило, морфема, самостоятельные части речи, пунктуация, пунктуационное правило, главные и второстепенные члены предложения, однородные члены предложения, вводные слова и вводные предложения, прямая и косвенная речь.
Учебно-методический ресурс, необходимый для реализации задач курса: схемы, таблицы, учебные пособия для учащихся, учебно-методические пособия для учителя, дидактические карточки-задания.
Критерии оценки результативности изучения курса: текущий контроль – проверка выполнения учащимися упражнений и заданий, проверочные работы; итоговый контроль – тестирование, сочинение.
Формы работы с обучающимися:
*Работа с учебником Д.Розенталя, Бабайцевой, Гольцова и др.
методическими пособиями для подготовки к ЕГЭ;
*тестирование;
диагностические работы;
*тренировочные работы.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения данного курса обучающиеся
Должны знать
-теоретический материал курса
уметь:
- орфографически и пунктуационно грамотно оформлять письменные работы (диктанты, изложения,
сочинения).
- анализировать языковые явления, проводить самостоятельные лингвистические исследования.
- применять полученные теоретические знания на практике при выполнении диагностических и
тренировочных работ на основе КИМов ЕГЭ.
Программа носит ориентировочный характер, а значит, предполагает варьирование, которое
может быть связано как с творческим индивидуальным подходом учителя к решению отдельных
теоретических и практических вопросов, так и с конкретными условиями ее реализации.
Методическое обеспечение.
Программа построена на основе программы по русскому языку за 5-9 класс и материалов для
подготовки к ЕГЭ. Занятия спланированы в виде уроков-практикумов
Содержание программы.
В программе повторяются разделы русского языка, материал углубляется, расширяется,
рассматриваются трудные случаи орфографии и пунктуации русского языка. Одновременно с этим
идет работа над стилистикой русского языка, средствами художественной выразительности. Много внимания уделяется работе с контрольно-измерительными
материалами ЕГЭ.
Учебный план курса
Наименование разделов, тем Количество часов Формы контроля
Раздел I. Трудные вопросы русской орфографии (8 ч)
Тема 1. Чередование гласных в корне слова. 1 Упражнения, проверочные работы
Тема 2. Правописание приставок. 1 Упражнения, проверочные работы
Тема 3. Правописание гласных после шипящих и Ц. 1 Упражнения, проверочные работы
Тема 4. Ь после шипящих на конце слова. 1 Упражнения, проверочные работы
Тема 5. Правописание Н и НН в суффиксах разных частей речи. 2 Упражнения, проверочные работы
Тема 6. Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи. 2 Упражнения, проверочные работы
Раздел II. Трудные вопросы пунктуации (8 ч)
Тема 7. Тире между подлежащим и сказуемым. 1 Упражнения, проверочные работы
Тема 8. Однородные члены предложения. 2 Упражнения, проверочные работы
Тема 9. Обособление второстепенных членов предложения. 2 Упражнения, проверочные работы
Тема 10. Вводные слова и предложения. 2 Упражнения, проверочные работы
Тема 11. Предложения с прямой и косвенной речью. 1 Упражнения, проверочные работы
Итоговый контроль (2 ч)
Итоговое тестирование (по материалам ГИА). 2 Тест, сочинение
Календарно-тематическое планирование
№ урока Тема урока Дата проведе-нияВиды деятельности
(элементы содержания, контроль)
1 Чередование гласных в корне слова. 14.01 Формирование у учащихся деятель-
ностных способностей и способностей
к структурированию и систематизации
изучаемого предметного содержа
ния: запись текста под диктовку,
подбор аргументов из художественной
литературы для рассуждения на лингвистическую тему, работа в парах
сильный — слабый с орфограммами
с последующей взаимопроверкой
по памятке выполнения задания, кол
лективное проектирование

Работа с интерактивной доской, групповая лабораторная работа (анализ текста на лингвистическую тему), работа в парах сильный — слабый по памятке выполнения задания (конструирование словосочетаний, предложений (по вариантам) при консультативной помощи учителя), групповое проектирование текста по лексико- фразеологическому материалу,
(опорный материал
для составления текста со сложными
предложениями), групповая работа
объяснительный диктант с после
дующей самопроверкой по памятке
выполнения задания, групповое про
ектированиепостроение схем
предложения, наблюдение за инто
нацией предложения), работа в парах
5 Правописание приставок. 21.01 6 Правописание гласных после шипящих и Ц. 28.01 9 Ь после шипящих на конце слова. 4.02 10 Правописание Н и НН в суффиксах разных частей речи. 11.02 11 Правописание Н и НН в суффиксах разных частей речи. 18.02 13 Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи. 25.02 14 Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи. 3.03 16 Тире между подлежащим и сказуемым. 10.03 18 Однородные члены предложения. 17.03 19 Однородные члены предложения. 31.03 21 Обособление второстепенных членов предложения. 7.04 22 Обособление второстепенных членов предложения. 14.04 25 Вводные слова и предложения. 21.04 26 Вводные слова и предложения. 28.04 29 Предложения с прямой и косвенной речью.. 5.05 31 Итоговое тестирование (по материалам ГИА). 12.05 Формирование у учащихся умений
к осуществлению контрольной функ
ции, контроль и самоконтроль изученных понятий, алгоритма проведения
самопроверки и взаимопроверки работы: самостоятельное проектирование
выполнения домашнего задания
32 Итоговое тестирование (по материалам ГИА). 19.05
Анализ тестовых работ 27.05 Учебные пособия, реализующие программу элективного учебного предмета
Для учащихся:
Власенков А.И. Русский язык. 10-11 классы: учеб. для общеобразовательных учреждений: базовый уровень/ А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 287с. 
Греков В.Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах/ В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко. – 47-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2007. – 368с.
Кайдалова А.И. Русский язык (Фонетика. Словообразование. Морфология. Орфография) / А.И.Кайдалова, И.К.Калинина. – Издательство Московского университета, 1978. – 237с.
Для учителей:
Валгина Н.С. Трудные вопросы пунктуации: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1983. – 176с. – (Б-ка учителя русского языка)
Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии: Пособие для учителей. – 2-е изд., перераб. – М.:Просвещение, 1982. – 175с. – (Б-ка учителя русского языка)
Озерская В.П. Изучение морфологии на синтаксической основе: Кн. для учителя. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1989. – 223с.
Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке для работников печати. – Изд. 3-е. – М.: «Книга», 1978. – 336с.